EN|RU|UK
  1547  7
Все про:земля (1422)

 КАК ОСТАНОВИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ?

КАК ОСТАНОВИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ? (Алина Заец, Луганск)

Выдача разрешений на строительство и на проведение операций с землей является хорошим источником поступления денег, да только не в бюджет украинских городов и поселков.

Благодаря нарушениям законодательства, как на местном, так и на общегосударственном уровне эти процедуры являются «клондайком» для чиновников. Как же остановить этот земельный беспредел охвативший всю страну и Луганск в частности? Некоторые действия для этого уже предприняты и Луганск не последний в ряде городов, где общественники стараются решить данную проблему.

Немного предыстории. Перед тем как волна общественного негодования по поводу незаконных застроек охватила Луганск, город потрясли несколько земельных скандалов, некоторые из них – даже с летальным исходом. Так, например, в незаконно построенном здании в самом центре города, в кафе «Суп-Хауз», 3 февраля 2007 года произошел взрыв бытового газа. Погибло пять человек, более десяти человек получили ожоги разной степени. Взрыв произошел из-за нарушения правил техники безопасности при подключении газового баллона к печи. Разрешение на размещение здания кафе возле Луганской областной библиотеки было выдано сессией Луганского горсовета еще в декабре 2005 года. При этом указывалось, что «строительство и размещение здания кафе на указанном земельном участке соответствует генеральному плану города Луганска, другой градостроительной документации, государственным стандартам, иным действующим нормам и правилам, в том числе условиям Единых правил ремонта и содержания дорог, улиц и железнодорожных переездов… находится вне границ «красных линий» улиц и дорог». Но все-таки строилось оно без разрешения Государственной инспекции архитектурно-строительного контроля. В этом случае нарушения имели трагические последствия, но к сожалению это никого не остановило. Землю раздают и дальше.

Другая нашумевшая история – это отведения 9 га земли под строительство супермаркетов «Метро» и «Лугань-Нова». Эти земельные участки расположены на покрытых лесом землях, которые в соответствии с выкопировкой из планово-картографических материалов, принадлежат Гослесфонду, и предоставленные в пользования государственному предприятию «Луганское лесоохотничье хозяйство». Согласно ст. 27 и ст.31 Лесного кодекса Украины, и ст. 123, 149, 150, 151 Земельного кодекса Украины изъятия земельных участков должно проводиться исключительно по согласию землепользователя. То есть по согласию «Луганского лесоохотничьего хозяйства», и по согласованию со специально уполномоченным территориальным органом центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства – Луганского областного управления лесного и охотничьего хозяйства. Вопреки требованиям действующего законодательства проект отвода указанных выше земельных участков не соглашался ни с государственным предприятием «Луганское лесоохотничье хозяйство», ни с Луганским областным управлением лесного и охотничьего хозяйства. Отведение земли в обход закона привело к тому, что уже больше полугода длиться борьба общественников за этот лес. Но местная власть не желает отказываться от своих проектов и проблема все еще остается не решенной.

Существует множество причин, которые позволяют наживаться на общественной земле и главная из них – это искусственно усложненная и непрозрачная процедура выдачи разрешений – она каждый раз непредсказуема и очень часто затягивается. Поскольку время в бизнесе очень важный фактор, во многих случаях у предпринимателей просто нет другого выхода, как решать проблемы неофициальными платежами. При этом всегда за чиновником последнее слово, так как только он знает «правильную» трактовку закона, за ним нет контроля, и всегда действует закон коллективной ответственности: «виноваты все – никто не виноват». При таких условиях как не воспользоваться своим положением? Из-за таких недочетов в местном и общеукраинском законодательстве, бездействия правоохранительных органов страдают, прежде всего, общественные интересы. В реальности получается, что нет никакого контроля за тем, какая земля выделяется и что на ней будет построено.

Они говорят застройке: «НЕТ!»

Сейчас в Луганске около 10 инициативных групп, которые решительно протестуют против застройки в близи своих домов. Во всех случаях, как считают граждане, нарушаются права жильцов. В первую очередь нарушается статья 12 Земельного кодекса Украины, в которой говорится об обязательном информировании граждан о выкупе или выделении земельных участков. При этом нарушаются нормы площади озеленения, нормы площади территории на одного жителя, нормы противопожарной безопасности, при отведении участков под застройку часто не учитывается то, что возрастает нагрузка на изношенные инженерные сети. В статье 12 Земельного кодекса Украины говориться: «…к полномочиям городского совета в области земельных отношений на территории города относится информирование населения о предоставлении земельных участков». К сожалению, жители прилежащих домов узнают о будущем строительстве только тогда, когда строительство уже начато и изменить что-то уже практически невозможно. Возмущенные граждане обивают пороги чиновников, пишут обращения, но пока видимых результатов нет, одни отписки. Помощь в борьбе против незаконной застройки этим группам оказывает Восточноукраинский центр общественных инициатив, так как без знания правовых основ и законных механизмов влияния на власть практически невозможно отстоять свои права в бюрократической и погрязшей в коррупции системе. Эта организация помогает гражданам составлять письма, обращения к местной власти, дает юридические консультации, и отслеживает ход дел по каждому проблемному месту застройки. По материалам накопившегося опыта было создано пособие «Захист громадою свого життєвого середовища від незаконної забудови», где рассматриваются законодательнозакрепленные процедуры выделения земельных участков под застройку, а также типичные конфликтные ситуации, возникающие при выделении земли и ведении строительства, а таккже пути их решения при участии обществености. Другая общественная организация, «Громадська ініціатива Луганщини», дает рекомендации по предотвращению коррупции в сфере земельных отношений гражданам и общественным объединениям и проводит учебный курс для общественности и представителей бизнеса ради профилактики и предотвращения коррупционных действий. Эта организация защищает права жителей улицы Магнитогорская, 39-51, напротив которых ведется незаконное строительство стоянки и жителей квартала 60 лет создания СССР, где застройщик не выполнил свои обязательства перед жителями.

Благоустроить, то есть построить?

Решением Луганского городского совета № 36/220 ООО «Рембыттехника» был передан в аренду участок земли площадью 0,5460 га по улице Магнитогорская под благоустройство территории без права проведения строительных работ.

С конца августа 2007 г. на этом участке незаконно начались строительные работы, а именно: участок был спланирован и заасфальтирован, вырублено 75 деревьев. Должностные лица ООО «Рембыттехника» не имея никаких разрешительных и согласовательных документов на вырубку зеленых насаждений и проведение на данном земельном участке строительных работ, используют земельный участок не по назначению: не для благоустройства территории, а для строительства на нем автостоянки с последующей коммерческой деятельностью.

Это беззаконие стало возможным благодаря полному бездействию исполнительной власти города, которое вероятнее всего щедро оплачено. И хотя официально существует предписание начальника ГИАСК г. Луганска от 19.10.2007 г. о запрете на проведение любого вида строительных работ, руководство ООО "Рембыттехника" продолжает строить автостоянку.

Своими действиями должностные лица ООО «Рембыттехника» нарушили следующие законодательные акты: ст. 16, 18 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов», ст.ст. 5, 19 Закона Украины «Об основах градостроения», ст.ст. 1, 90, 96, 103, 104 Земельного кодекса Украины, ст.ст. 4, 15 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и др. Такие нарушения вызвали недовольства жителей и они обратились к Президенту Украины, Генеральному прокурору Украины и прокурору Луганской области с требованием незамедлительно принять меры: вернуть земельный участок в коммунальную собственность города и обязать Генеральную прокуратуру Украины произвести комплексную проверку законности принятых решений Луганского городского совета по вопросам выделения земли, а также целевого её использования, с привлечением всех виновных к ответственности. Переписка до сих пор продолжается.

Жители обмануты

На территории квартала 60 лет создания СССР, который закреплен за органом самоорганизации население (ОСН) этого микрорайона, расположено футбольное поле – единственная спортивная площадка для близлежащих кварталов. Так как поле пребывает на балансе горисполкома, его благоустройство целиком зависело от энтузиазма жителей. В 2004 году местный предприниматель обратился в Правление ОСН с целью решения вопрос о размещение супермаркета на территории футбольного поля. Вместе с тем  предприниматель предложил построить новый современный стадион на территории того же микрорайона. Стороны заключили соответствующий договор, предприниматель получил от Правления ОСН документ о согласование с жителями  строительства супермаркета. Благодаря этому документу он смог получить решение от городского совета об отводе земельного участка под застройку супермаркета.

Однако, уже два года он не выполняет свои обязательства. Таким образом, предприниматель выжидает окончания срока исковой давности договора, чтобы ОСН не смог подать в суд за невыполнение условий договора. Организацией «Громадська ініціатива Луганщини» была предоставленна юридическая помощь, разработан план действий, привлеченно внимание местных СМИ. Собрано 500 подписей жителей, представлено заявление в арбитражный суд, приостановлены решения горисполкома о разработке проекта застройки супермаркета.

Без местных правил застройки нельзя

Значительно усложняет проблему, отсутствие местных правил застройки, которые должны утверждаться местным советом. В связи с этим предпринимателям разрешительными органами выставляются различные требования, иногда специально создаются преграды на получение документов, чтобы предприниматели находили «альтернативные пути решения», то есть решали эти надуманные проблемы неофициально – взятками. В этом вопросе опять нарушается закон, в частности статья 20 Закона Украины: «государственные строительные нормы и прочие нормативно-правовые акты по вопросам планирования и застройки территорий являются обязательными для субъектов градостроительства». Но за столько лет своего существования Управление архитектуры и градостроительства Луганского городского совета так и не разработало проект местных правил застройки. Ликвидацией этого пробела в законодательстве занялась общественная организация «Агентство устойчивого развития Луганского региона», при содействии проекта «Гідна Україна». Перед тем как приступить к застройке Агентством был проведен опрос предпринимателей и исследование проблем в сфере выдачи разрешительных документов, а потом разработаны рекомендации к регуляторным актам относительно разработки регламентов получения разрешительных процедур. Результатом этих исследований и наработок является то, что общественная организация «Агентство устойчивого развития Луганского региона» вместе с рабочей группой при Луганском горисполкоме разработала проект «Правил застройки г. Луганска». Работа над этим обширным документом велась 3 месяца, сейчас она практически завершена и на заседании Координационного совета по вопросам развития предпринимательства во главе с мэром города Кравченко С. И Управление архитектуры и градостроительства и Управление государственной регистрации и городского реестра должны рассмотреть предложенный проект. После этого заседания (оно должно состояться в 20-х числах июня) проект будет размещен на сайте Луганского городского совета и каждый сможет ознакомиться с его положениями. В этом документе будут сведены все правила и нормы, регулирующие земельные вопросы: описаны все процедуры, обозначены термины их выполнения и наказания за их невыполнение.

Аукцион решит проблемы?

После вступления в силу закона Украины «О Государственном бюджете Украины» на 2008 год и внесения изменений в некоторые законодательные акты Украины, в том числе к Земельному кодексу Украины и Закону Украины «Об аренде земли», существенно изменились некоторые моменты, связанные с регулированием земельных отношений. Теперь земельные участки могут выделяться только путем проведения аукциона. Эти изменения не обеспечили условия для перехода от положений переходных норм к общепринятым положениям законодательства. Камень преткновения для всех населенных пунктов Луганщины и Украины в целом – проведение аукционной деятельности, отсутствие четкого механизма и участников проведения аукционов. До сих пор нет закона, который регулировал бы эти вопросы. Существует масса положений, по которым проводятся аукционы, но эти положения в каждой области свои, они утверждены местными советами или администрациями, а единых общегосударственных правил нет. Принятие единого регулирующего документа решило бы много проблем при отведении земельных участков. Но это не выгодно тем, кто пользуется своим положением и, используя коррупционные схемы, получает долю от выделенных участков. Аукционы сделают это невозможным. Благодаря аукционам будет действовать законы конкуренции, если ранее отведение происходило в закрытом режиме, и неизвестно кому отводилась земля, то теперь только действительно заинтересованные в развитии предприниматели смогут получить право на землю. Проведение аукционов выгодно, как и предпринимателям, так и городу: предприниматели получают желаемый участок, а местный бюджет – деньги. А самое главное прекратится неконтролируемое выделение участков, по крайней мере, общественность в данном случае будет больше информирована о том, какой участок земли будет продаваться, и что будет на нем построено.

Альтернатива – единые разрешительные центры

Еще одно альтернативное решение проблемы в выдаче разрешительных документов – это деятельность Единых разрешительных центров (ЕРЦ). 12 июня в Луганске проект «Гідна Україна» представил результаты опроса украинских предпринимателей, относительно проблемы коррупции в сфере выдачи документов разрешительного характера на строительство и на операции с землей. Исследование проводилось с ноября 2007 года по март 2008 Институтом маркетинга InMind. Оно основывалось на сравнении двух систем выдачи разрешений – традиционной и системы единых разрешительных центров. Единые разрешительные центры призваны содействовать получению разрешений при минимальном количестве контактов между предпринимателями и официальными органами, предотвращая таким способом возможности для коррупции. Некоторые предприниматели, которые участвовали в опросе, называли такие цифры неофициальных платежей при оформлении разрешений на строительство и другие операции с землей от 1 400 до 320 000 грн. Многие предприниматели признавали, что они были вынуждены давать взятки из-за несовершенства законодательной базы, которая неоднозначна, и может трактоваться двояко, также она делает предпринимателя зависимым от чиновников. Результаты исследования говорят об эффективности разрешительных центров, но, к сожалению, из 350 формальных центров на Украине действительно действующими являются только 50. Скорее всего, по этой причине 59 % опрошенных предпринимателей не согласились с тем, что система является более эффективной, а больше 50 % признались, что впервые слышат про ЕРЦ. Но, несмотря на все это, ЕРЦ являются на данный момент наиболее эффективной системой, они позволяют сократить срок выдачи разрешений в среднем в 3 раза и уменьшают количество процедур, которые должен пройти предприниматель сам. Также случаи коррупции и взяточничества встречаются в ЕРЦ значительно реже, чем при прохождении таких же процедур обычным способом.

Следует напоследок отметить, что любые разработанные системы и документы будут хороши в теории, но каковы они на практике? Все может быть отлично в документах, но их выполнение может желать лучшего, поэтому следует наверно подождать, пока все нововведения вступят в силу, а потом уже делать выводы.

Но главное – это прозрачность, открытость и законность действий органов местного самоуправления, их должностных лиц в вопросах регулирования земельных отношений, планирования и застройки города.

VEhrNGRrdzVRek13VEZoUmRrNUROekJaT0QwPQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх