EN|RU|UK
 Политика Украины
  53023  241

 ПАРИЖСКИЙ ИЗГИБ МИНСКОГО ПРОЦЕССА

Встреча "нормандской четверки" в Париже принесла некоторые плюсы европейским лидерам. Но ни Москва, ни Киев причин для радости не получили. И если для Путина это не слишком большая проблема, то Порошенко будет потруднее.

В отличие от украинского президента, вышедшего после переговоров к прессе, и Ангелы Меркель с Франсуа Олландом, давших совместный брифинг, российский президент от общения с журналистами отказался. Хотя, как сообщили Цензор.НЕТ присутствовавшие на месте коллеги, изначально такое общение планировалось (на момент подготовки данной статьи об этом написали и некоторые российские СМИ). Этот факт остался почти без внимания украинских комментаторов, которых куда больше озаботило рукопожатие Порошенко и Путина (украинскому президенту не помогли даже демонстративные объятия с лидерами Франции и Германии, явно призванные подчеркнуть контраст отношений с ними и с Путиным).

Причиной отказа Путина от комментариев может быть понимание им того факта, что, во-первых, перед своим собственным электоратом ему похвастаться нечем, а во-вторых, достигнутые договоренности слишком хрупки. Так что пусть о них говорят европейские лидеры, тем самым как бы беря ответственность на себя.

Меркель и Олланд, между тем, вполне отыграли "миротворческую" программу. Как же: огонь прекращен, вот-вот пойдет отвод вооружений, наконец, вроде как есть план дальнейшего урегулирования - каким его видят Берлин и Париж.

Общее видение президент и канцлер изложили довольно однозначно. Во-первых, как и записано в Минском протоколе, передача Киеву контроля над российско-украинской границей должна произойти только после местных выборов на оккупированной сепаратистами и россиянами части Донбасса. Хотя ранее в Киеве несколько раз заявляли, что без контроля над границей и вывода российских войск такие выборы бессмысленны.

Вместе с тем, в Минском протоколе записано также, что возврат контроля над границей должен состояться до конца года. Но Олланд и Меркель ясно дали понять, что это нереально. Французский президент даже прямо сказал: "Возможно, мы будем работать дольше сроков, отпущенных минскими договоренностями, то есть после 31 декабря 2015 года".

Он также назвал один временной промежуток: мол, местные выборы по украинскому закону должны состояться "в течение 80 дней" после принятия такового закона. Теоретически в неполные три месяца уложиться можно, но практическая вероятность - нулевая.

Меркель и Олланд также категорически подчеркнули, что Минский процесс не допускает проведения псевдо-выборов, назначенных руководством "народных республик" на 18 октября (в "ДНР") и 1 ноября (в "ЛНР"). При этом вожаки сепаратистов еще в день Парижских переговоров настаивали, что их "выборам" быть.

выборы донбасс

В этом смысле результаты Парижских переговоров, похоже, стали для сепаратистов неприятным сюрпризом. Недаром их "представители" в Минском процессе Дейнего и Пушилин распространили заявление о том, что официальные комментарии по этим переговорам дадут лишь на следующей неделе, после очередной встречи в Минске, где надеются "получить всю необходимую информацию".

Понятно, на самом деле для "получения необходимой информации" им не надо ехать в Минск - достаточно позвонить в Москву (или получить звонок оттуда). То есть теперь сепаратисты будут пытаться торговаться с Кремлем, обязанным на них надавить. Конечно, шансы противостоять такому давлению у них крайне малы. С другой стороны, Путину не с руки откровенно "сливать" вожаков "ополченцев". Но и выхода у него нет. Так что грызня под ковром ожидается жаркая.

Увы, Украине это пока ничего, кроме разве что некоторого морального удовлетворения, не дает. Тот же Олланд озвучил два ключевых тезиса договоренностей. Во-первых, уже упомянутый "новый закон" о местных выборах на территории "ЛДНР". Во-вторых, "иммунитет" для кандидатов на этих выборах.

Что хуже, по крайней мере первый пункт подтвердил и Петр Порошенко, сказавший, что выборы состоятся "тогда, когда мы согласуем законодательство". То есть некое "согласование" действительно обсуждается.

При этом президент в который раз заявил, что выборы должны пройти по украинским законам и под наблюдением ОБСЕ, но не упомянул таких условий проведения выборов, как вывод российских войск и разоружение боевиков.

А ведь эти условия прописаны в действующем законе "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", часто называемом "законом об особом статусе". Итак, эту норму придется отменять? Или вообще отменять весь закон в его нынешнем виде, принимая вместо него другой. Что, видимо, и подразумевал Олланд. Вот только не очень понятно, как президент Порошенко собирается протолкнуть это решение, учитывая царящие в парламенте настроения.

Возможно (автор уже писал об этом), на Банковой рассчитывают "выдавить" одиозных лидеров боевиков из реальной власти. Схема проста: Запад надавил на Россию, Россия надавит на захарченко-плотницких, и где-нибудь в феврале-марте местные выборы таки пройдут без их участия, а выиграют их более лояльные Киеву силы из тех же вчерашних "регионалов". Но как это устроить при наличии вооруженных боевиков?

Вообще, техническая сторона вопроса ставит в тупик. Да, можно провести местные выборы - и что, в "отдельных районах" станут параллельно действовать признанные Киевом местные советы и не признанные им "правительства"? Или последние самораспустятся (вместе со своими "партиями"), отменят все свои "законы" и "постановления" и поднимут сине-желтые флаги? Представить нелегко. А как быть с вооруженными формированиями? Сделать их "народной милицией" со всеми их танками и РСЗО? Извините, двух армий в одном государстве не бывает. То есть даже в случае проведения "выборов" реинтеграция мятежных территорий останется фикцией.

Разве что власти лелеют надежду переиграть ситуацию уже после ухода россиян и восстановления контроля над границей, очистив регион от самых одиозных персонажей руками их вчерашних соратников. Что-то вроде того, что в свое время проделал Путин в Чечне (хотя, вероятно, не столь кроваво). Однако не следует забывать, что в итоге Путин получил в Чечне лишь условно лояльный регион, чей лидер Кадыров имеет возможности навязывать свою волю самому Кремлю. И ведь Чечня во всех отношениях - лишь крошечная часть РФ, чего не скажешь о Донбассе, пусть даже в масштабе "отдельных районов", по отношению к остальной Украине.

Замороженный конфликт, который стал бы результатом успешного манипулирования Минскими договоренностями - о чем много писал автор этих строк - тоже далеко не сахар, и уж никак не "перемога". Достаточно вспомнить российско-грузинскую войну 2008 года, случившуюся после многих лет "заморозки" конфликта в Южной Осетии. Но и уступки Москве в плане "реинтеграции" Донбасса тоже не гарантируют ни мира, ни развития. В конце концов, слишком много крови пролито и слишком разнятся настроения по обе стороны фронта, проходящего не столько по линии размежевания, сколько в умах. Можно попытаться, цитируя незабвенного Ивана Плюща, "впихнуть невпихуемое" - но рискованное это дело.

Так или иначе, если местные выборы в "отдельных районах" и состоятся, это произойдет ближе к весне или уже весной. Но еще до того должны быть поданы те самые законодательные изменения, о которых говорили вчера Олланд и Порошенко. Содержание этих изменений позволит более уверенно говорить, пора ли называть Минский процесс "зрадой" без кавычек. Пусть даже вынужденной.

Александр Михельсон, Цензор.НЕТ
VEhrdlVXNDVReXN3V1VSUmRuUkhTVEJNV0ZGMlpFTTJNRXcxT0RCS1JGRjFPVU14TUV4eVVtZGtRM2N3VEROUmRFNUhRVWxPUTJNd1RHcFNhR1JETVRCTWRsSnFUa2RDTUV3M1VYWlRPSFl3VEM5UmRHUkhRVEJNV0ZGek9VTXJNRXhNVVhaMFIwRXdXWFE0TUV4NlVYVk9Remt3V1VoUmRYUkROREJNVldjd1dVaFJkblJEZWpCTWRsRnpUa2RKTUV4WVVYWmtRelF3V1RrNE1Fb3ZVWE5PUjBFd1RHcFJkRzU2VVd4T1F5c3dURE5SYzJSRGR6QlpTRkpuVVQwOQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
Страница 3 из 3
<<<1 2 3
Страница 3 из 3
<<<1 2 3
   
 
 
 вверх