EN|RU|UK
 Экономика
  4729  10

 Ж/Д ТАРИФ: СТИМУЛ ИЛИ ТОРМОЗ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ?

Попытка Мининфраструктуры провести очередное повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки поневоле поставила на повестку дня вопрос о той роли, которую "Укрзализныця" играет в украинской экономике. Министерские чиновники уверены, что железная дорога дотирует промышленность. Но так ли это на самом деле? Выяснилось, что "Укрзализниця" зарабатывает на грузовых перевозках (из расчета тонна/километр) на треть больше, чем "Российские железные дороги".

Об этом свидетельствуют результаты исследования "Центра транспортных стратегий". Издание сравнило доходы и грузооборот транспортных монополий Украины и России.

"Анализ показывает, что по факту выручка "Укрзализныци" от перевозки 1 тонны груза на расстояние в 1 км на 30-38% выше, нежели РЖД. По этому, разговоры о якобы заниженных доходах УЗ по сравнению с РЖД не имеют реальных оснований", - отмечает ЦТС.

Финансовые показатели госпредприятия также заставляют сомневаться в необходимости резкого увеличения тарифов. В феврале 2015 года тарифы выросли на 30%, что принесло госмонополии более 9 млрд грн. Анализ финансовой деятельности УЗ демонстрирует рост доходной части на 1,9 млрд грн к первоначальному плану, а остатки денежной массы на счетах превышают 3 млрд грн. При этом негативный результат работы сформирован за счет формирования резервов по кредитной задолженности "Укрзализныци" и манипуляции с курсами валют. Не стоит забывать и о реструктуризации внутренней задолженности, позволившей дополнительно высвободить 9-10 млрд грн.

Тем не менее, в Мининфраструктуры настаивают на повышении тарифов и даже подготовили соответствующий приказ. Документ предполагает рост в течение 2016 года в среднем на 30%. Первое увеличение на 15% должно состояться 1 января. А второй этап повышения, также на 15%, запланирован на 1 июля. К слову, рост тарифов РЖД в течение следующего года составит менее 10%.

Из годовых отчетов железных дорог некоторых стран Европы за 2013-15 годы следует, что тарифы УЗ находятся на уровне среднеевропейских, например, сопоставимы с тарифами на перевозки в таких странах, как Словакия или Турция.

Стоит отметить, что железные дороги некоторых стран ЕС получают существенные субсидии, а грузоотправители скидки. К примеру, железнодорожники в Словакии в 2013-14 годы получили порядка 510 млн евро субсидий, значительно снизив тарифы для грузовых перевозок. Словацкое правительство повысило транзитную привлекательность страны, чтобы поддержать внутренний бизнес. В результате грузооборот по железной дороге значительно увеличился.

Планы МИУ о поднятии стоимости услуг "Укрзализныци" негативно встречены не только представителями реального сектора экономики. Против него выступили в профильных комитетах Верховной Рады, обеспокоенность необдуманными действиями министерства высказывают международные доноры Украины, независимые эксперты

Железная дорога является основным и, часто, безальтернативным видом транспорта для базовых отраслей украинской экономики. Поэтому существенный рост логистических расходов грозит им кризисом рентабельности. Это приведет к снижению конкурентоспособности на мировых рынках, падению экспорта и сокращению производств. При этом Украина получит всплеск безработицы.

Так, по словам главы Федерации металлургов Украины Сергея Беленького, повышение тарифов на железнодорожные перевозки для горно-металлургического комплекса чревато полной остановкой отдельных предприятий. Зачастую, эти предприятия являются градообразующими. В результате только в металлургии около полумиллиона человек останутся без работы.

"Сегодня сложилась крайне неблагоприятная ситуация в отрасли, связанная с уровнем мировых цен на сырье. Поэтому, каждое необдуманное повышение тарифов на ж/д, рентной платы, несвоевременное возмещение НДС - катастрофически влияет на состояние дел в нашей отрасли", - отметил Беленький.

Аналогичные угрозы несет повышение тарифов и для угольной промышленности. Председатель Профсоюза работников угольной промышленности Виктор Турманов заявляет, что резкий рост тарифов на ж/д перевозки может привести к остановке многих производств, а страна получит целый ряд новых депрессивных городов.

"У нас сегодня угольная отрасль просто загнана в тупик. И это очередное повышение вообще доведет до ручки экономику угольной промышленности, и усугубит ситуацию, которая и сейчас очень сложная", - поясняет глава ПРУПа.

Повышение стоимости ж/д перевозок в итоге может затронуть всех украинцев и вылиться в повышение себестоимости строительства жилья, а также продовольствия. Уже сегодня логистические расходы составляют значительную часть себестоимости при производстве щебня и кирпича. Аналогично обстоят дела и с производством удобрений для сельского хозяйства.

По словам замглавы комитета ВРУ по вопросам промполитики и предпринимательства Александры Кужель, постоянный рост ж/д тарифов заставляет промышленные предприятия переводить логистику с железной дороги на автомобильные.

Член комитета по экономической политике Сергей Матвиенков отмечает, что повышение тарифов на транспортировку грузов должно сопровождаться мероприятиями, направленными на развития экономики. "Если "Укрзализныця" будет делать это самостоятельно, она просто "положит" оставшуюся экономику", - настаивает депутат.

Замглавы фракции БПП в парламенте Игорь Кононенко отмечает, что запланированное МИУ повышение тарифов будет несвоевременным. Сейчас "Укрзализныця" находится в стадии реформирования, которое предполагает детальную оценку и продажу ее непрофильных активов. Это принесет госмонополии дополнительные финансовые средства и поможет привлечь инвесторов. "Когда мы не понимаем реальной экономической ситуации в "Укрзализныце", повышать тарифы, на мой взгляд, будет не прозрачно", - отметил Кононенко.

Позицию парламентариев поддерживают и представители экспертного сообщества. По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, рассмотрению вопроса об изменении тарифов должно предшествовать наведение порядка на госпредприятии. "Увеличивать тарифы в государственной монополии, а "Укрзализныця" является именно государственной монополией, можно в том случае, если мы уверены, что она функционирует эффективно", - считает Устенко.

В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) также выступили против повышения тарифа. Как отметил старший банкир представительства ЕБРР в Украине Поль Шапиро, нужно провести серьезный анализ, действительно ли тарифы на грузоперевозки являются недооцененными. "Нужно ли поднимать стоимость сейчас? На мой взгляд, это рискованно и не совсем обоснованно", - отмечает представитель европейского банка.

Экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой подчеркивает, что 30% повышение тарифов обернется для "Укрзализныци" потерей значительной доли грузоотправителей. При этом госпредприятие останется убыточным, потому что его чиновники не заботятся о снижении расходов. По его словам, для эффективного развития экономики страны любое повышение тарифов должно согласовываться с потребителем этих услуг. "Потребители могут согласиться на 5-8%, на 8,5%. Почему такие щедрые, сразу на 30%? Вы там до запятой должны договариваться и обговаривать", - отмечает Лановой.

Критика инициативы Мининфраструктуры звучит и среди членов нынешнего Кабмина. Так, вице-премьер-министр Украины Геннадий Зубко заявил, что такой шаг может затормозить развитие отечественной экономики. Поэтому министерство не должно самостоятельно принимать решение об изменении тарифа.

В Министерстве экономического развития и торговли отмечают, что темпы роста тарифов "Укрзализныци" в три раза опережают прогнозный уровень роста цен на основную продукцию предприятий, чьи грузы перевозятся по железной дороге. Кумулятивный рост тарифов УЗ составит 32%, в то время как изменение индекса цен производителей - 10,4%.

По словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, транспортные тарифы должны быть адекватными состоянию отечественной экономики. "Это оказывает влияние на промышленность, которая также в тяжелой ситуации", - подчеркнул глава Минэнергоугля. По его словам, транспортному министерству нужно сосредоточиться на оптимизации работы "Укрзализныци" и повышении ее эффективности.

Первый замминистра аграрной политики и продовольствия Ярослав Краснопольский утверждает, что запланированное на 2016 год повышение тарифа на железнодорожные грузоперевозки грозит сделать неконкурентоспособным украинское зерно. Он подчеркнул, что украинская аграрная продукция на сегодня уже имеет достаточно высокие логистические расходы. "Это достаточно серьёзно повлияет на логистическую цепочку и, как результат, может повлиять на конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках", - пояснил первый замминистра АПК.

В качестве альтернатив повышению тарифов, руководству министерства и "Укрзализныци" предлагают обратить внимание на оптимизацию закупочной деятельности путем внедрения прозрачных механизмов открытых торгов ( Prozorro ). Возможно, госмонополисту не стоит так активно наращивать административные затраты (2015 - 1 182 млн грн, 2016 - 1 319 млн грн), а также операционные затраты (2015 - 3 310 млн грн). У ПАО открыты возможности для привлечения внешнего финансирования по отдельным проектам (сотрудничество с ЕБРР и МФК). Это позволит без ущерба для отечественной экономики создать основу для дальнейшего роста и, соответственно, существенного увеличения грузопотоков и доходов УЗ. Альтернатив "лобовому" повышению тарифов множество. Но почему-то в Министерстве инфраструктуры избрали путь наименьшего сопротивления.


Юрий Зубченко

VEhrNGRrdzVReTh3VEZoU1owNURNVEJNVEZGMmRFTXpNRXh5VVhWSWVsSm5kRU4zTUZsRVVYVk9SMFV3V1hRNE1FeGlVWFJrUXpjd1RGaFJkRGxET1RCTVJGSnFlVVJSZEU1REt6QlpSRkYyZEVONk1FeENPREJMVUZGMWRFZEJNRXhtVVhOT1F6Y3dUR3BSZERsRE9UQlpkbEpvZEVkUVprNURZekJNYWxGMlpFTTBNRXd6VW1oT1IwRXdURVJTWjJSSFF6QlpSRkpuT1VNMk1GbE1VbWM1UjBFd1dYTTk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх