EN|RU|UK
  865  1

 НЕИСТРЕБИМЫЙ ОПТИМИЗМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БИЗНЕСА

Среди украинских компаний 26% отмечают новые возможности, связанные с кризисом, а 16% увеличили объемы производства. Правда, половина компаний при этом сокращает персонал…

Компания «Эрнст энд Янг» при содействии Европейской бизнес-ассоциации с 30 января по 13 февраля 2009 года провела исследование «Влияние экономического кризиса на украинские компании» в режиме анкетирования.

Большинство из 107 предприятий в числе ведущих проблем своего бизнеса отмечают те, которые связаны с ликвидностью отечественной банковской системы. На первом месте (84%) стоит девальвация гривни, за ней следуют задержки платежей от партнеров и клиентов (66%). 76% респондентов отмечают снижение возможности привлечения капитала и заемных средств, инвестиций в капитальные программы (70%) и кассовой позиции (69%). При этом снижение объемов продаж занимает не первое, как можно было ожидать, а лишь четвертое место (58%).

Соответственно, как отметил один из организаторов исследования, управляющий партнер «Эрнст энд Янг» Алексей Кредисов, от кризиса больше всего страдают те отрасли, которые связаны с банковской системой или долгосрочным кредитованием: финансовая сфера, торговля недвижимостью, автомобилями и т.д.

И самое интересное: 10% респондентов наблюдают повышение доходов от продаж, 5% – улучшение кассовой позиции по сравнению с ситуацией перед началом кризиса. Интересно также, что 26% опрошенных отмечают новые возможности для бизнеса, еще 32% считают, что эти возможности, по крайней мере, не ухудшились. Соответственно, 35% компаний не уменьшили объемы производства, а 16% - даже увеличили.

По словам Алексея Кредисова, и сами организаторы исследования не ожидали такого оптимизма. Кто такие эти оптимисты, организаторы назвать затруднились, поскольку не проводили разбивку результатов исследования по отраслям. Впрочем, предположить нетрудно.

Во-первых, это экспортеры, которые в преддверии кризиса вовремя приняли меры и сохранили рынки сбыта или диверсифицировали их, не надеясь лишь на одного партнера. Во-вторых, это предприятия реальной экономики, которые созданы в Украине зарубежными компаниями, работают по их технологиям, на их оборудовании и под их торговыми марками.

Первые находятся в выгодном положении потому, что за экспортируемую продукцию получают валюту, а за сырье и энергоносители расплачиваются гривнями, равно как и со своими работниками. Вторые же имеют стабильный рынок сбыта, и иностранные хозяева от них не откажутся из-за дешевой и все дешевеющей с падением курса гривни рабочей силы.

Есть еще и третьи – отечественные производители, реализующие свою продукцию в Украине. Если их продукция не слишком энергоемкая, производится не из дефицитного сырья и не связана с кредитованием, она получает ценовое преимущество благодаря сильному удорожанию импорта (из-за курсовой разницы и недавнего повышения ввозных пошлин). Аналитики рынка отмечают, что цены на отечественные товары хотя и растут, но меньшими темпами, чем на импортные.

Плюс все та же дешевизна рабочей силы… Это объясняет, почему 72% опрошенных компаний не отмечают изменений в лояльности покупателей, а 12% даже говорят о ее улучшении.

Что же касается возможностей, то, по мнению Алексея Кредисова, они проявляются в плане слияний и поглощений более успешными компаниями своих менее живучих коллег. Действительно, время открывает для этого много возможностей. Так, 18% опрошенных компаний уже сейчас готовы закрыть наименее прибыльные сегменты своего бизнеса, 8% - продать. Пока что, как видим, количество желающих невелико, но с углублением кризиса неизбежно вырастет. Также новые возможности открывает и снижение нереально завышенных до недавнего времени цен на недвижимость.

Но в основном нашим предпринимателям с целью выживания предстоит овладеть искусством считать не только доходы, но и расходы. О намерении сокращать затраты заявили 77% респондентов. Впрочем, пока бизнес выбирает только те пути снижения затрат, которые являются традиционными и лежат на поверхности: 80% сокращают или уже сократили административные затраты, 57% пересматривают договоренности с арендодателями и владельцами недвижимости. И, наконец, 47% проходят через сокращения персонала, от 19% до 36% численности, и 35% практикуют урезание зарплаты уцелевшим.

Как считает Алексей Кредисов, сокращения пойдут на пользу компаниям, поскольку коснулись наиболее слабых работников. Впрочем, на практике это не всегда так. Ведь вопрос квалификации работника обычно хоть как-то связан с уровнем его зарплаты, и эта связь часто становится решающей.

Например, в сфере СМИ наблюдается тенденция, когда популярные в прошлом издания избавляются от квалифицированных (и, соответственно, высокооплачиваемых) работников и тут же объявляют набор «девочек и мальчиков» совсем на других условиях. Видимо, вопрос о том, что с такой кадровой политикой им недолго оставаться популярными, данные издания не смущает.

Вместе с тем, компании в большинстве пока не рассматривают как средство оптимизации расходов так называемый аутсорсинг, хотя в развитых странах это направление считается перспективным. Это передача части управленческих функций (например, реклама, дистрибуция) сторонним компаниям. Видимо, скептическое отношение отечественных компаний к аутсосрсингу связано с большими «накрутками» со стороны посредников, которые превышают возможную экономию и ложатся на себестоимость продукции, снижая ее конкурентоспособность.

Правда, как отмечает исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко, дальнейшее развитие бизнеса в Украине сопряжено с тем, что ему придется принять европейские принципы ведения дел, в частности – довольствоваться десятками процентов прибыли вместо привычных сотен. Вопрос «А как у них?» давно мог бы стать решающим для отечественных предпринимателей, если бы аналогичного направления придерживались и те, кто определяет у нас отношения государства и бизнеса.
Источник: Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRM2d3VEdwUmREbERPVEJNV0ZKbldIcFJkWFJIUVRCTWFsRjBPVU0wTUZsR09EQk1OMUYyT1VkQk1FdzNVbWRSUFQwPQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх