EN|RU|UK
 Политика Украины
  12767  40

 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ОБМАН, ЦУГЦВАНГ ИЛИ УСПЕХ?

После месяца каникул народным депутатам подбросили задачу не из легких: второе чтение изменений в Конституцию в части децентрализации. С ходу голосовать никто желания не проявил. Поэтому решили потянуть время. Для этого 51 народный депутат обратился в Конституционный суд, чтобы судьи дали разъяснение, что такое "очередная" сессия, а что – "следующая". Нужно же понимать, когда голосовать, чтобы, так сказать, без нарушений. Первое голосование за изменения в Конституцию в части децентрализации стало для Украины не только скандальным, но и трагическим.

Во время рассмотрения законопроекта 31 августа прошлого года в сессионном зале и под стенами парламента было неспокойно. "Яблоком раздора" оказался 18 пункт переходных положений, где речь идет о так называемом особом статусе Донбасса. Результат - на табло высветилась цифра 265 "за" президентское предложение. На улице в столкновениях погибли четверо нацгвардейцев. После страсти не утихали еще долго. Радикальная партия из-за этих событий вышла из коалиции. "Свободовцев", которые принимали участие в акции протеста, таскали по прокуратурам и судам. Некоторых даже посадили в СИЗО. Потом были местные выборы, продолжение Минских переговоров и кулуарный сбор необходимых для принятия во втором чтении изменений 300 голосов. Их, видать, не оказалось. Да и, судя по всему, действовать в угоду Владимиру Путину, который настаивает на конституционных изменениях, не хотелось. Поэтому решили схитрить. Зацепку тоже нашли. Теперь дело за судом. Он думает. Сам Президент уверен, что парламент поддержит изменения в Конституцию по вопросу децентрализации до конца 2016 года. "У меня нет никаких сомнений, что у нас есть эти 300 голосов", - заявил на днях Петр Порошенко. А "Цензор.НЕТ" пока расспросил представителей депутатских фракций и групп, что они думают по поводу этого процесса и как настроены действовать дальше.

"ЕСЛИ ПОДНИМУТ ВОПРОС О МИРЕ В УКРАИНЕ, ПРОГОЛОСУЕМ"

Стопроцентного утвердительного ответа о поддержке изменений в Конституцию, условно говоря, хоть завтра, мы не услышали. Большинство пока в раздумьях.
пацкан

- Окончательного решения у нас еще нет, - рассказывает народный депутат из "Блока Петра Порошенко" Валерий Пацкан. - В понедельник после Согласительного совета у нас будет фракция, где будем определяться. Но голосовать нужно, так как мы обязаны завершить процесс децентрализации, иначе движения вперед в стране просто не будет. Сейчас коллеги по-разному относятся к этим изменениям. Камнем преткновения всегда был непонятный или неправильно выписанный пункт относительно выборов на Донбассе. Лично я считаю, что у нас уже есть закон, его менять не надо. Но я против, чтобы там проходили выборы до того момента, пока на всех государственных учреждениях не будут висеть украинские флаги, и пока там есть оружие. Как их проводить под дулом автоматов?! Если сравнивать, это то же самое, что провести сейчас референдум в Крыму.

Но рано или поздно этот вопрос все равно придется решить, и выбирать из тех людей, которые там живут. Либо же из переселенцев, которые были вынуждены покинуть свои дома. Я бы поставил вопрос, что если боевые действия через месяц заканчиваются, то выборы проводить через год, для того, чтобы надлежащим образом все подготовить.

Какое тут может быть влияние Минского процесса? Он может решить вопрос относительно прекращения огня и обмена пленными. Но не волеизъявления.
логвинский

Нет окончательного решения и в "Народном фронте", объясняет Георгий Логвинский:

- Фракция пока не заседала. Но изначально мы были настроены так, что будем голосовать за изменения в Конституцию только в случае, если будут выполняться Минские соглашения. Конечно, мы понимаем, что их внедрение саботирует не Украина, а Россия. Если она не будет реализовывать взятые на себя обязательства относительно вывода войск, я не вижу оснований для принятия законодательных решений.

Сейчас европейские государства видят, что мы находимся на стадии выполнения своей части договоренностей. Именно поэтому европейское сообщество нас поддержало и продолжило санкции против России. Это было целью нашей фракции, когда изменения голосовались в первом чтении. Но уже тогда у нас была четкая позиция: если Россия не будет выполнять Минские соглашения, мы голосовать не будем. Если же нам приведут весомые доводы, почему мы должны поддержать, будем их изучать.

Пока нужно дождаться решения Конституционного суда. Обращение туда депутатов - это проявление дипломатии. У нас есть возможность перенести голосование. Не исключено, что так оно и будет. К примеру, на осень. За это время Россия может поменять свое поведение - выведет свои войска и даст нам возможность контролировать границу. Тогда мы сможем найти общий язык не с сепаратистами, а с нашими гражданами, которые там проживают. Будем надеяться, что так и произойдет.
папиев

"Оппозиционный блок" пока тоже не определился, хоть и голосовал за изменения в Конституцию в первом чтении, говорит Михаил Папиев:

- Но давайте дадим ответ на вопрос: люди сейчас поддерживают децентрализацию? Да. Это необратимый процесс. Все отдают себе отчет, что для более эффективного управления нужно передавать полномочия с центр на места. Также в законопроекте речь идет об особенностях осуществления местного самоуправления, что некоторые политики из коалиции преподносят как особый статус Донбасса - так политически искажают содержание. У нас в Киеве, кстати, тоже это есть.

Если будет поднят вопрос о голосовании за мир в Украине, мы это поддержим. Хотя было бы логичнее, чтобы до рассмотрения в целом этого документа подготовили законодательные акты о тех же префектах. Должно быть четко понятно, кто будет руководить исполнительной властью на территории региона, какие будут функции надсмотра и последствия выражения недоверия этому руководителю. Это сняло бы много эмоциональных вопросов.

лабазюк

В депутатской группе "Воля народа" хотят увидеть окончательный вариант текста, чтобы сформировать свою позицию, подчеркивает Сергей Лабазюк:

- Пока их три. Плюс изменения, которые блудят между Администрацией Президента и профильным комитетом парламента. Мы примем решение, когда увидим окончательный вариант. Но мы не боимся, если там будет идти речь о какой-то форме особого статуса Донбасса, так как эту ситуацию нужно разрешить. Там необходимо провести выборы. Вопрос в том, когда. Сегодня никак нельзя. Но на первом этапе мы должны дать посыл, что в целом Донбасс остается территорией Украины, где будут действовать законы нашего государства. Мы готовы предоставить какие-то особенные возможности, но только после проведения волеизъявления. Для этого стопроцентно должны быть прекращены боевые действия, а из Украины отведены российские войска и проведены подготовительные действия для выборов.

Если говорить о децентрализации, то сейчас области не получили тех полномочий, которые им обещали - их на места толком не передали. Но все-таки первые позитивные шаги уже есть. Изменения в один день не происходят. Они будут болезненными, будут не нравиться даже на местах. Как то префекты. Они будут. Но вопрос в том, с какими полномочиями. Я считаю, что должны быть исполкомы, в которых будут объединены полномочия глав советов и администраций. Будет одна ветвь власти вместо двух. Префект будет представителем Президента на месте. Если он будет иметь полномочия общего надзора и в отдельных случаях блокировать то или иное решение, но через суд, это будет нормально.

Что планирует делать депутатская группа " Відродження", пока до конца не ясно, так как связаться с ее представителями не удалось.

"Я ВЕРЮ, ЧТО В ПАРЛАМЕНТЕ НЕТ 300 ПРЕДАТЕЛЕЙ"

Однако три фракции уже заявили о своем нежелании дать недостающие для позитивного решения голоса. Месседж приблизительно одинаковый - общеизвестная "зрада".

сыроид
- Украине, правда, необходима децентрализация. Это наша свобода от давления деспотической и неэффективной государственной машины, - рассуждает в видеообращении вице-спикер, представитель "Самопомочи" Оксана Сыроид. - Но предложенные изменения в Конституцию не дадут украинцам ни свободы, ни децентрализации. Широкие, карательные полномочия Президента и его префектов будут сокрушительными не только для местного самоуправления, но и для демократии в целом. А особый статус для оккупированного Донбасса - это преступление против тысяч погибших, десятков тысяч раненых, миллионов людей, которые потеряли нормальную жизнь. Это унижение украинской нации и отказ от государственного суверенитета в пользу России под прикрытием децентрализации. Я верю, что в парламенте нет 300 предателей.
гаи авто тернополь чижмарь

По-прежнему против остается и Радикальная партия, заверяет "Цензор.НЕТ" Юрий Чижмарь:

- Этот вопрос нужно разделить на две части. Первая, децентрализация. У нас тут есть замечания, так как Президент хочет перетянуть на себя немного больше рычагов влияния, несмотря на то, что публично рассказывают о том, что власть передается на места. На самом деле, все по-другому. Но более сложной проблемой является как раз вторая - статус Донбасса. Радует, что Президент отказался от идеи сначала провести там выборы, а потом ставить вопрос о возобновлении нашего контроля за границей. Кроме того, он впервые за время своего президентства сказал о том, что за стол переговоров должны сесть не Кучма с каким-то Плотницким, а участники Будапештского договора. Но его продвижение изменений по Донбассу заставляет остерегаться.

Представление в Конституционный суд - это затягивание процесса. 300 голосов нет, поэтому надо тянуть время, сохраняя при этом лицо. В первую очередь, перед собой, а также перед Россией, чтобы объяснить, почему же не происходит голосование. Самое худшее, что у Президента не пропало желание протащить норму про Донбасс, и он пытается все-таки найти эти 300 голосов. Если у той же Банковой возникнет соблазн принудить депутатов к голосованию через разные непарламентские методы, мы будем готовы использовать любые методы, чтобы это предотвратить. Например, заблокируем трибуну. Будем делать все, чтобы не допустить фальсификаций.

луценко

- Мы не будем голосовать, потому что в тексте есть два неприемлемых для нас момента, - говорит народный депутат из "Батькивщины" Игорь Луценко. - Это так называемый особый статус Донбасса и децентрализация, которая, по сути, является централизаций, в частности через введение института префектов. Теоретически можно было бы предположить, что мы бы проголосовали за изменения, если бы был изъят пункт о Донбассе. Но децентрализация предусматривает серьезное усиление президентской вертикали. Лично я за такое бы не проголосовал. Что делать? Вернуться к коалиционному соглашению, где четко все прописано. Там речь идет не только об основных тезисах, но и о процедурах. Этот вопрос раскалывает парламентское большинство. Что в конце концов может произойти? Распад. То есть, голосование за эти изменения в Конституцию может стать синонимом развала коалиции.


Ольга Москалюк, "Цензор.НЕТ"

VEhrdlVXNU9ReXN3V1VoUmRYUkRkekJNZGxKcWRFTTJTVTVEWlRCTWRsSnFUa042TUV4QmRrdzVRMkV3VERkUmRtUkhRakJaVEZGMVRrZERNRmxRVW1oMFF6UXdXVGs0TUV4VVVYUmtSMGN3VEZoUmRtUkhRekJaUkZGelRrTTNNRXhxVVhRNVEzY3dXV0pSZFU1SFVBPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх