EN|RU|UK
  1209  3

 СТРОИТЕЛЬНАЯ КОРРУПЦИЯ - ЛОМАЕМ СХЕМЫ!

Дерибан земли, коррупция местных властей, игнорирование интересов громады, захват придомовых территорий… Попытки граждан отыскать законные методы борьбы непременно натолкнутся на круговую поруку между властями, судами и бизнесом.

Акция против застройки. Фото Алексея Перкина, Цензор.НЕТМожно ли решить проблему на местном уровне? В чьей власти прекратить строительный беспредел, захлестнувший большую часть украинских городов? На эти вопросы в ходе проведенного мониторингового исследования попыталась ответить коалиция пяти общественных организаций. Мониторинг проводился в рамках проекта «Содействие активному участию граждан в противодействии коррупции в Украине «Достойная Украина». Финансировалось исследование при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

"Это совместный трехлетний проект украинских и американских властей по борьбе с коррупцией. Одна из сфер – коррупция в сфере строительства, - объяснил нам Юхани Гроссманн, руководитель проекта «Достойная Украина». - Проект решил поддержать начинания тех общественных организаций, которые уже работали в Украине в этой сфере. Так создалась некая коалиция общественных организаций, работающих в разных областях и населенных пунктах. В нее вошли 5 общественных организаций, в различных статусах – от всеукраинского до областного и городского уровня. Она получила название «Внедрение прозрачных и свободных от коррупции процедур застройки». Мониторили ситуацию с застройками в Старобельске (Луганской области), Хрыстынивке (Черкасской области), Никополе (Днепропетровской области), а также в областных центрах – в г. Хмельницкий и Луганск."

"Украина знает немало примеров, когда из-за нового строительства в разных городах местное население начинает сопротивляться планам застройщика. Отстоять свои права жильцам помогают различные общественные организации. Наша коалиция пошла несколько иным путем. Мы решили определить системные ошибки, приводящие к таким ситуациям, и разработать рекомендации для борьбы с коррупцией", - говорит руководитель коалиции Юлия Ращупкина.

Мониторинг показал, что во всех исследованных населенных пунктах фактически отсутствует какая-либо стратегическая градостроительная документация: генеральные планы городов, детальные планы территорий, местные правила застройки. Вернее, иногда генпланы есть, но они либо принимались со значительными нарушениями, либо уже давно морально устарели. Так, к примеру, Луганск умудрялся жить и развиваться по Генплану, принятому еще в 1979 году. Отсутствие стратегической документации, позволяющей ввести прозрачные правила игры для представителей строительного бизнеса, местных властей и для общественности, местные советы оправдывают отсутствием средств для их разработки, утверждает Ю.Ращупкина.

Вторая проблема, порождающая неразбериху и злоупотребления в строительной отрасли, это нехватка доступа к информации именно по градостроительным вопросам. Зачастую Генеральный план города или детальный план территорий чиновники прячут от глаз общественности под грифом «для служебного пользования». Поэтому горожане не могут узнать, что собираются строить на их придомовой территории и как власти собираются развивать территорию местной громады. Сайты органов местного самоуправления, где можно было бы размещать подобную информацию, если и существуют, содержат информацию совершенно не касающуюся жизненных проблем громады.

Третья проблема – нарушение баланса интересов общественности, - продолжает Юлия Ращупкина. - Власть и бизнес имеют достаточно мощные собственные информационные и финансовые ресурсы. В этих вопросах общественность просто не в состоянии конкурировать ни с чиновниками, ни с застройщиком. Бум строительства, наблюдающийся в последние годы, спровоцировал то, что власть начала пренебрегать интересами рядовых граждан. Поэтому громада, которая, собственно, и является собственником земельных ресурсов, устранена от распоряжения своими же ресурсами.

Четвертая проблема, которую необходимо решить, это неэффективный государственный контроль. Украина имеет внушительный список согласовательных органов, выдающих разрешения на строительство. Отечественная прокуратура наделена правом выносить протесты на незаконные решения местных советов. Однако на практике в большинстве городов прокуратура никоим образом не реагирует на обращения граждан. Ведь вынесенный прокурорский протест попадает на рассмотрение тем, кто, по мнению наблюдательного органа, содеял незаконное деяние, а именно – в городской совет. Не сложно догадаться, что депутаты «свою ошибку» признают, лишь под сильным натиском общественности.

И последнее звено в цепи системных ошибок, клонирующих незаконные стройки в Украине - это безответственность депутатского корпуса. При нынешней системе выборов в местные советы, депутаты представляют интересы преимущественно партийных элит. Они, имея широкий круг полномочий в принятии решений, в частности в земельных вопросах и в вопросах застройки территорий, мало переживают об интересах своих избирателей. В то же время громада никак не может привлечь к ответственности слуг народа, принявших неправомочное решение.

"В Луганске, например, за последние 10-15 лет земля в городе раздавалась в аренду вообще без какой-либо стратегии. Просто, чтобы наполнить городской бюджет, - утверждает глава Агентства устойчивого развития Луганского региона Алексей Кубарь. – Посему в обновлении Генплана Луганска депутаты не видели необходимости. А вскоре по всему городу появилось огромное множество строений, которые теперь никак не вписываются в ансамбль города и его архитектурный дизайн. Зачастую такие сооружения появлялись с нарушением множества строительных норм. Это, естественно, обозлило жителей, проживающих поблизости."
 
Объединившись, общественные организации Луганска, вынудили депутатов горсовета навести порядок с застройками в городе. Уже в марте ожидается принятие судьбоносного решения, позволяющего в вопросе выделения земли под застройку перейти от разрешительной системы к заявительной. Если депутаты примут соответствующее решение, дальнейшее выделение земли будет возможно лишь при наличии обновленного Генплана и детального плана территорий. Застройщик обязан будет вместе с заявлением подавать проект будущего строительства, причем уже согласованного на всех уровнях. Пока же есть договоренность с властями города о создании специального информационного Интернет-ресурса, посвященного исключительно строительным вопросам.

В то же время, общественные организации Луганска самостоятельно разработали проект Правил застройки города. Громада надеется на его скорейшее принятие, а вот городские юридические службы всячески затягивают законное оформление документа. Хотят разработку этого документа поручить проектному институту, который решил заработать на составлении этого документа более 3 млн. гривен. Таких денег в бюджете города просто нет. Вот вопрос и повис в воздухе...

А вот в Хмельницком сумели отыскать проектную организацию, согласившуюся создать местные Правила застройки за 400 тысяч гривен. В городском бюджете на 2009 год уже предусмотрено выделение половины необходимой суммы - 200 тысяч гривен - на разработку этого документа. Генеральный план строительства и развития Хмельницкого до 2031 года был утвержден прошлым летом. Этому предшествовала широкая информационная кампания, развернутая инициативными группами и общественными организациями в местной прессе.

"Хочу отметить, что Хмельницкий первым в Украине принял Устав города, еще в 1997 году. В этом Уставе заложены уникальные возможности для гражданской инициативы, - рассказал нам Александр Врублевский, юрист Института гражданского общества. – К примеру, чтобы вынести вопрос на рассмотрение Хмельницкого городского совета, достаточно собрать всего-навсего 30 подписей горожан. Вопрос подлежит обязательному рассмотрению на сессии. Благодаря этой норме громаде Хмельницкого удавалось более десяти раз вынуждать депутатов заново выделять землю под строительство в других местах."

Вдохновленная маленькими победами, громада Хмельницкого собирается совершенствовать Устав города, которому уже более 12 лет. Многие моменты требуют коррекции. Разработку нового текста документа решили доверить профессионалам, чтобы в него попало наименьшее количество ошибок. Ведь последующая коррекция Устава будет возможна лишь через местный референдум, т.е. через волеизъявление граждан города.

- Нас часто спрашивают: не слишком ли дорогое удовольствие на референдуме утверждать поправки к местному Уставу? Минимальные расчеты показывают, что потери, нанесенные городу из-за игнорирования тех или иных интересов громады, гораздо значительнее тех, которые требуются на организацию местного референдума, - убежден Александр Врублевский. - Естественно, отыскать депутатов, которые пролоббировали бы интересы громады в местном совете, оказалось непросто. Многие просто не отвечали на наши запросы, проигнорировав обращения своего электората. Нашелся только один депутат, представляющий одну политическую силу в единственном числе, который согласился сотрудничать с общественными организациями.

Ну и, наконец, о рекомендациях, требующие решения на государственном уровне, разработанные экспертами коалиции в ходе исследования. Богдан Бондаренко, эксперт коалиции по юридическим вопросам, считает, что, прежде всего, нужны изменения в отечественном законодательстве, регулирующего земельные отношения и вопросы застройки.

- Давно пора решить вопрос с придомовыми территориями, с четким выделением их в собственность жильцов, проживающих в многоквартирных домах, - говорит Богдан Бондаренко. - Если придомовые территории будут отданы жильцам, местные советы потеряют возможность выделять эти территории застройщику. Сегодня реальное выделение земли предусмотрено только для ОСМД (объединений совладельцев многоквартирных домов, - Авт.). ОСМД в Украине создано очень мало, придомовые территории остальных многоквартирных домов остаются в распоряжении местных властей. И именно там зачастую выделяется земля под застройку, нарушая баланс интересов бизнеса, общественности и власти.

Второе направление - это поиск источников финансирования градостроительной документации. Большинство местных советов не выполняют требование закона относительно генеральных планов, местных правил застройки, детальных планов территорий, ссылаясь на то, что в местных бюджетах нет денег. Есть два варианта: оставить все, как есть, и ждать, пока появятся деньги, или же попробовать решить этот вопрос системно. Можно прилично сэкономить, создав специальное учреждение в составе Минстроя, поручив ему создание такой документации по фиксированным, регулируемым ценам.

- Пора Украине решать и вопросы организации деятельности органов власти и вопросы политической коррупции. Стоит рассмотреть персональную ответственность депутатов за принятые решения, урегулировать вопрос эффективного надзора в земельных вопросах, а также запретить выдавать разрешительную документацию на строительство до момента устранения всех обнаруженных нарушений, - говорит юрист-практик.

- Отдельным блоком нужно урегулировать право доступа к информации граждан в сфере земельных отношений, - продолжает Богдан Бондаренко. - Надзор за коррупцией в этой сфере будет невозможен, пока существуют определенные табу на получение информации. В законах, регулирующих эту сферу, есть нормы, просто не позволяющие получать ту или иную информацию гражданам в полном объеме. Уместно было бы ввести требования относительно содержания ответа на обращения граждан, предусмотреть прямую обязанность предоставлять копии решений органов местного самоуправления, в том числе и насчет выделения земли под строительство. Во многих городах Украины местные советы считают, что такие решения нельзя обнародовать. В Луганске, например, полагают, что такие решения содержат конфиденциальную информацию о персоне, если это касается выделения земли физлицу или коммерческую тайну, если земля выделена юрлицу. Именно поэтому отследить процесс выделения земельных участков практически невозможно. Нужно исправить Закон об информации. Также пора сделать общедоступной документацию земельного кадастра и позаботиться о наполнении официальных веб-сайтов органов местного самоуправления, где можно было бы найти всю необходимую громаде информацию.

Чтобы государство отважилось на эти системные перемены, общество должно стимулировать активность политиков, в компетенции которых принятие соответствующих решений. Сами они вряд ли решатся отказаться от коррупционных схем в строительной отрасли…
Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRell3VERkU1owNUhRVEJaVUZGMk9VZEhNRXhxVW1vemVsSm5aRWRETUZsRVVYWjBRelF3V1V4UmRHUkROekJaZWxKblpFZERNRXhNVVhablBUMD0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх