EN|RU|UK
 Политика Украины
  10871  52

 ЧТО ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ МО И ГШ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ 300 МЛН ДОЛЛ. США?

Конгрессом США принято решение о выделении 300 млн долларов на поддержку комплексных реформ в Украине, в том числе и в сфере безопасности и обороны. Чтобы убедить наших американских партнеров в расширении спектра поддержки, мы должны представить дорожную карту реформ — стратегический оборонный бюллетень. Именно в этом документе будет четко видно этапы реформирования, сроки и ответственные лица. Сейчас проект документа готовится специалистами МО и ГШ в тесном сотрудничестве с советниками Офиса связи НАТО и другими иностранными представителями.

Об этом в своей статье на Цензор.НЕТ пишет экс-советник трех последних Министров обороны Украины Анна Коваленко.

Чтобы перейти к программному планированию, состоялась очередная (четвертая по счету) встреча в рамках Многонациональной объединенной координационной комиссии по вопросам военного сотрудничества и военной реформы (далее - МОКК). В комиссию кроме США и Украины входят также представители Великобритании, Канады и Литвы. Эффективность работы МОКК неоднократно подчеркивали как американские и британские эксперты, так и сами военнослужащие, которые проходят подготовку по стандартам НАТО.

Встречи комиссии происходят 4 раза в год (две - на уровне исполкомов МОКК и две - на уровне глав делегаций МОКК) для анализа достигнутых результатов, а также определения приоритетов Украины в плане военной реформы.

Главы комиссии от стран-участниц провели несколько встреч с представителями СНБО, Министром обороны и начальником Генерального штаба, представителями ВР. Директор департамента стратегии и политики Командования Вооруженных Сил США в Европе генерал - майор Девид Олвин и Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Джеффри Пайетт подготовили свои рекомендации для улучшения эффективности проводимых реформ в рамках государства.

Они сделаны на основе уже существующих докладов по результатам визитов в Украину американских экспертов. Надо сказать, что интонация этих рекомендаций достаточно жесткая и местами даже не совсем дипломатичная. Но американцев можно понять - они привыкли планировать и обосновывать рациональность каждого потраченного доллара.

За последний год около 120 млн долл помощи EUCOM уже осваиваются в Украине. 45 млн ушло на тренировки и 75 на нелетальное оборудование. Передача средств (не в денежном эквиваленте) происходит каждый квартал. Но в этом случае речь идет о краткосрочных программах. Вопрос же реформирования ВСУ - требует иного подхода к планированию, речь идет о сложных многоуровневых программах на 3-4 года минимум. Так что нашим ВСУ предстоит тяжелый труд.

По словам Начальника Главного управления военного сотрудничества и миротворческих операций ГШ ВСУ генерал-лейтенанта Леонида Голопатюка, "сегодня Генеральный штаб и Министерство обороны куда более открыты к внешним рекомендациям от иностранных партнеров и готовы к профессиональному обсуждению. Мы утрясли все ранее возникшие вопросы с обменом информацией с ограниченным доступом. Сейчас полным ходом работаем с иностранными советниками по созданию стратегических документов. Кроме того, мы готовим новый запрос для Командования ВС США в Европе о привлечении дополнительных экспертов в разных сферах, с указанием четкого профиля их работы, временных рамок, а также их количества".

В новых рекомендациях, полученных от американской стороны обозначены несколько групп приоритетов:

· образование, подготовка (в том числе и курсовая) для личного состава ВСУ и создание необходимой инфраструктуры.

· усовершенствование систем оборонного планирования, управления и связи.

· материально-техническое обеспечение ( включая автоматизацию и компьютеризацию систем логистики )

· парламентский и гражданский контроль над реформами

· новая кадровая политика

· создание Сил специальных операций

· создание системы реабилитации и социализации личного состава ВСУ

Отдельное внимание уделено реформированию флота и обеспечению новыми навигационными системами. Это важно, чтобы максимально быть готовым к реагированию на угрозы со стороны Черного и Азовского морей.

Один из важнейших вопросов, по мнению МОКК, это образование и подготовка для руководящего состава, офицеров и солдат. Это то, на чем нам прежде всего следует сосредоточиться для достижения стандартов НАТО. Такая подготовка станет краеугольным камнем в наращивании оперативных возможностей украинской армии.

Особое беспокойство у американской стороны вызывают вопросы координации. Все западные консультанты, работающие по Украине, стремятся к максимальному взаимодействию между собой и очень ждут такого же подхода от украинских коллег. Речь идет о координации и коммуникации на всех уровнях управления: от стратегического, до тактического.

Сейчас сложилась ситуация, в которой отсутствует четкая система координации процесса реформ всего сектора безопасности и обороны. В Офисе связи НАТО считают, что если у государства действительно есть политическая воля меняться в соответствии со стандартами НАТО, то необходимо четко определить координационный центр, напрямую управляющий реформами.

Например, эксперты RAND считают целесообразным, чтобы именно МО определяло оборонную политику. Однако Министерство не сможет взять на себя координацию всего силового блока (включая СБУ и МВД).

Вопрос такой координации вполне мог бы взять на себя СНБО или Кабмин. В Кабмине Марчука, например, существовала должность вице-премьера по вопросам государственной безопасности и чрезвычайных ситуаций. Такой вице-премьер со своим штатом как раз и мог бы определять военную политику и организовывать взаимодействие для реформирования.

Но координация - это и контроль. Контроль, в том числе, и над финансовыми ресурсами в оборонке. А это вопрос, в первую очередь к Администрации Президента и Кабмину.

Несмотря на свою очевидную актуальность, вопрос единого координационного центра никогда не выносился на повестку СНБО. Кто это будет - АП, СНБО или Кабмин - остается открытым вопросом.

Так либо иначе, думаю, что западным партнерам удастся настоять на создании межведомственного "центра координации" реформ и оборонной политики с необходимыми полномочиями и допуском к информации. В таком центре должны работать специалисты силовых ведомств и гражданские эксперты, делегированные туда профильными комитетами ВР. Реформы будут двигаться гораздо быстрее, когда будет определена структура, несущая ответственность в общем.


Анна Коваленко, экс-советник трех последних Министров обороны Украины, "Цензор.НЕТ"
VEhrdlVXdE9Remt3VEROUmMwTkVVVzEwUXlzd1RFeFJjMDVETnpCTVdGRjJaRU0yTUV3MGRrdzVRMVF3VEZoUmRtUkhTVEJaVEZGelRrTjRTVTVEVXpCTFJqZ3dTbnBSZFU1RE9UQk1OMUZ6WkVNck1GbEVVWFowUXprd1dYTTk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх