EN|RU|UK
 Экономика
  19409  44
Материалы по теме:

 НОЧНОЙ БЮДЖЕТ "ДЛЯ ГАЛОЧКИ": ЧТО ПРИНЯЛИ ДЕПУТАТЫ, И ПОЧЕМУ ЭТО НЕ ТАК УЖ И ВАЖНО

"Да примут, примут, только сначала "морківку" аграриям дадут", - написала в Facebook коллега из бодрствующего сессионного зала ВР. До принятия бюджета-2016 оставалось что-то около часа, до открытия метро - что-то около двух.

Аграрное лобби действительно оказалось сильным. Камнем преткновения стал налог на добавленную стоимость, точнее - механизмы его возмещения. На сегодня сельхозпроизводители имеют возможность оставлять начисленный НДС на своих счетах. Правительство в своем проекте госбюджета предложило 75 % этого НДС отбирать в казну. После горячих дебатов парламент принял серединное решение: растениеводы, у которых просто не нашлось могущественных заступников, получили возможность сохранять только 15 % налога, зато "мясники" (курятина, свинина, крупный рогатый скот) и "молочники" - от 50 % до 80 %.

Несмотря на многочисленные спичи депутатов о необходимости защитить мелких фермеров, все понимали, что речь идет о крупных корпорациях. Просто зернотрейдеры, поговаривают, не имеют такого доступа в главные кабинеты на Банковой, как собственники гигантских свино- и птицеферм.

Совсем не повезло "торговцам нездоровьем" - а вместе с ними и обычным гражданам, имеющим склонность к употреблению табака и алкоголя. Акциз на сигареты вырос на 40 %, на спирт - на 50 %, и т. п. Ранее представители ликеро-водочной отрасли не раз заявляли в СМИ, что если эта норма будет принята, цена "среднестатистической" бутылки водки может достичь ста гривен. Не сразу, но к лету этот прогноз вполне может стать реальностью.

Кстати, о налогообложении, которое касается каждого. Минфин пробил-таки едва ли не двукратное снижение Единого социального взноса - до 22 %. То есть работодателям станет легче - ведь ЕСВ в казну уплачивают именно они. С другой стороны, это потребовало нормы о прямом финансировании Пенсионного фонда из госбюджета: только на январь - 14 млрд грн.

Что касается налогов на доходы для физических лиц, то их свели к 18 % (вместо нынешних 15 % и 20 %). А вот увеличить налоги на дивиденды для физлиц, владеющих акциями предприятий, депутаты "почему-то" не захотели: так и осталось скромных 5 %.

Для прессы "вишенкой на торте" стала история с миллионом долларов, которые в проекте бюджета выписали на проведение некоего фестиваля патриотической песни. После разгромной критики депутатов Арсений Яценюк прямо из правительственной ложи объявил, что данные средства будут переданы на финансирование работы МИД. И добавил, что идея с фестивалем принадлежала не Кабмину, а "другой организации".

Куда в таком случае смотрел собственно Кабмин, премьер-министр не уточнил. Что же до "другой организации", то речь шла о Госуправделами при АП, а конкретным интересантом достославного миллиона самые разные источники называют нардепа от БПП Сергея Березенко. Впрочем, шишки все равно посыпались в основном на вице-премьера и министра культуры в одном лице Вячеслава Кириленко. И, в общем, это тоже правильно - без его одобрения упоминаний о фестивале в "финансовой конституции страны" не появилось бы.

Что касается общегосударственных нужд, то в первую очередь впечатлила цифра расходов на нацбезопасность и оборону: 113 млрд грн (это, впрочем, не только впрямую для армии, но и для МВД и спецслужб, а также для оборонной промышленности). В то же время, как и обещала еще в первой декаде декабря министр финансов Наталия Яресько, в целом государственные расходы сократятся с более чем 50 % до примерно 40 %.

Общие параметры "ночного" госбюджета совершенно вписываются в пожелания Минфина, не раз озвучивавшиеся со ссылкой на установки Международного валютного фонда (МВФ). Более чем скромное повышение соцстандартов ("плюс" 12 %, при таком же прогнозе инфляции), рост ВВП на 2 %, дефицит госбюджета в 3,7 % - даже эти, очень умеренные, цифры кажутся столь же нереалистичными, как и прогноз среднегодового курса доллара в 24 грн (то есть, фактически, нынешний). Увы, параметры "финансовой конституции" банально подверстывались под требования МВФ, без чего могло стать невозможным получение нашей страной очередных траншей по ранее согласованному кредиту, не говоря уж о новых кредитных соглашениях.

Таким образом, бюджет обязательно будет изменяться - скорее всего, в конце первого отчетного квартала. В прошлом году бюджет-2015 точно так же принимали под утро (правда, не 25, а 29 декабря), но впоследствии кое-что, как то те же социальные стандарты, в нем удалось немного улучшить. Будет ли так же и с бюджетом-2016 - зависит главным образом от все того же МВФ, чья очередная техническая миссия, кстати, прибудет в Киев 20 января.

Александр Михельсон Цензор.НЕТ

TUVwSVVtcDBRekF3VEdKUmRHUkhRMHhVU1hkTlZGbDJUSGs0ZGpCTVNGSnFkRU13TUV4aVVYUmtSME5tVGtOVE1FdEJQUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх