EN|RU|UK
 Общество
  21534  33
Материалы по теме:

 УДАЧНОГО ПОЛЕТА, БЕСПИЛОТНИК!

Корреспондент "Цензор.НЕТ" побывал на удивительной волонтерской фабрике в Киеве, где несколько десятков патриотов-технарей конструируют беспилотники. Аппараты, делающие войска "зрячими", спасающие десятки жизней на войне.

Впервые слово "беспилотник" вошло в обиход рядового украинца примерно год назад - в разгар боевых действий на Донбассе.

Тогда пилотируемые с земли самолеты-разведчики казались непозволительной роскошью: какие, к черту, беспилотники, если у ребят нет самого элементарного: одежды, касок, бронежилетов, современного оружия? Еды и воды, наконец…

Со временем пришло понимание: хорошо сделанный, умело управляемый беспилотник может вскрыть позиции врага, обнаружить вышедшие на рубеж атаки самоходки и "Грады", и таким образом спасти десятки жизней солдат и мирного населения. Сами спасенные об этом, как правило, не узнают. Но от этого эффективность воздушной разведки не становится ниже. Разведка - одна из составляющих успеха на войне.

беспилотник

Это хорошо понимают волонтеры гражданской инициативы "Армия SOS", которые уже больше года занимается изготовлением, тестированием беспилотников, и успешно применяют их в боевой обстановке в зоне проведения АТО.

И хотя корреспондент "Цензор.НЕТ" уже слышал от общих знакомых, что у Юрия Касьянова и его коллег процесс поставлен на поток - тем не менее, он был ошарашен, увидев множество комнат, в которых работали десятки волонтеров. И все это пространство было наполнено звуками: жужжанием, гудением, скрежетом. Настоящая фабрика, по-другому не скажешь.

Экскурсию для меня проводит сам Касьянов. Идя впереди, деловито объясняет:

- Это производство стеклопластиковых корпусов самолетов. Фюзеляжи, крылья, оперение… Вот это крыло уже изготовлено, по принципу папье-маше, только с использованием стеклоткани…

- Вот это - болванка, на основе которой будет изготавливаться корпус самолета. Фрезеровано из МДФ-а.

- А вот об этой модели я уже писал, она называется "Черный квадрат".

- Да, помню, - оживляюсь я, - в честь театра, коллектив которого помог собрать деньги на беспилотник.

Касьянов кивает. Поступления волонтерам за последние полгода разительно снизились по всей Украине. Поэтому всплески народного внимания и сочувствия ценятся особо.

Идем дальше. А что это за большое пенопластовое чудо?

- Это летающая лаборатория, - объясняет Юрий, - она у нас летает много - для отработки программного обеспечения. Загружаем в автопилот разные программы, чтобы оптимизировать полет, отработать взлет и посадку, и чтобы противодействовать средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника.

беспилотник

Выглядит "летающая лаборатория" невзрачно, хотя имя звучное. Спрашиваю:

- А почему "Носорог"?

- У нас каждый самолет имеет свое уникальное название. А "Носорог" потому что у него сверху находится двигатель и винт, и вся конструкция напоминает рог носорога.

С симпатией гляжу на "беспилотное" животное, живущее своей лабораторно-аэродромной жизнью. А Касьянов уже показывает следующие аппараты:

- Вот этот самолет будет в двух модификациях; в одной это будет электролет, вторая версия будет летать на бензиновом двигателе. У него очень большой отсек, где можно разместить аккумуляторы, бортовое оборудование, хорошую аэрофотокамеру. Или большой запас жидкого топлива, если речь идет о двигателе внутреннего сгорания. У нас уже есть одна летающая модель, но пока нет ни одной боевой. Хотя корпусов уже много. Мы их ставим в серийное производство, чтобы потом иметь целую беспилотную эскадрилью.

Еще несколько шагов - и новый аппарат:

- Этот беспилотник выглядит невзрачно, даже дешево, но он очень эффективен, - поясняет Юрий. - Простое "летающее крыло", мы их делаем много, и будем поставлять в войска. Это действительно дешевый, массовый самолет. В чем его отличие от многих других? - Он летает по программе. То есть, "управлять" им может любой боец - самолет не надо пилотировать; достаточно на планшет поставить полетные точки - и он самостоятельно слетает на 20 км, сделает разведку, и автоматически вернется назад. И приземлится в заданной точке. У этого комплекса очень маленькое время развертывания - после получения задачи на проведение разведки проходит не более 5 минут до взлета самолета. После чего экипаж разведгруппы может ждать его возвращения в безопасном месте - в окопе, блиндаже… Самолет летит в режиме радиомолчания - то есть, он ничего не излучает, и противник не может его обнаружить с помощью локаторов или станций РЭБ, поэтому он практически неуязвим. Такие беспилотники мы давно используем, они летал сотни раз в зоне боевых действий, и ни разу ни один не был сбит.

Куда не бросаю взгляд - повсюду крылья, корпуса, фюзеляжи, хвостовые части самолетов, блоки электроники... И - углубленные в свой труд люди, работающие на этой фабрике.

- Сколько же всего беспилотников вы сделали? - спрашиваю Касьянова.

- Около пяти десятков, разного класса.

касьянов

- Случалось ли им быть сбитыми?

- Гарантированно были сбиты 3 самолета. Один - нашим же огнем, 80-й бригады, в селе Крымское.

- По ошибке?

- Да, командиры предупредили, но как выяснилось - не всех бойцов. Поэтому его сбили на старте… Еще два аппарата мы потеряли из-за вынужденных полетов на очень низкой высоте. Понимаете, так бывает - низкая облачность, густой туман, а война идет, делать разведку надо… Пилотам приходилось снижаться порой до 50 метров, чтобы что-то разглядеть... Первый раз нас сбили в районе Веселой Горы возле Счастья. Второй случай был, когда мы летали над занятым противником поселком Логвиново во время Дебальцевского сражения.

Еще один аппарат мы потеряли, заведомо отправив его на запредельную дальность. Надо было проверить информацию о подходе танковой колонны врага, а район разведки был очень далеко… Мы знали, что это билет в один конец, что на обратный путь не хватит емкости аккумуляторов, но онлайн-картинку получили, задачу выполнили.

- Объясните для "чайников": что в случае с беспилотниками означает слово "пилот"?

- Есть автоматические аппараты: ты их программируешь, они летают. И есть аппараты, летающие в ручном режиме: пилот с земли ведет аппарат, управляет им дистанционно. Такие аппараты мы чаще всего используем в качестве корректировщиков огня артиллерии - они могут длительное время находится над полем боя, определяя координаты целей в режиме онлайн.

Последние слова Касьянов произносит, подходя еще к двум моделям.

беспилотник

- А вот боевые аппараты; в последнюю нашу поездку в зону АТО мы их использовали. Летают в ручном режиме на 35 километров - это для них максимальную дальность. Вот этот, с толкающим винтом, называется "Бегемот", а этот, с передним приводом, - "Кэмел".

Тем временем в мастерской раздается громкое механическое жужжание.

- Это испытывают двигательную установку самолета, измеряют как тягу, так и мощность, потребляемую аккумуляторами, - говорит мой экскурсовод, ведя меня вдоль большой комнаты. - Вот здесь у нас зарядные станции, все-таки аккумуляторы, которые мы используем в самолетах и наземных станциях, нуждаются в постоянной зарядке. А вот это - Касьянов ключом открывает дверь в небольшую комнату - святая святых, склад, где хранится имущество полетных групп. Отсюда люди берут то, что им необходимо, и едут на полеты.

беспилотники

У меня голова идет кругом от многообразия беспилотных аппаратов, а Касьянов тем временем открывает стоящие в углу комнаты ящики и показывает совсем маленькие устройства, для дилетанта смахивающие на вентиляторы:

- Вот это разведывательный коптер, который летает на 5-6 километров. Мы их передаем Силам специальных операций, фронтовой разведке. Используя такие аппараты, спецназ гораздо меньше рискует при передвижении в тылу противника. Допустим, впереди мост, и ребята не знают, контролируется ли он врагом. Они запускают коптер, делают разведку, а потом уже принимают решение, как действовать дальше.

Заходим в большую комнату, где у окна за столом ловко работает с паяльником молодая женщина. Так я знакомлюсь с Ирой, 28-летней инженером-электронщиком, выпускницей факультета электроники Киевского политеха. Ира помогает делать беспилотники с ноября прошлого года, приходит сюда по выходным или после основной работы.

волонтер

- И что, - спрашиваю - есть ощущение отдачи от того, что вы тут делаете?

- Конечно! Когда возвращаются с фронта наши полетные группы и рассказывают, чего мы достигли, какую технику или вражеские позиции обнаружили, в каких операциях принимали участие - очень приятно, что имеешь к этому какое-то отношение.

В соседнем помещении формует модель из стеклопластика 41-летний киевлянин Александр, по базовой профессии - инженер-менеджер. Сюда тоже приходит после основной работы, 3-4 дня в неделю, с 7 до 10 вечера. И еще в один выходных дней, когда он может посвятить волонтерской работе больше времени.

- Все организовано просто. Сколько у тебя есть свободного времени - столько и работаешь. Всё добровольно, осознанно, - объясняет он.

- А как вы узнали о том, что "Армии SOS " для производства беспилотников нужны люди?

- Через "Цензор.НЕТ", - смеется Александр. Там была статья со ссылкой на Фейсбук. Меня в ФБ нет, поэтому я просто набрал "Армия SOS " в поисковике, нашел контакты, позвонил, представился. Здесь уже два месяца.

волонтер

- Родные не возражают, что беспилотники "съедают" ваше свободное время?

- Нет, родные все прекрасно понимают. Сюда я пришел потому, что понимал: надо что-то делать. Хорошо, что представилась такая возможность.

- Есть ощущение, что изготовление беспилотников приносит пользу армии, стране?

- Думаю, да. Может, ее нельзя сразу как-то пощупать, измерить. Но боевые задачи, выполняемые беспилотниками, очень важны.

Пока мы беседуем, в комнату один за другим заходят люди: грядет собрание. Касьянов и еще несколько волонтеров две недели пробыли в зоне АТО; днями запускали беспилотники - от Станицы Луганской до Песок, а по ночам часами расшифровывали снятое видео, делали отчеты для военных. Выматывающая, надо сказать, работа, но в этой компании мужиков, занимающихся серьезным делом, на такие вещи внимания никто не обращает. Куда больше собравшихся интересует, как прошли полеты и что нужно поправить в этой "беспилотной" консерватории.

Из обилия технических терминов, услышанных на собрании, корреспонденту "Цензор.НЕТ" понятна примерно половина. Но общий набор проблем более-менее ясен. В отличие от "тепличных" тыловых условий, на фронте "беспилотники" летают в жестких, кризисных ситуациях. Очень жарко, много пыли, проливные дожди, множество частотных помех из-за обилия радиоэлектронных устройств в зоне. На видео возникают помехи. Серьезные помехи противник ставит специально с помощью станций РЭБ. В этот раз полетная группа столкнулись с радиоэлектронным противодействием дважды: в первый раз ей глушили видео, во второй - "не пустили" в очень интересовавший нас район, заглушая сигнал управления беспилотником. И, конечно, боевые действия - однажды группа попала под плотный минометный обстрел; слава богу, обошлось.

Рассказ Юрия то и дело дополняет сидящий рядом молодой человек с умными бойкими глазами. Это 22-летний Макс Касьянов - несмотря на молодость уже ветеран "беспилотного" движения, и один из немногих, кто отдает этому все свое время. Год назад он управлял первым коптером "Армии SOS " во время операции по взятию Дебальцево. А войну встретил в легендарном Первом батальоне Национальной гвардии, служил под началом генерала Сергея Кульчицкого. Теперь работает вместе с отцом.

- По диплому я - историк, но занимался и альтернативной энергетикой, - рассказывает он. - С техникой всегда был в хороших отношениях. В "Армии SOS " я с утра до ночи.

- Вы только что вернулись из поездки в зону АТО. С какими проблемами столкнулись во время полетов там?

- Главная наша проблема - невоенный уровень оборудования. Аппараты собираются из "гражданских", любительских компонентов, которые зачастую не выдерживают перепады температур, пыль, дождь. Люди выдерживают - техника отказывает.

волонтеры

- Но ситуация, насколько я понимаю, уже меняется?

- Да, мы уже вышли на тот уровень, когда более-менее сносно обеспечиваем наши полетные группы более надежными аппаратами и надежной наземной аппаратурой. Сейчас работаем над тем, чтобы приблизиться к армейскому стандарту надежности. Даже провода стараемся менять. Чтобы всё работало наверняка.

- Опишите процесс управления беспилотником с земли.

- Во время полетов мы обычно находимся в блиндаже или в машине управления. В машине есть мониторы, на которые передается полетная информация - дальность, высота, скорость, азимут с беспилотника, а также видеокартинка. Смотря на экран, пилот управляет аппаратом.


беспилотник

Сигнал передается с помощью ретранслятора, закрепленного на высокой мачте, установленной в скрытом от противника месте. Когда самолет, выполнив задачу, возвращается обратно, я выключаю камеры (чтобы не транслировать видео своих позиций, ведь его можно элементарно перехватить), выхожу из машины с пультом управления, и сажаю самолет на любой подходящий пятачок….

Вдоволь насмотревшись на рабочую обстановку на "фабрике беспилотников" "Армии SOS ", "Цензор.НЕТ" напоследок беседует с Касьяновым-старшим.

- У многих людей до сих пор такой подход: "Я понимаю, когда нужны бронежилет или каска - чтоб жизнь спасти. Или дорогостоящий оптический прицел - чтобы врага уничтожить. А что могут эти ваши беспилотники? Летают непонятно где, снимают непонятно что. Неприятель все равно постоянно меняет позиции. Так в чем польза от ваших беспилотников?".

- А у нас процесс получения информации - непрерывный. Вот, мы сейчас приехали, а другая полетная группа уезжает на фронт. В своей зоне ответственности мы постоянно наблюдаем за противником.

беспилотник

Есть специальные закрытые онлайн ресурсы - не скажу какие, где мы накапливаем полученную развединформацию, и через которые передаем всем заинтересованным в ней командирам и штабам - командиру батареи, батальона, командирам роты, командованию бригады, сектора, штаба АТО, Генштабу... Все у нас учтено, подписано, разложено по датам. Вот, например, блок-пост на окраине Первомайска. Все эти фотографии попали в нужные руки, можно наносить огонь. Или вот завод технического углерода в Стаханове. Вот стоят грузовики с пушками, БМП. А вот взорванный мост. Почему это важно? Потому что слева наши позиции, и мы знаем, что по этому мосту они не пройдут. Но опять же, если мы будем наступать, то мы тоже не пройдем по этому мосту.

- Соответственно, эти фото определяют план наступления или обороны.

- Да. А вот - позиции для стрельбы. Отсюда наносят удары по Попасной. Эта информация позволила нашей артиллерии нанести контрудар. Когда противник выдвинулся на эти позиции для стрельбы, у нас уже были координаты, и "ответка" тут же полетела. После этого противник оттуда уже не стрелял.

- Беспилотники - это на данный момент главное направление работы "Армии SOS "?

- Одно из главных. Все знают наши планшеты с навигационно-артиллерийскими программами, мы эту тему также развиваем. (У сепаров, кстати, они в качестве трофеев тоже идут "на ура"). Пытаемся интегрировать их в сеть - чтобы, начиная с верховного командования и до самого низшего звена, можно было бы поставить цель на планшете, и она передавалась бы в сети. Но главная загвоздка здесь - не в планшетах, мы ведь их сотни раздали в войска. Проблема в том, что у нас нет единой защищенной цифровой системы связи. Передача приказов по-прежнему осуществляется зачастую по телефону.

- Расскажите об успехах.

- Был случай, когда мы обнаружили колонну под Дебальцево, в которой было 5 танков, около 10 "градов" и 5 грузовиков с боекомплектом. В итоге колонна до города не дошла; сожгли артиллерией 2 танка, половину "градов"; сдетонировал БК… Так что можно сказать, что у нас руки по локоть в крови оккупантов…

Если кому-то такой черный юмор и режет слух, то не мне. В военное время в цене все, что способно вызвать улыбку. И здесь не до паркетных шуток. Ну, а главное - что где-то в зоне АТО очередной беспилотник вылетает на задание, в который раз подтверждая правоту Касьянова и его коллег…

Загрузка видео...

Желающие помочь "Армии SOS " в создании и управлении беспилотников могут воспользоваться следующей информацией:

Отдельная карточка ПРИВАТ для закупки комплектующих - деньги идут исключительно на развитие беспилотной авиации АРМИЯ SOS:

PRIVAT
5218 5722 1125 3476
Oleksii Savchenko

Те, кто обладает необходимыми знаниями, навыками и хотел бы помочь, обращайтесь

Заявки на прием в команду аэроразведки АРМИЯ SOS можно оставлять по ссылке - https://docs.google.com/forms/d/1xSRBXviGgCKt2mG6BdEZYy-7aNLNCoXR3bt4zLUIFTg/viewform

Евгений Кузьменко, "Цензор.НЕТ"

TUVwTVVYWjBRemN3VERkUmRtUkhRekJNV0ZKblRrZE1TVTVETURCTWRsSnFlVVJSYzA1SFFUQk1lbEYxVGtNMFRIa3ZVVzEwUTNjd1dVaFNhazVIVURCTU0xRjJkRU41Wms1RFlUQlpVRkYwT1VkTk1FeDZVWFJrUXprd1RISlJkbWxFVVd4a1Eza3dURkJSZEdSRE9UQk1hbEYxVXpoMk1Fd3ZVWFowUXpnd1REZFNhV1JIVFdaT1Eza3dURGRSZFRsREt6Qk1NMUpuZEVNeE1GbEVVbWt6ZWxGelRrZEJNRXg2VVhWT1IxQT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх