EN|RU|UK
  10043  14

 "АТЛАСДЖЕТ" - ЛОУКОСТ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ МИНИСТРА?

Украинская "дочка" турецкого авиаперевозчика "Атласджет" - авиакомпания "Атласджет Украина" на месяц перенесла старт полетов. Хотя буквально неделю назад перевозчик начал продажу билетов на три новых рейса из Украины в Стамбул (Турция), которые должны были открыться с приходом осени. В частности, с 31 августа планировался старт полетов из Львова, с 1 сентября - из Запорожья, а с 3 сентября - из Харькова. Теперь первый рейс "Атласджет" из Харькова запланирован только 28 сентября, а остальные и того позже - 12 октября из Запорожья и 26 октября из Львова.

Отсрочку начала полетов у перевозчика объяснили техническими причинами, связанными с продажей билетов. "Начало выполнения рейсов Atlasglobal (коммерческое название перевозчика. - ред.) было отложено из-за пересмотра расписания полетов компании", - сообщили в пресс-службе. При этом клиентам пообещали компенсировать полную стоимость купленных билетов.

Впрочем, затем в компании признали, что главная причина переноса рейсов - отсутствие пассажиров. "Мы решили ориентироваться на спрос, - пояснил гендиректор "Атласджет Украина" Сергей Подгородецкий. - Начало полетов сместили на те даты, на которые есть продажи".

Еще недавно в профильном министерстве начало полетов "Атласджет" представляли как свою "победу". "Министерство для этого приложило огромные усилия", - хвалился два месяца назад министр Пивоварский. Чиновники продолжают заниматься самолюбованием и сейчас, когда у компании фактически произошел фальстарт. "Мы фактически создали почву, на которой появился новый украинский перевозчик - компания Атласджет Украина", - написал на днях в своем блоге министр.

Однако в действительности компания зашла на украинский авиарынок, скорее, вопреки действиям подопечных Пивоварского, нежели благодаря их поддержке.

Войну с Мининфраструктуры "дочка" турецкого авиаперевозчика вела давно. Компания зарегистрировала в Украине свое дочернее предприятие еще 13 сентября 2013 года, а 2 апреля 2014 года получила лицензию от Госавиаслужбы на выполнение регулярных пассажирских авиаперевозок. Однако свободно летать компания так и не начала. Из-за изменений правил на рынке авиаперевозок, которые инициировал глава ГАС Денис Антонюк, и судебных тяжб с "Международными авиалиниями Украины", "Атласджет" оставили без международных маршрутов.

Мининфраструктуры уже не раз обвиняли в лоббировании авиационных интересов Игоря Коломойского, которые на сегодня проявляются в практически монопольном положении МАУ на отечественном авиарынке. По мнению экспертов, защите рынка "от чужих" немало способствовал Денис Антонюк, который в течение многих лет работал в МАУ до перехода на госслужбу. "Шансы получить какое-либо назначение или право на воздушную линию равны почти абсолютному нулю, если, конечно, вы не МАУ", - комментирует ситуацию юрист фирмы Marchenko Danevych Андрей Гук.

При этом глава транспортного ведомства упорно не замечал крики о помощи других игроков авиарынка. Министр Андрей Пивоварский заявил, что готов помогать Атласджет закрепиться в Украине, но повлиять на решение комиссии Антонюка… не может". Если по какой-то причине бизнес-модель Атласджет не сработает, это уже не наш вопрос", - отметил министр.

Между тем, одесский губернатор Михеил Саакашвилии за считанные дни решил "проблему Антонюка", которую профильный министр почему-то опасался затрагивать. 26 июня на заседании комиссии Госавиаслужбы Саакашвили обвинил регулятора в монополизме одной авиакомпании, высоких ценах на билеты и коррупции. На следующий день, после встречи одесского губернатора с президентом Украины Петром Порошенко, министр инфраструктуры получил команду проверить работу ГАС и отстранить Антонюка с поста главы. После этого дела "Атласджет-Украина" неожиданно пошли в гору, и перевозчик получил 13 новых назначений на маршруты.

На вопрос, почему Пивоварский сам не только не решил проблему, но делал вид, что ее не существует, министр ответил оригинально. По его словам, у него нет других кадров, которые бы могли решать проблемы авиарынка без лоббизма. "Если подходить к этому так, что никто, кто раньше работал в "АэроСвите" или МАУ, не могут занимать руководящие должности в Госавиа, то придется брать иностранца", - подчеркнул министр.

Стоит отдать должное Пивоварскому. Свой провал он умело превратил в достижение - "Атласджет" представили СМИ как "нашу главную надежду и спасителя" - лоукостера, который разом решит проблему дороговизны авиабилетов. Лавры Саакашвили министр также приписал…себе. "Мы разблокировали процедуру назначения авиакомпаний на маршруты, которая не работала больше года", - скромно указал он.

В реальности стоимость перелета "Атласджет" далека от лоу-костеров. Ведь питание и багаж заранее включены в стоимость билета турецкого перевозчика, а на его самолетах присутствуют места первого класса. Поэтому эксперты скептически относятся к заявлению о бюджетных перелетах, полагая, что новый оператор вряд ли сможет предложить цены, значительно ниже, чем у МАУ.

"Это связано с большими расходами - средний возраст парка самолетов не такой уж и маленький, соответственно, самолеты требуют и большего техобслуживания, и расход топлива больше, чем у новых самолетов", - отметил член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко.

При этом эксперт уточнил, что первое время "Атласджет-Украина" может демпинговать, чтобы накатать направления, но вряд ли ресурсов компании хватит надолго.

Как поясняет владелец консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий, заявление Мининфраструктуры о выходе на украинский рынок нового лоу-костера в лице "Атласджет-Украина" является популизмом, которым чиновники пытаются смягчить негативный эффект от закрытия украинского подразделения "Визз Эйр".

Даже простое сравнение цен "Атласджет-Украина" с "Визз Эйр" говорит не в пользу первого. Так, на рейс турецкого перевозчика из Харькова в Стамбул, протяженностью 1150 км, была анонсирована цена в 1998 грн. Первый полет по этому маршруту запланирован на 28 сентября. "Визз Эйр" ни по одному направлению, объявленному турками, не летает. Однако его рейс из Катовице в Кутаиси, протяженность которого около 2100 км, составит всего 1100 гривен. А перелет в тех же числах протяженностью 1744 км из Киева в Ларнаку (Кипр), маршрут которого проходит над Турцией, "Визз Эйр" оценивает в 1750 грн. При этом перевозчик предлагает разнообразные акции, позволяющие дополнительно снизить стоимость. Стоит ли говорить, что пока эти рейсы осуществлялись самолетами украинской "дочки" лоу-костера, цены были еще ниже. При этом, стоимость перелета по этому маршруту в этих же числах у МАУ, о схожести регулярных цен "Атласджет-Украина" с которой говорят эксперты, стартует с 2558 грн.

"Атласджет" - это авиакомпания с ясной стратегией сетевого перевозчика. Ее концепция подразумевает весьма высококачественное обслуживание, вплоть до бесплатного трансфера пассажиров из аэропортов до города, а также транзитный трансфер пассажиров - чего у лоу-костеров не бывает",- подчеркивает Александр Ланецкий.
Поэтому ее появление в украинском небе не вернет бюджетных перелетов, потерянных с уходом "Виз Эйр". "Атласджет-Украина", создав конкуренцию МАУ, лишь сделает цены на билеты немного более либеральными. Если не погрязнет в борьбе с бюрократией и коррупцией в Мининфраструктуры и все-таки сможет встать на "широкое крыло".

Андрей Вакуленко


В свою очередь пресс-служба Министерства инфраструктуры следующим образом прокомментировала публикацию:

"Министерство инфраструктуры и Госавиаслужба - это разные организации. Обвинения в лоббировании крупнейшего украинского авиаперевозчика были адресованы именно ГАС. Председателя Госавиаслужбы назначает и снимает Кабмин. Ни Министерство инфраструктуры, ни Андрей Пивоварский никогда не называли Атласджет лоукостером и не представляли компанию, как лоукостера. Снижение цен на билеты должно произойти не за счет бизнес-модели перевозчика, а за счет усиления конкуренции на рынке авиаперевозок. В то же время роль Министерства заключается в том, чтобы создать условия для работы всех участников рынка. Так, до июня 2015 года существовала правовая коллизия - кто должен выдавать назначения на маршруты: ГАС или Мининфраструктуры. Ее удалось разрешить путем договоренности с ГАС о готовности обеих сторон принять решение международной юрфирмы. Ею стала компания Baker&McKenzie, которая по просьбе министра провела анализ существующего украинского законодательства и определила, что назначения уполномочена выдавать ГАС. Министерство согласилось с этой позицией. И 5 июня был опубликован измененный приказ 686 Госавиаслужбы, устанавливающий порядок выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий, который действует сейчас. Благодаря министерству из этого приказа пропали нормы, которые вызвали возмущение авиакомпаний, когда он был опубликован впервые. Действующую редакцию перевозчики поддержали. Вот это и называется «разблокировать» процедуру назначения. Сразу после публикации приказа 9.06. состоялось заседание комиссии ГАС по выдаче прав на эксплуатацию воздушных линий. После этого заседания Атласджет получил 6 направлений, позже 26.06. состоялось еще одно заседание комиссии, по результатам которой Атласджет получил еще 14 назначений. То есть, процесс был запущен задолго до визита господина Саакашвили, о котором упоминает автор".

VEhrdlVXNDVRelF3VEV4UmRuUkRlVEJNUkZKblRrZENNRXh5VVhWT1F6Vk1lVGd4VEdSRE5VbE9Rell3VEVSUmRtUkRkekJNZERnd1dVaFJjMDVET0RCTU4xRjFPVU14TUZsS09EQk1kbEYyZEVkRU1FeHlVWFowUjBJd1dVazk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх