EN|RU|UK
  4835  5

 "УКРАВТОДОР": РЕФОРМА ИЛИ ИМИТАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА?

Австрийская аудиторская компания iCconsulenten в рамках пилотного проекта завершила оценку качества ремонта дорог, проведенного в Киевской области в этому году. Об этом в пятницу в Кабинете министров заявил журналистам министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. "На основе этого мы со Всемирным банком разработаем тендерную документацию для проведения конкурса на централизованную закупку услуги независимого аудита всех украинских дорог в ближайшее время", - сообщил министр.

Пилотный проект обошелся в 20 тысяч евро, которые заплатила общественная организация "Моя дорога". Общий аудит качества ремонта украинских дорог будет стоить уже 300 тысяч долларов. Неожиданная щедрость общественной организации имеет простое объяснение. Ее возглавляет Роман Хмиль - директор департамента автомобильного транспорта и стратегического планирования автомобильных дорог Министерства инфраструктуры Украины. Похоже, соратник Пивоварского решил взять под свой контроль не только планирование ремонтов, но и проверку качества его выполнения. Насколько прозрачной можно назвать такую схему контроля за строительством дорог сказать сложно.

Что касается самого отчета аудиторов, сенсаций он не преподнес. За двадцать тысяч евро иностранные специалисты объяснили нам, что дороги в Украине плохие. И если разрушено более 50% дорожного покрытия, ямочный ремонт не имеет смысла. Денег на приведение в порядок всех украинских магистралей в бюджете не хватит. Значит, придется выбирать - что ремонтировать, а что отложить. Это, по мнению зарубежных экспертов, позволит более рационально выделять средства.

Также аудиторы добавили, что в Украине нет единого стандарта качества дорог. Именно это не дает возможности объективно определить качество работ. Оплаченные Хмелем австрийцы отметили, что проведенные в этом году работы не дают возможности предотвратить необходимость повторного ремонта в краткосрочной перспективе. По мнению аудиторов, сейчас ремонтные работы выглядят "как краткосрочные частные решения и не предотвращают дальнейшего ухудшения качества дороги в среднесрочной и долгосрочной перспективе".

Известный блогер, лидер группы "Я ненавижу Укравтодор" Андрей Черников считает, что выводы австрийских экспертов вполне ожидаемы. Единственная причина, по которой нужен был "заморский аудит" - самопиар руководства МИУ.

"Что касается проверки иностранными экспертами качества ремонта дорог, давайте представим себе ситуацию - приезжают к нам умные и красивые австрийцы, чтобы проверить качество украинских дорог. А что там проверять - их нет! Ямочный ремонт делается очень просто. Кинул лопату чего угодно, ногами затоптал и готово. Вот и все качество. Наверное, надо проверить и с научной точки зрения понять, что мы делаем не так, но мы все делаем не так. Тут нужно не проверять действующую систему, а строить новую, действующую. С нуля", - говорит он.

Но по всей видимости, строительство новой системы в планы реформ министра Пивоварского не входит. По его словам, "Укравтодор" превратят в заказчика новых дорог общегосударственного значения, а большинство путей перейдут в компетенцию власти на местах. Министр уверен, что перераспределение ответственности решит все проблемы. Автомобилисты и эксперты настроены не так оптимистично.

Андрей Черников говорит, что так называемая реформа от Пивоварского - повторение эксперимента Юрия Вилкула и Николая Азарова. "Сейчас Мининфраструктуры делает то, что в 2013 году делал Вилкул. Он тогда придумал реформу, которая состоит в следующем: Две трети дорог, которые контролирует Укравтодор, это 115 тысяч километров, передать местным властям. А себе оставить около 50 тысяч километров", - говорит Черников. Что касается финансирования ремонта, то простое делегирование полномочий на места этот вопрос не снимает. "Они говорят, что все деньги от акциза нужно собирать в специальный дорожный фонд. То же самое говорил и Вилкул. Хорошо, деньги заходят в этот дорожный фонд и что? То есть, это все равно, что перекладывать деньги из одного кармана в другой. Передали дороги местным властям, а откуда у них деньги?" - спрашивает Черников.

Вопрос денег действительно ключевой. Чиновники Мининфраструктуры планируют создать "Дорожный фонд", куда будут поступать все акцизные средства для ремонта дорог. Однако по сложившейся практике, часть этих денег Кабмин забирает на более важные статьи расходов - проведение АТО, выплата пенсий, финансовая поддержка "Нафтогаза". Это признает и сам Пивоварский: "Сейчас налоговые поступления от импортеров нефтепродуктов идут на выплату пенсий, зарплат и другие бюджетные расходы", - говорит министр.

Неужели Пивоварский всерьез считает, что в следующем году в Украине исчезнет проблема выплаты пенсий и зарплат бюджетникам? Думается, министр прекрасно осознает, что создание "Дорожного фонда" ничего не решает. Зачем же инициатива его создания преподносится как некая волшебная палочка-выручалочка? Опять самопиар?

Ликвидация "Укравтодора" в нынешнем качестве оставляет открытым еще один вопрос - что делать с долгами предприятия? В министерстве предлагают просто взвалить их на государственный бюджет. "Финансовые обязательства, которые сегодня есть у "Укравтодора", они сегодня и так гарантированы государством, и государство их выплачивает", - заявил министр. Назвать это полноценной реформой трудно.

Другим направлением реформы дорожного хозяйства, о котором Андрей Пивоварский очень любит рассказывать журналистам, является строительство платных дорог. Но и в этом направлении пока существует единственный пилотный проект длиной 85 километров трасса "Львов - Краковец". Но строительство под большим вопросом именно по причине отсутствия средств на реализацию."Что касается проекта создания платной автодороги Львов - Краковец, то там нет такого трафика, чтобы она окупила себя в ближайшие лет пятьдесят. То есть, все эти разговоры о концессии в пользу бедных", - считает Андрей Черников.

По словам эксперта, важной проблемой дорожного строительства в Украине являются устаревшие технологии. То есть, построенная новая дорога полностью разрушается за два года и начинается процесс бесконечного ямочного ремонта. В проекте реформы Пивоварского о технологиях - ни слова. Речь идет исключительно о перераспределении денег, которых постоянно не хватает. "Формально хотят разделить функции при строительстве дорог, но по факту ничего не изменится. Будет заказчик строительства - государство, и будет подрядчик - частная фирма. Но у нас и сейчас частные компании. Все равно это завязано на государственных деньгах, а их мало, их не хватает. Отдельный вопрос - технологии. Тут ничего не меняется, они строят такие же дороги, которые убиваются за два года", - говорит Черников.

Идею создания "неубиваемых" дорог из бетона министр Пивоварский анонсировал еще в апреле. "Если все будет нормально, месяца через два появятся первые проекты. Они могут касаться прифронтовой зоны и припортовых зон. В припортовой зоне очень много зерновых перевозится на автомобилях, которые не совсем соответствуют весовым стандартам, а бетонная дорога выдерживает большие нагрузки", - пообещал он. Прошло два месяца, потом три, подходит к концу четвертый. Проектов бетонных дорог никто так и не увидел. Зато ведется активная работа по их уничтожению. "Бетонные дороги это очень дорого. Но у нас есть участок Обуховской трассы от Киева, где бетонный фундамент. Там асфальт сошел ровным слоем и остался бетон - он неубиваемый. Фуры любой массы ездят. Все, что было нужно - постелить новый слой асфальта. И сейчас они ломают этот бетон, разбивают и кладут асфальт. Говорят, что будут строить новые дороги, а вместо этого ломают старые", - говорит Андрей Черников.

Вот такие реформы. Или все-таки самопиар под видом реформ?

Юрий Зубченко

VEhrNGRrdzVRMm93VEhKU1owNURkekJNVEZKbmRFTXJNRXhVVVhaMFIwRm1Ua05qTUV4cVVYWmtRelF3VEROU2FFNUhRVEJNUkZKblpFZERNRmxFVW1jNVF6WXdXVXhTWnpsSFFUQlpjejA9
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх