EN|RU|UK
 Экономика
  14919  16

 РОССИЯ СОБИРАЕТСЯ ПРОДАТЬ УКРАИНСКИЙ ТРУБОПРОВОД ШВЕЙЦАРСКОЙ КОМПАНИИ

18 августа с.г. российская ФАС (Федеральная антимонопольная служба) оповестила общественность о том, что продлевает срок рассмотрения ходатайства швейцарской компании "Интернешнл Трейдинг Партнерс АГ" о приобретении 100% голосующих акций АО "Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов".

"По результатам рассмотрения ходатайства, - говорится в сообщении, - установлено, что Компания "Интернешнл Трейдинг Партнерс АГ", зарегистрированная в соответствии с законодательством Швейцарской Конфедерации, находится под контролем гражданина Федеративной Республики Германия Анатолия Шефера".

Для сегодняшней России иностранная инвестиция - большая редкость, исключение из общего правила, и ее перспектива не может не радовать правительство РФ. Но, как оказалось, решением Федеральной энергетической комиссии от 14 октября 1997 года, данное акционерное общество включено в Реестр естественных монополий как имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Потому-то для его продажи и требуется разрешение ФАС, которому нужно дополнительное время для принятия решения.

Эта безликая для неосведомленного читателя новость была растиражирована российскими, а вслед за ними, и украинскими СМИ. Казалось бы, какое нам дело до продажи в России какого-то АО какому-то немецкому гражданину?

Оказывается, к Украине эта новость имеет самое непосредственное отношение, ведь в собственности АО "Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов" находится "ПрикарпатЗападтранс", дочернее предприятие АК "Транснефть". Именно компания "ПрикарпатЗападтранс", базирующаяся в г. Ривне, до недавнего времени эксплуатировала украинскую часть магистральных трубопроводов Самара-Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая протяженностью 1433 км. Данная дочка российской "Транснефти" в течение четырех лет вела изнурительную тяжбу за право собственности на украинский участок трубопровода, который по всем законам и договоренностям, принятым бывшими союзными республиками при разделе общесоюзного достояния, должен принадлежать государству Украина.

При этом российская сторона не гнушалась прибегать к подтасовке фактов, беспардонной лжи и всяческим манипуляциям.

Тем не менее, 17 марта 2015 Высший хозяйственный суд Украины поставил долгожданную точку в многолетнем споре. Спорный участок трубопровода был признан собственностью Украины.

Российская сторона не могла угомониться и спор, казалось бы, исчерпавший себя в судебном порядке, приобрел криминальный оттенок: должностные лица "ПрикарпатЗападтранс" принялись в спешном порядке откачивать из трубопровода технологический запас дизельного топлива. Украинские правоохранительные органы сработали на удивление оперативно и слаженно, хищение было остановлено, однако часть дизельного топлива из трубы все же исчезла. Ответственность за пропажу взяла на себя "Транснефть", заявившая, что часть этого нефтепродукта принадлежит ей, остальное - российской компании "Лукойл". И, дабы как-то легализовать свои действия, начала опять судиться с Украиной, теперь уже за содержимое украинской трубы…

6 мая 2015г. Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение, которым поручил Кабмину безотлагательно определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепродуктопроводов Самара-Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая, проходящих по территории Украины, общей длиной 1433 км, и принять меры по обеспечению защиты экономических интересов государства.

Указом Президента Украины № 298/2015 от 28 мая 2015 года это решение СНБО было введено в действие.

Ни Президент, ни СНБО, видимо, не догадывались, что еще 21 апреля молодая судья Хозяйственного суда Ривненской области Ярослава Гудзенко одним росчерком пера отменила, казалось бы, незыблемое и окончательное постановление, вынесенное коллегией судей ВХСУ, подтверждающее право собственности Украины на украинский участок спорного трубопровода. Судья за одно заседание удовлетворила заявление компании "ПрикарпатЗападтранс" о пересмотре решения этого же суда от 22 марта 2011 года (правомерность которого была подтверждена высшей инстанцией) в связи с нововыявленными обстоятельствами.

Нововыявленные обстоятельства, на которые сослался "ПрикарпатЗападтранс", как и вся предыдущая аргументация россиян, оказались за гранью здравого смысла. Предприятие в своем заявлении написало, что трубопровод, который строился в советское время и по закону мог бы принадлежать Украине, уже давно сгнил и списан, а этот - новый, недавно построенный на средства "Транснефти". Поэтому Украина не может на него претендовать. В качестве доказательства представители "ПрикарпатЗападтранс" подали письмо, в котором "Транснефть" написала, что трубопровод списан. Этой филькиной грамоты оказалось достаточно для принятия знакового для двух воюющих стран решения. Судья даже для виду не потребовала каких-либо доказательств (разрешений, чертежей, актов, смет, документов финансовой отчетности), подтверждающих, что работы по демонтажу старого трубопровода и прокладке нового действительно велись.

Пока вопрос собственности очередной раз повис в воздухе, Россия решила продать спорный актив, который числился на балансе государственной акционерной компании "Транснефть". Попытка сбагрить украинскую часть трубопровода частному капиталу предпринималась и ранее. Поговаривали, что после очередной победы Украины в апелляционной инстанции, когда надуманные аргументы российской стороны были разбиты в пух и прах, лично Президент РФ дал "Транснефти" распоряжение продать трубу "Лукойлу".

Также ходили слухи, что "Лукойл", еще не заполучив трубопровод, начал договариваться с группой "Континиум" о совместной его эксплуатации. Теперь, после смерти Еремеева, российская сторона приняла другое решение - продать украинский нефтепродуктопровод иностранной компании. Этот шаг, с одной стороны, позволит России возместить потерю трубопровода, а с другой - поставит Украину в неловкое положение: вроде как неудобно будет перед Западом, если у швейцарской компании отберут купленный ею актив.

Другое дело, что компания эта швейцарская, так разрекламированная СМИ в свете предстоящей покупки, видимо, существует только на бумаге. Во всяком случае, о ней удалось найти только несколько упоминаний. И то очень скромных: юридический адрес и капитал. Последний составляет 100 тысяч швейцарских франков.

Никому не известный немецкий бизнесмен с вполне русским (или, если угодно, "советским") именем Анатолий, зарегистрировавший в Швейцарии компанию, собирается за имеющиеся 100 тысяч швейцарских фунтов (чуть больше 100 тысяч евро, стоимость средней киевской "трешки") купить нефтепродуктопровод длиной 1433 км?

Кто действительно стоит за этой швейцарской компанией - пока не ясно. Возможно, это все тот же российский "Лукойл", который тщательно заметает следы своего присутствия на украинском рынке нефтепродуктов, даже свои брендовые АЗС "перекрасил" так, что не узнаешь. А, может, за швейцарской компанией стоит какая-то украинская структура, желающая монополизировать рынок?

В любом случае, и ФГИ, и Мининфраструктуры, и Минэнергетики, и СНБО пора обратить внимание на то, что Россия собирается продать кому-то имущество Украины. Не удивленно хлопать глазами, возмущаясь наглости Путина, а реально действовать. А то, как в случае с Крымом, может быть поздно…

Роман Волынский



VEhrNGRrdzVRell3VERkUmRrNURMekJNUkZGMlpFTTBNRms1T0RCTU0xRjBaRWRGTUZsTVVtcEllbEpuWkVkRU1FeFNPREJMYWxGemRFTXhNRXh1VW1oMFEzY3dXVVJSZFU1SFVBPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх