EN|RU|UK
  1159  17

 ПОХОД НА УКРАИНУ ЧЕРЕЗ ГЕРМАНИЮ

Россия должна участвовать в совершенствовании газотранспортной системы Украины, заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Германия будет содействовать участию России в новых переговорах.

Немецкий канцлер считает, что совершенствование газотранспортной системы (ГТС) Украины без участия России невозможно. Об этом она заявила на пресс-конференции по итогам переговоров с российским президентом, который заехал в Берлин по пути на саммит G20 в Лондоне.

«Я использую возможность для того, чтобы еще раз переговорить с Европейской комиссией, потому что считаю то, что трубопроводы на Украине должны быть улучшены, – это правильно, это разумно. И об этом страны Европейского союза и Еврокомиссия могут беседовать, естественно, с Украиной. Но, учитывая, что через этот трубопровод идет российский газ, тут, в общем-то, важно не допустить конфликта там, где его не должно быть», – заявила Меркель, отвечая на вопросы журналистов. Она добавила, что можно найти средства и пути в рамках консультаций между ЕС и Россией.

Что касается Киева, то и ему не следует забывать о существовании позиции Москвы.

«Конечно же, учитывая, что Украина – это суверенное государство, она может беседовать с комиссией, но также понятно, что трубопроводы – это вещь, о которой нельзя задумываться, не учитывая содержания этого трубопровода, поэтому это всегда касается и России тоже», – заключила она.

Переговоры украинского руководства и ЕС по ГТС прошли 23 марта в Брюсселе в рамках газовой конференции. По итогам президент Украины Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко поставили свои подписи под совместной с Евросоюзом декларацией о модернизации газотранспортной системы, получив с европейцев обещание инвестиций в размере $2,57 млрд. Участие России в этом никак не предполагалось, и российская делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко демонстративно покинула конференцию. Москва расценила документ как «непродуманный» и «непрофессиональный» – такие слова употребил премьер-министр России Владимир Путин – и пояснила, что такой подход скажется на решении других вопросов в отношениях России и Украины. На следующий же день Медведев заявил, что содержание европейско-украинской декларации «как минимум вызывает ряд вопросов», а российским властям теперь «следует подумать о том, чтобы перенести… консультации» с Тимошенко. Консультации были заморожены, касались они выделения Киеву ранее запрошенного им у Москвы стабкредита на $5 млрд.

Российский президент поблагодарил Меркель за поддержку в вопросе реформирования ГТС и еще раз объяснил, какими последствиями грозит нежелание Киева сотрудничать с Москвой. «Если украинские партнеры посчитали правильным продолжить диалог без участия России, мы, конечно, тоже будем делать для себя определенные выводы, и они уже были сделаны», – заявил он в Берлине. «Речь идет о переносе межправительственных консультаций между Россией и Украиной и принятии иных решений, о которых просят украинские коллеги», – перечислил Медведев.

«А украинские коллеги просят о многом, денег просят, например. Но как же можно давать в такой ситуации деньги, когда мы не можем договориться по одному из самых существенных вопросов? Все это будем учитывать», – посокрушался российский президент.

О том, что Киев попросил кредит на $5 млрд, министр финансов России Алексей Кудрин заявил 10 марта, отметив, что Москва рассматривает заявку. Ответ по украинскому запросу так и не дан, и пока нет никаких знаков, что обсуждение произойдет в обозримом будущем.

На прошлой неделе украинский премьер, сразу после заявлений Кремля, стала убеждать, что все недоразумения с переговорами с ЕС будут решены. Тимошенко заверила, что процесс модернизации ГТС «открыт для России и частных инвесторов при условии, что ГТС остается в собственности Украины». Накануне поездки Медведева в Берлин Тимошенко была еще более миролюбивой: «Мы зависимы от РФ, надо честно признать, 100% ядерного топлива мы получаем из России, 70% газа – из России, 70% нефти – из России, – заявила она в эфире канала ICTV. – Надо признать, что мы 70 лет создавали единую систему, и сегодня разорвать это по живому невозможно».

Принятая неделю назад декларация – рамочный документ, в который могут быть внесены поправки, считают эксперты.
На данный момент есть только принципиальное согласие нескольких европейских банков вложиться в перестройку ГТС. Однако это не окончательное решение. Желание, по словам Тимошенко, выразили и японские компании. Директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин отмечает, что начало проекта еще очень далеко: «Украина обещала провести реструктуризацию, подготовить законодательство, которое пока запрещает любые концессии или аренду, после чего будет ясно, подо что конкретно можно получить деньги». «Сейчас нужно поменять газоперекачивающие агрегаты в ГТС, что позволит сократить потребление ее газа. Если сейчас вложить деньги, то их можно быстро отбить. И у «Нафтогаза» таких денег нет. В финансировании модернизации может участвовать любая компания и любая страна, если она не выдвигает политических условий», – считает Сапрыкин

VEhrdlVXNU9RekV3V1VSUmRYUkRNVEJNZGxKcVNIcFJiamxIUkRCWlRGRjFUa001VEhrdlVYTTVRM2N3VEdRNE1FcFFVVzkwUTJnPQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх