EN|RU|UK
  961  16
Все про:Яценюк (8365)

 УКРАИНА - РОССИЯ: ПОНЯТЬ И СОТРУДНИЧАТЬ

В отношениях Украины и России хватает непростых моментов. Сегодня только наивный человек может назвать их гармоничными. В трезвой оценке кроется секрет выхода из кризиса двусторонних отношений.

Отрицать влияние России на украинскую политику сегодня не станет никто из серьезных экспертов. Шапкозакидательские настроения по отношению к Москве обходятся нашей стране так же дорого, как и стремление некоторых украинских политиков угодить хозяевам Кремля прежде, чем они озвучат свои пожелания. Очевидно, для обеспечения эффективных двусторонних отношений и России, и Украине необходимо остановиться в гневе и прислушаться к словам друг друга, не игнорируя при этом существующие геополитические реалии. Нашим странам не удастся оторваться друг от друга, и сотрудничество выглядит куда выгоднее, чем обмен взаимными упреками. Например, лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк подчеркивает: «Ни Украина, ни Россия не могут отказаться от наличия единого исторического корня – Киевской Руси. Но нужно понимать, что мы с нашими российскими партнерами объективные конкуренты».

К сожалению, за последние годы корабль российско-украинских отношений получил множество пробоин. Вероятно, настало время завести его в сухой док, провести осмотр повреждений и провести плановый ремонт. В ходе круглого стола, посвященного перспективам выхода украинско-российских отношений из кризиса, лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк предложил принять новую повестку дня двусторонних отношений. На практике это будет означать прагматичный диалог и способность прислушиваться к пожеланиям друг друга. Яценюк не скрывает, что Украина очень заинтересована в нормальных отношениях с Россией. Он полагает, что наступило время для реализации совместных проектов в различных сферах сотрудничества – от добычи и транспортировки газа до развития сельского хозяйства, поддерживает проведение новой индустриализации, в которой заинтересованы оба государства.

Взгляды Яценюка кардинально отличаются от позиций тех, кто символизировал собой украинскую власть на протяжении последних лет. Например, Виктор Ющенко, свой первый визит в качестве Президента осуществивший в Москву, так и не смог превратить двусторонние отношения в прагматичный диалог по важнейшим проблемам. Виктор Андреевич ухитрился опустить отношения со стратегическим партнером Россией на уровень клерков из МИДов обеих стран – по крайней мере, от встречи с украинским коллегой российский президент Дмитрий Медведев шарахается самым натуральным образом. Похоже, российское Министерство иностранных дел уже исчерпало набор дипломатических средств, которыми можно демонстрировать свое неприятие того или иного политика, поэтому-то Ющенко и превратился в персону нон-грата в России.

Кстати, в бытность Арсения Яценюка министром иностранных дел «черные списки» нежелательных персон на российско-украинской границе исчезли. Это было реальным шагом в деле нормализации отношений между нашими странами, жаль, что инициатива не получила необходимого развития. Кроме того, Яценюк со своим российским коллегой Сергеем Лавровым выступал за наполнение реальным смыслом Большого договора между Украиной и Россией. Для этого главы внешнеполитических ведомств наших стран предлагали подписать 22 соглашения. Но в Кремле, возможно, слишком поверили Виктору Януковичу – лидер Партии регионов с купеческой щедростью обещал не только введение русского как второго государственного языка, но и постепенное внедрение двойного гражданства. На поверку казалось, что Янукович цинично злоупотреблял доверием своих избирателей и политических партнеров.

Не слишком отличалась от Виктора Януковича и Юлия Тимошенко, которой еще во времена «оранжевой революции» чудился российский спецназ во внутреннем дворике президентской администрации. Собственно говоря, украинские политики в международных делах не раз впадали в крайности, стремясь понравиться Европе через критику России. Юлия Владимировна пыталась «сдержать Россию» ровно до того момента, пока не просчитала возможность получать дивиденды (и политические, и экономические) от сотрудничества с Кремлем. Правда, последовательности лидеру БЮТ определенно не хватает: в январе 2009 года она вела переговоры с Владимиром Путиным о прекращении «газовой войны», а в марте – подписала Брюссельскую декларацию о модернизации украинской газотранспортной системы с представителями Европейского Союза. Поэтому нет ничего удивительного, что конец каждого месяца НАК «Нефтегаз Украины» встречает «в режиме подвига», выискивая средства, необходимые для оплаты российского газа.

Между Украиной и Россией накопилось немало противоречий. Одно из ключевых – пребывание Черноморского флота в украинских портах. Прав Арсений Яценюк, который призывает прекратить муссировать тему пребывания российских кораблей, а строить современный и сильный украинский флот, восстанавливать баланс сил в Черноморском регионе. Это куда продуктивнее, чем пытаться приблизить 2017 год – определенную двусторонним соглашением дату вывода ЧФ с территории Украины.

Очевидно, этот рецепт – действовать прагматично, ставить во главу угла не эмоции и идеологические штампы, а национальные интересы, в целом, верен для украинско-российских отношений. Сегодня они опустились на дно взаимного недоверия, а это означает, что иного пути, кроме восстановления диалога, попросту не существует.
Источник: Сергей Николаенко для "Цензор.НЕТ"
VEhrdlVYSTVSMGN3VEZoUmRtUkhUekJNYjNaTWR6MDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх