EN|RU|UK
 Политика Украины
  33427  89

 ДЕЛО ОБ ОБИЖЕННОМ "РОШЕНЕ"

Многие сограждане склонны критиковать постреволюционные власти за то, что предшественники этих властей не наказаны в уголовном порядке: мол, нет политической воли. Но можно поставить вопрос и так: а остались ли вообще в стране профессионалы, которые могли бы справиться с задачей очищения государства? Нижеследующая история заставляет серьезно над этим задуматься.

От Революции достоинства общественность ожидала, во-первых, наказания тех, кто злоупотребляет властью, во-вторых, искоренения многочисленных схем обогащения за счет государства. Таких схем возможно великое множество, в самых разных сферах. Наша история касается сферы налогообложения, а конкретно - схемы так называемого "нетипичного экспорта".

Здесь необходимы некоторые разъяснения. Как правило, в данной схеме задействованы несколько предприятий, которые принадлежат к одной корпорации или финансово-промышленной группе. Одно из таких предприятий имеет контакты с зарубежными покупателями, которым экспортирует те или иные группы товаров. Другое работает на внутреннем рынке.

Согласно отечественному законодательству, первое предприятие (экспортер) пользуется правом на нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) и получает по этому налогу отрицательное значение. Это означает, что предприятие может требовать возмещения НДС из госбюджета или же уменьшать на соответствующую сумму свои налоговые обязательства. Второе предприятие, работающее на внутреннем рынке, обязано уплачивать 20% НДС.

Собственно схема состоит в следующем. Экспортер заключает со вторым предприятием договор купли-продажи на внутреннем рынке. Одновременно, однако, заключается договор комиссии, по которому экспортер обязывается продать товар, поставленный вторым предприятием, за рубеж. Договора составляются так, чтобы цена товара, закупленного в Украине с учетом 20% ставки НДС, равнялась цене товара на экспорт, но уже с нулевым НДС. Благодаря этому возникает отрицательное значение НДС на те самые 20%, что и используется для минимизации налоговых обстоятельств.

На практике это выглядит, например, так. Крупная ликерно-водочная компания, согласно бумагам, проводит операции по экспорту грецких орехов, но на деле бумагами ее роль и ограничивается. Поставщики продукции сами отгружают товар, перевозят его, проводят таможенное оформление и другие платежи. Зато компания получает возможность недоплатить в бюджет круглую сумму (в описанном случае - 30 миллионов гривен).

Известны аналогичные схемы, когда энергогенерирующая компания "закупала" автомобильные шины (производитель которых принадлежал тому же собственнику), хлебозавод "закупал" термоблоки и т.п.

Для отслеживания таких легальных схем в налоговых органах в свое время был создан информационно-аналитический департамент, задачей которого было выявлять факты "нетипичного экспорта" и направлять полученные данные территориальным налоговым органам для проверок соответствующих предприятий.

Здесь мы возвращаемся к нашей истории. Как стало известно Цензор.НЕТ, в 2013 году Министерство доходов и сборов получило задание по отработке предприятий, чьи торговые операции вызывали подозрение в "нетипичном экспорте", из которых только Киевская область была представлена 32 предприятиями. Среди них фигурировали зарегистрированные в Переяславе-Хмельницком компании " Розподільчий центр " и "Кондитер-транс".

По данным фискалов, через эти компании по схеме "нетипичного экспорта" продавалась за рубеж продукция известной кондитерской компании "Рошен". На тот момент все три фирмы принадлежали "Центрально-Европейской кондитерской компании", которая, в свою очередь, принадлежала фонду "Прайм Эссетс Капитал" Петра Порошенко.
документ


Взаимосвязи компаний на 2013 год.


"Розподільчий центр" в это время уже находился в плане-графике налоговых проверок на третий квартал 2013 года. По "Кондитер-трансу" назначили внеплановую проверку по новым обстоятельствам. В итоге первому предприятию доначислили НДС на сумму 15 млн 800 тыс 292 грн., второму - на сумму 15 млн 573 тыс 896 грн.

Оба предприятия, согласно установленному порядку, обжаловали решение сначала в в Миндоходов и сборов, а потом - в суде. Киевский окружной административный суд пошел им навстречу, апелляционная инстанция - тоже; таким образом, уплачивать доначисленный НДС "рошеновским" фирмам так и не пришлось.

Но история на этом не закончилась. В марте 2014 года представитель "Рошен" обратился в Генпрокуратуру с жалобой на незаконное административное давление на предприятия группы. Речь шла в том числе и об описанных выше проверках. По мнению представителя кондитерского гиганта, эти проверки были инициированы с целью уничтожения бизнеса: дескать, "Розподільчий центр" и "Кондитер-транс" уплатить доначисленный НДС не смогли бы, и вынуждены были бы закрыться.

Генпрокуратура немедленно зарегистрировала уголовное производство по ст. 364, ч.1 и ст. 365, ч.3 Уголовного Кодекса - злоупотребление служебным положением и превышение власти и служебных полномочий сотрудниками Миндоходов и сборов. Досудебное следствие поручили Главному следственному управлению МВД.

Правда, почти год оно велось весьма неспешно, и активизировалось, по совпадению, вскоре после утверждения в должности Генпрокурора Украины Виктора Шокина. Это событие произошло 10 февраля, а уже 20 февраля в главуправление Миндоходов по Киевской области прибыла следственная группа в количестве более ста человек, включая несколько десятков бойцов "Альфы" в полном вооружении и экипировке. Обыск длился с утра, причем сотрудников заблокировали в здании.

Из порядка 30 допрошенных один, бывший инспектор-ревизор Переяслав-Хмельницкой налоговой Игорь Галушка, дал удовлетворившие следователей показания. В мае в Яготинском райсуде Галушка признал свою вину в служебном подлоге и назвал (по нашим данным) семь имен чиновников, якобы заставивших его это сделать. В свою очередь, суд освободил Галушку от наказания по амнистии.

"Красота игры", как выражался покойный Михаил Чечетов, состоит в следующем. Ранее эти семеро проходили по инициированному представителями "Рошен" делу свидетелями. Но после признаний г-на Галушки стали обвиняемыми, сами того не зная! И 22 июня вердикт суда вступил в силу - ведь его просто некому было обжаловать.

Насколько удалось установить, в июле двое подозреваемых были задержаны, хотя вскоре и выпущены под залог; еще как минимум одному человеку суд вменил домашний арест. Досудебное следствие предполагалось завершить 28 ноября, но недавно следователь направил ходатайство о продлении следствия до конца февраля 2016 года.

При этом материалы следствия, с которыми удалось ознакомиться, изобилуют натяжками и нарушениями, очевидными даже неспециалисту. Так, сотрудников налоговой поначалу обвиняли по статье, касающейся сотрудников правоохранительных органов (хотя в фискальных структурах таковыми являются только налоговые милиционеры).

Сплошь и рядом говорится о "заведомо незаконных распоряжениях" провести проверки "рошеновских" компаний, каковые проверки, оказывается, причинили тяжкий ущерб не только проверяемым компаниям, но и государству - путем "подрыва авторитета госорганов". При этом, заметим, вопреки многолетним традициям проверок налоговая не устраивала дочерним предприятиям "Рошена" по этому делу никаких "маски-шоу" и прочего "изъятия документов", способного парализовать работу любого предприятия.

Более того, сами компании в своих сообщениях в ГПУ заявили ущерб лишь на сумму…чуть более 20 тыс. гривен. Тем не менее, подозреваемым грозят серьезные сроки (максимум - до 10 лет лишения свободы с конфискацией). И вот уже более полутора лет правоохранители постреволюционной Украины продолжают работать над "восстановлением справедливости" в отношении громадной (по отечественным меркам) корпорации, потерявшей целых 20 тысяч по проискам "преступного режима". Кстати, как удалось выяснить, дело ведет следователь по фамилии Кареев. Рискуем предположить, что искомые 20 тысяч не покрыли даже зарплатных затрат, которые из бюджета пошли на то, чтобы "сшить дело" белыми нитками…

документ
Фрагмент одного из материалов следствия, июль 2014 года


Строго говоря, самоотверженные усилия г-на Кареева сами по себе стоят обвинения в злоупотреблении служебным положением, за которое УК карает десятью годами тюрьмы. Зачем так рисковать? Есть основания считать, что стимулом является традиционное для украинских правоохранителей стремление выслужиться, сделав "приятное" высокому начальству. Тем более, в контексте переквалификации милиции в полицию и прочих реформ, от которых склонны нервничать люди в погонах… Другой вопрос, приятно ли будет Петру Порошенко узнать, что "восстановление справедливости" в отношении его предприятий превращено в настоящий фарс.



Цензор.НЕТ будет наблюдать за развитием ситуации.


Микола Полос для Цензор.НЕТ

VEhrNGRrdzVRMlF3U2xSUmIxaDZVbXBrUXpZd1dVaFJkamxES3pCWlJGSm5aejA5
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх