EN|RU|UK
 Общество
  6305  12

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕРВИС: ЕСТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ К ЛУЧШЕМУ?

Пока правительство планирует бюджет, обещает энергонезависимость и возврат Крыма, а депутаты устраивают драки в парламенте, мы ждем, что вот-вот случится чудо и вся страна победит коррупцию, не замечая, что малые реформы с человеческим лицом уже пришли в нашу жизнь.

Уровень жизни маленького украинца - это, в первую очередь, элементарный комфорт: возможность без унижений и взяток оформить ребенка в сад или школу, быстро отправить посылку или оплатить счета в банке. Кажется, что это мелочи, но именно из них и состоит наша жизнь, и то, насколько эффективны реформы в стране, можно проследить по тем малым изменениям, которые уже произошли. Мы собрали самые яркие примеры того, как меняется государственная сфера услуг.
банк сервис

Быстро получить загранпаспорт

Совсем недавно, чтобы подать документы на загранпаспорт, очередь под ОВИРом надо было занимать едва ли не с вечера, а потом полтора месяца ждать пока его сделают. Сегодня ОВИРу уже есть альтернатива - Центр обслуживания граждан "Паспортный сервис". Причем, в Киеве таких центров уже два.

Подать документы по интернету пока не представляется возможным, но процесс максимально упрощен - надо лично подать документы, а затем - приехать забрать паспорт. Причем, приехать не "наобум", а после того, как вас уведомили смс-кой, что паспорт уже готов. Услуги в центре стоят несколько выше, чем в районных отделениях миграционной службы, но очередей почти нет.

Как указано на сайте http://centrkyiv.pasport.org.ua/, стоимость оформления загранпаспорта без бесконтактного электронного носителя за семь дней обойдется в 1102 грн 67 коп., с носителем немного дороже - 1168 грн 62 коп. Оформление паспорта без электронного носителя за те же 7 дней, но по "обычной процедуре" (в районной миграционной службе) - 812 грн 62 коп. Но все платежи официальные и не нужно никаких благодарностей в конверте, чтобы пройти без очереди или получить документ быстрее. Семь дней против полутора месяцев, наверняка стоит разницы в цене, если для вас время - деньги.

Без проблем устроить ребенка в детский сад

В Киеве катастрофически не хватает детских садов, и многие родители начинают "договариваться" о месте едва ли не сразу после роддома. Сейчас это можно сделать проще - достаточно заполнить форму на портале http://www.dnz.kiev.ua/ и "стать" в электронную очередь. Система работает уже давно и, в общем-то удобна: её сопровождает пошаговая инструкция, родители могут выбрать сразу несколько дошкольных заведений, независимо от места проживания, а затем "отслеживать", как движется очередь.

Что касается самого электронного сервиса, он, по отзывам, пока далек от совершенства. Из-за больших нагрузок система иногда "падает", зайти в личный кабинет бывает сложно из-за сбоев с идентификацией. Что происходит с очередью, тоже не всегда понятно. Например, в нее в произвольном порядке добавляются льготники, а это делает всю процедуру непрозрачной.

"Мы уже стоим в онлайн-очереди. Но сегодня перед нами добавился еще ребенок и мы отодвинулись на один пункт ниже! Если перед нами постоянно будет кто-то добавляться, то когда же подойдет наша очередь?" - возмущаются родители на регистрационном сайте. Но при этом отмечают, что даже такая несовершенная система делает саму процедуру более открытой: "По крайней мере, я вижу, что происходит с очередью и могу добиваться объяснений".

Безусловно, с помощью одной электронной очереди проблему не решить. Здесь городские власти должны разработать стратегию для застройщиков, обязав их проектировать объекты социальной инфраструктуры - школы, детские сады и поликлиники - в каждом новом микрорайоне.

банк сервис
Заплатить по счетам в государственном банке

Еще год назад всякого, зашедшего в "Ощадбанк", поражала если не очередь, то наверняка - мрачная мебель советской эпохи и крохотные помещения, где невозможно развернуться. Безусловно, отсутствие элементарного сервиса, когда пенсионеру негде было присесть, у многих отбивали желание иметь дело с государственным банком. Но банки коммерческие за каждую квитанцию брали дополнительные деньги, и это заставляло людей возмущаться, но возвращаться.

Сегодня ситуация начинает меняться - это заметно даже чисто внешне. Новые отделения "Ощада" в Киеве сразу бросаются в глаза новым дизайном фасада, а ведь не так давно витрина госбанка явно проигрывала своим коммерческим соседям. В одно из таких отделений мы и решили зайти, чтобы узнать, какие изменения скрываются за яркой оберткой.

Внутри тоже все по-другому. Помещение значительно больше, а его зонирование говорит о том, что комфорт посетителей стал, наконец, заботой банка. К примеру, есть удобная зона ожидания, комната переговоров, где можно произвести конфиденциальные операции и самое главное - электронная очередь. Причем человек не остается с терминалом один на один - разобраться помогает сотрудник банка, что особо важно для пожилых людей. Кстати, на большом экране крутятся ролики о том, как пользоваться информационно-платежным терминалом и мобильными сервисами, чтобы сориентировать тех, кто еще не привык к этим новшествам. Как следствие - никакой давки и толчеи мы не заметили. Посетители ждали своей очереди, сидя на мягких пуфах и лишь время от времени поглядывая на электронное табло с номером.

Впрочем, мы зашли в банк только 11 декабря, а ведь в середине каждого месяца его под завязку заполняет толпа тех, кто хочет заплатить за коммуналку "до 20 числа". Самые выносливые становятся в "хвост" очереди даже на улице. Особенно тяжело приходится и клиентам, и сотрудникам банка, когда платежки приходят с опозданием - так было в прошлом месяце. Тогда "Ощад" решил продлить время работы и не закрывать отделения на выходные. "Сначала была полная неразбериха. Люди буквально штурмовали банк. Я сюда приходил несколько раз и уходил ни с чем. Потом, правда, мне сказали, что скидку продлили до 25-го, и народ немного успокоился. Говорят, что 20 ноября некоторые отделения работали, что называется до победного конца. На следующий день очередь тоже была немаленькая, но в зал вынесли стулья, чтобы можно было присесть. Предлагали воду", - делится своим опытом пенсионер. Уже сейчас ясно, что продлением рабочего дня все проблемы не решить, поэтому в планах "Ощадбанка", как сообщает его сайт, создание универсальных операционных "окон" для оплаты коммунальных услуг и установка информационно-платежных терминалов во всех отделениях (пока они есть только в половине).

В ответ на вопрос о том, как продвигается обновление "Ощадбанка", один из холл-менеджеров (да-да, теперь там есть и такие сотрудники!) рассказал, что вот такие просторные отделения с "апгрейдом" начиная с прошлого года стали появляться во всех городах. Сейчас их около 200, а к 2017 году будет больше 1000. Кстати, открыть такое количество новых отделений - это всё равно, что создать новый банк "средней руки".

Получить посылку из Китая

Появление конкурентов - двигатель прогресса. Долгое время "Укрпочта", у которой более 14 тыс. отделений по всей стране, была монополистом на рынке, однако качество услуг и скорость работы оставляли делать лучшего. Сейчас начали появляться первые сдвиги - именно "Укрпочта" стала одним из первых операторов, кто осуществляет доставки из других стран. "Укрпочта" работает более чем с 70 странами мира, а весной этого года был заключен договор с Китаем о сокращении срока доставок товаров до 7-10 дней после заказа, тогда как раньше посылка могла идти неделями. Кроме того, клиент может отслеживать, как "движется" его посылка или заказное письмо, а по факту доставки на почту - получить уведомление смс-кой. Еще один плюс - ощутимая дешевизна услуг по сравнению с другими операторами.

Расширяется также перечень и внутренних услуг. Например, можно воспользоваться сервисом "Ускоренная почта" - отправления доставляют адресату по Украине день в день, при условии, что вы принесли посылку до 12 часов дня. Тарифы тоже весьма лояльны - самая тяжелая, а значит, и дорогая посылка будет стоить 83 грн.

Вместе с тем, сбои в работе "Укрпочты" по-прежнему не редкость - затягивание сроков доставки, запутанная логистика, когда посылка "гуляет" по стране, и грубость персонала. Клиенты часто жалуются на то, что работает только одно окошко или в одном и том же окне принимаются одновременно и посылки, и коммунальные платежи, поэтому выстраивается огромная очередь. Кроме того, уведомление о посылке можно получить через 5-6 дней после ее реального прибытия на почту. Однако большим плюсом есть то, что большинство отделений, по крайней мере, в Киеве, работают до 20.00

И, безусловно, многое зависит от пресловутого человеческого фактора. "У меня маленький ребенок, поэтому в очереди стоять долго не могу. Девчонки на почте это понимают и, пока одна обслуживает за кассой, вторая быстро выдаёт посылки. Очереди практически никогда нет, так как эффективное обслуживание", - пишут в отзывах клиенты. Если такое возможно в некоторых отделениях, может быть, скоро станет возможно везде.

Оформить субсидию на оплату ЖКХ

После повышения тарифов ЖКХ, один из самых актуальных вопросов для населения - оформление субсидии. Можно обратиться на сайт es.kievcity.gov.ua, который в перспективе должен стать единым центром административных услуг, предоставляемых городскими властями. На сайте можно воспользоваться уже 63 услугами, еще 10 - в разработке.

Для начала нужно заполнить и отправить специальную форму. На электронную почту придет сообщение, что ваша заявка принята в работу. Затем, спустя некоторое время, будет еще два е-мейла: о том, какое решение приняли сотрудники управления соцзащиты, и, в случае положительного ответа - решение о назначении субсидии. Сколько занимает весь процесс, сказать сложно: система работает в тестовом режиме. В Киеве так пока оформлена 351 субсидия (зато в Днепропетровске - свыше 4500).

В конце октября у тех, кто претендует на субсидии, появилась еще одна возможность сделать это, не выходя из дома. Система электронной регистрации документов заработала на сайте Минсоцполитики - ubsidii.mlsp.gov.ua Здесь также требуется оформить заявление и декларацию и ждать письма с подтверждением. Облегчить заполнение документов на субсидию помогут подсказки, которые заявитель получит от электронной системы. А в случае, если гражданин допустит ошибки, система проинформирует его о необходимости их исправить. Предварительно зарегистрировать документы можно и в бумажном, и в электронном виде.

Планируется, что пилотные проекты по предварительной регистрации обращений за субсидиями будут реализованы в Киеве и Виннице. А министерство обещает, что до середины 2016 года через Интернет можно будет оформить и другие виды соцпомощи: помощь детям, которые воспитываются одинокими матерями, малообеспеченным семьям и др.

Проверить добросовестность застройщика

Не стать жертвой аферы а-ля "Элита Центр" поможет Центр мониторинга городской застройки, созданный летом этого года по инициативе КГГА. Достаточно зайти на портал http://monitor.mkk.kga.gov.ua/, где по адресу и (или) названию объекта можно узнать, законно ли строительство.

Проблемы могут быть разные: от незаконного землеотвода - до нарушения высотности первоначального проекта, как это случилось с "монстром на Подоле". Проблемные объекты выделены на карте красным цветом, к ним прилагается "паспорт", который сообщает, что именно не так. Сейчас в реестр внесено 1714 строений, но он все время пополняется. Данные мониторинга также полезны тем, что дополнят доказательную базу для правоохранительных органов и судов - раньше многие дела против недобросовестных застройщиков разваливались именно по причине отсутствия состава преступления. Теперь появилась надежда, что виновные возместят ущерб либо приведут объект в соответствие с проектом. А если уже ничего сделать нельзя - снесут здание, которое уродует город.

Послесловие

Разобраться с новыми возможностями довольно сложно. Что-то еще не работает, что-то - работает не везде, где-то - происходят сбои. Но перемены к лучшему уже есть, и начинаются они с мелочей - удобен ли терминал, сможет ли к нему добраться пенсионер или мама с коляской, есть ли возможность присесть передохнуть, работает ли электронная очередь.

Государственные учреждения конкурируют с частными. И выиграть им, безусловно, сложно: денег меньше, стартовали с реформами позже. Плюс госучреждения традиционно ориентированы на "незащищенную" категорию населения. Но стереотипы ломаются. И это неудивительно. Жизнь так быстро меняется, что государственным учреждениям непозволительно быть неэффективными.


Андрей Вакуленко
VEhrNGRrdzVRekF3VEZoU1ozUkhRakJNUkZGMFNIcFJjMlJEZHpCTU0xRjFkRU0w
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх