EN|RU|UK
 Экономика
  5103  17

 ТРУБА ПРЕТКНОВЕНИЯ: СУДЬБА УКРАИНСКОГО НЕФТЕПРОВОДА РЕШАЕТСЯ В СУДАХ

ТРУБА ПРЕТКНОВЕНИЯ: СУДЬБА УКРАИНСКОГО НЕФТЕПРОВОДА РЕШАЕТСЯ В СУДАХ

24 июня сразу несколько ровенских сайтов (а за ними и центральные СМИ) разразились радостными сообщениями о том, что Ровенский апелляционный хозяйственный суд, вынес решение в пользу многострадального трудового коллектива "ПрикарпатЗападтранс" и в ближайшее время компания сможет возобновить свою деятельность, если следующим судебным решением будет разблокирован нефтепровод.

Данные публикации были щедро сдобрены фотографиями простых тружеников с самодельными плакатами: "Руки прочь от Прикарпатзападтранс", "Не дадим оставить 800 людей без работы" и т.д. Ну, как не обрадоваться тому, что членам огромного и сплоченного в трудной борьбе за свои права коллектива теперь не придется продавать бабушкины иконы, чтобы прокормить грудных младенцев?

В подробности (что за нефтепровод, кто с кем и за что судился) СМИ особо не вдавались, да это и понятно: бэк-граунд и подоплека этой сказочной истории со счастливым концом могли бы не только испортить праздник, но и вызвать у патриотически настроенного читателя негодование.

История спорного нефтепродуктопровода

Итак, о чем же идет речь? После развала СССР бывшие союзные республики разделили общее достояние таким образом: имущество, расположенное на территории каждого новосозданного государства, досталось этому государству. Это вполне справедливое и приемлемое для бывших "сожителей" положение нашло свое отражение в ряде законов.

После раздела общесоюзного имущества около двадцати объектов на территории Украины оставались спорными. В разряд спорных (а потому - временно бесхозных) объектов попала и проходящая по территории Украины часть магистральных нефтепродуктопроводов Грозный-Армавир-Трудовая и Самара-Западное направление длиной 1433 км. По этому трубопроводу Россия транспортирует в Украину и Европу дизельное топливо. Российская Федерация долгие годы упорно считала это имущество своим, однако доказать свое право собственности не пыталась, да и в принципе не могла, ввиду отсутствия законных оснований.

Из-за того, что право собственности на трубопровод не было урегулировано, Россия в лице расположенной в г. Ровно компании "ПрикарпатЗападтранс" (дочки российского "Транснефтепродукта") эксплуатировала его совершенно бесплатно. Такое положение вещей не устраивало Украину, которая по-праву считала этот трубопровод своим. И, правда, почему пресловутая газовая труба - украинская, а нефтяная - нет?

В 2011 году заместитель генерального прокурора Украины подал иск в интересах государства в лице Фонда госимущества Украины к дочернему предприятию "ПрикарпатЗападтранс" о признании права собственности на нефтепродуктопровод за государством Украина и истребовании имущества из чужого незаконного владения. 22 марта 2011 Хозяйственный суд Ровенской области этот иск удовлетворил.

Россияне не могли смириться с потерей стратегически важного объекта. "ПрикарпатЗападтранс", заручившись поддержкой Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ, попытался обжаловать это решение: подал апелляцию, затем была кассация и... следующий круг.

Дело о спорной трубе дважды прошло все судебные инстанции. У россиян в лице "ПрикарпатЗападтранс" практически не было никаких шансов доказать свое право собственности, но они рьяно боролись, предъявляя суду довольно смехотворные аргументы. Например, пытались доказать, что подобные дела вообще не должны решаться в судебном порядке, ссылаясь при этом на законодательство об объектах социального назначения.

Когда же попытка выдать магистральный трубопровод за санаторий-профилакторий провалилась, россияне вознамерились представить его суду как охраняемую законом иностранную инвестицию. Нефтепродуктопровод, созданный в 70-е годы на территории СССР, когда ни Российская Федерация, ни Украина еще не были отдельными государствами, вдруг стал иностранной инвестицией, практически подарком от братского народа!

Следует сказать, что и сама компания "ПрикарпатЗападтранс" не на пустом месте возникла. Она стала правопреемницей Прикарпатского управления "Прикарпаттранснефтопродукт", созданного в 1970 году. После развала СССР, пока Украина находилась в шоке от внезапно обретенной свободы, "Роснефтепродукт" прибрал к рукам это предприятие со всем его имуществом, которое после провозглашения независимости фактически и юридически принадлежало Украине. Регистрируя дочернее предприятие, учредитель ничем не подтвердил свое право собственности на имущество, вносимое в уставной фонд. Тем не менее, в уставе "ПрикарпатЗападтранс" сказано, что все имущество, которым ДП владеет, пользуется и распоряжается, является федеральной собственностью РФ. Очевидно, россияне действовали по принципу: кто первый встал, того и тапки.

Труба наша!

Все аргументы российской стороны разбились о нормы действующего украинского законодательства. 25 ноября 2014 года Ровенский апелляционный хозяйственный суд, тщательно проанализировав правовые позиции сторон, своим постановлением оставил в силе решение Хозяйственного суда Ровенской области от 22 марта 2011 года, признав таким образом право собственности на спорную часть магистральных нефтепродуктопроводов за государством Украина в лице ФГИ и вытребовал это имущество из незаконного владения ДП "ПрикарпатЗападтранс".

После победного для украинской стороны судебного решения менеджмент "ПрикарпатЗападтранс" и их российское начальство, поняв, что шансы выиграть дело в кассационном порядке очень и очень малы, попытались откачать из трубопровода технологический запас дизельного топлива, мотивируя это тем, что в решении суда о праве собственности на трубопровод, ничего не говорилось о его "начинке". И, несмотря на то, что следующим своим решением от 22 декабря 2014 года Хозяйственный суд Ровенской области запретил откачивать топливо, уже 25 декабря началось его вытеснение в направлении Венгрии. Часть дизеля выкачивалась из трубы в Украине - на линейной производственно-диспетчерской станции в пгт. Смыга, Ровенской области.

По данному факту Управлением МВД в Ровенской области тут же было открыто уголовное производство. Следует отдать должное правоохранительным органам и фискальной службе: благодаря их реакции вытеснение топлива в сторону Венгрии прекратилось. Однако за несколько дней из трубопровода все же было похищено 17 тыс. тонн дизеля.

Факт вытеснения именно такого количества дизеля подтвердил и сам руководитель "Транснефтепродукта" Николай Токарев в своем комментарии российским СМИ: "Маленький суд маленького украинского городка Ровно принял решение о национализации нефтепродуктопровода, по которому Венгрия получает дизтопливо из России. Сегодня Ровненский суд обвинил "Транснефтепродукт" в воровстве нефтепродукта из трубы. Мы начали "выдавливать" нефтепродукт в направлении Венгрии азотной пробкой, а они решили, что мы воруем нефтепродукт из трубы. Нам уже удалось выдавить около 17 тысячи тонн, все остальное осталось в трубе". При этом Токарев заявил, что порядка 100 тысяч тонн дизтоплива, находящегося в трубопроводе являются собственностью российской государственной компании "Башнефть", а еще около 40 тысяч тонн - техническая нефть, принадлежащая "Транснефти".

Данное деяние, изначально квалифицировавшееся как кража (ст. 185 УК Украины), впоследствии было переквалифицировано в диверсию (ст. 113 УК Украины). На оставшийся в трубе технологический объем был наложен арест.

17 марта 2015 года Высший хозяйственный суд Украины, подтвердив правомерность решений, принятых предыдущими инстанциями, поставил долгожданную точку в четырехлетнем споре между Украиной и РФ: нефтепродуктопровод окончательно и, казалось, бесповоротно был признан собственностью Украины.

Судья посчитала, что трубы не существует

И тогда Россия, по своему обыкновению, пустила в ход "женщин и детей", т.е. страждущий трудовой коллектив, который уже долгие месяцы чуть ли не по помойкам ищет себе пропитание. Мол, жестокая Генпрокуратура и злые суды лишили 800 семей средств к существованию! Людей, безусловно, жаль. И потому, что их менеджеры, украв из нефтепродуктопровода немалую часть технологического запаса, бросили их на произвол судьбы, и потому, что сегодня их беззастенчиво используют в своей грязной игре против Украины Российская Федерация. И где? В Ровно! Там, где журналисты, активисты и просто неравнодушные граждане вылавливают на прилавках каждую единицу товара из России и клеймят позором продавцов за отсутствие патриотизма. И невдомек этим неравнодушным гражданам: то, что выглядит как война страшной Генпрокуратуры с милым трудовым коллективом, на самом деле, является борьбой Украины с Россией, с ее извечной алчностью и ненасытностью.

Параллельно с формированием нужного общественного мнения вокруг ситуации с заблокированным нефтепродуктопроводом, "ПрикарпатЗападтранс" подал в Хозяйственный суд Ровенской области заявление о пересмотре решения этого же суда от 22 марта 2011 года (правомерность которого была подтверждена высшей инстанцией) в связи с нововыявленными обстоятельствами.

21 апреля 2015 года судья Гудзенко за одно заседание (!) и практически без рассмотрения приняла решение - заявление удовлетворить. Судья местного суда, имеющая три года судейского стажа, фактически отменила постановление, вынесенное коллегией судей ВХСУ!

Что же это за нововыявленные обстоятельства, оказавшиеся настолько вескими, что судье пришлось поступиться государственными интересами Украины? Оказывается, трубопровод, который строился в советское время, уже давно сгнил и списан, а этот - совсем другой, новый, недавно построенный россиянами. И украинцы вообще не могут на него претендовать. В качестве доказательства представители "ПрикарпатЗападтранс" подали письмо, в котором "Транснефтепродукт" написал, что трубопровод списан. И все. Никакой технической документации, подтверждающей, что велись какие-то работы по демонтажу старого трубопровода и прокладке нового - нет. Вообще ничего. Ни актов, ни смет, ни чертежей, ни единой малюсенькой бумажки. Но ведь, согласитесь, такие работы не могут вестись без документации - проектной, разрешительной, финансовой и т.д. В конце концов, эти работы не могут вестись тайно от людских глаз. Как случилось, что магистральный трубопровод подменили, и никто ничего не заметил, даже сами сотрудники "ПрикарпатЗападТранса", ни разу не вспомнившие об этом за четыре года судебной тяжбы?

"Россияне и Еремеев включались по полной... Судья ровенского суда Ярослава Гудзенко фактически в сговоре с россиянами", - написал на своей странице в Facebook народный депутат Сергей Высоцкий.

Свято место пусто не бывает

Что касается россиян - понятно. Но при чем здесь Еремеев? Ходили разговоры, что пока шел спор за трубу, Путин дал распоряжение государственной компании "Транснефтепродукт" сбагрить ее от греха подальше компании ЛУКОЙЛ. Той самой российской компании, которая сделала вид, что гордо, хлопнув дверью, уходит с украинского рынка, а сама успешно продолжала на нем оперировать, правда под другим брендом. Той самой, которая самым активным образом участвовала в теневых схемах контрабандиста Курченко. Той самой, которая своими действиями подрывает энергетическую и национальную безопасность Украины. Той самой, которая последнее время сильно "закорешилась" с украинским депутатом-олигархом Игорем Еремеевым, чьи компании неизменно выигрывают государственные тендеры на поставку топлива для Укрзализныци и Минобороны, выставляя цену значительно выше рыночной и, разумеется, гораздо выше той, за которую оно приобреталось.

Почему Минобороны покупает бензин марки А-80, производимый государственной компанией "Укргаздобыча", не напрямую, а через еремеевские компании-прокладки - загадка. Впрочем, отгадка настолько проста и очевидна, что не имеет смысла ее озвучивать. Получение сверхприбылей от таких поставок - это только фасадная часть схем еремеевской Группы "Континиум" (WOG).

Менее очевидны другие схемы. Но, если сопоставить некоторые факты, становится ясно, как работают еремеевские компании. С 2014 года предприятия группы компаний "ВОГ" (ООО "ВОГ Трейдинг", МЧП "Феон", ООО "Клевер-ПМ", ООО "Донриво") были крупнейшими покупателями газового конденсата у ОАО "Укргаздобыча", наряду со скандально известной группой "БРСМ". Да-да, все та же "Укргаздобыча". В течение 2014-2015 гг. еремеевские предприятия получили 67687 тонн газового конденсата на общую сумму 516 731 858 грн. Затем, по имеющейся информации, этот газовый конденсат на еремеевских нефтебазах подвергался переработке с помощью "присадок", в результате чего получалась продукция, по составу подобная автомобильным бензинам, но гораздо худшего качества - контрафакт. Так получались бензины А-95, А-95ЕВР и А-95премиум (с содержанием спиртов), которые в дальнейшем реализовывались через собственную сеть АЗС "ВОГ" конечным потребителям. Как известно, газовый конденсат, в отличие от бензина, не является подакцизным товаром. Понятно, о чем я?

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. Из группы "ВОГ" основным покупателем газового конденсата является МЧП "Феон". В течение 2014-2015 гг. на предприятие было поставлено 62720 тонн данной жидкости. Именно "Феон" в течение того же периода времени получил от предприятия ООО "Элемент Оил" (из группы компаний "БРСМ") 7890 тонн метанола технического, который используется в том числе и для изготовления бензинов с добавлением спиртов.

За указанный период МЧП "Феон" реализовало другим субъектам хозяйствования всего 29 тыс. тонн газового конденсата, что более чем в 2 раза меньше чем этой жидкости было приобретено. Куда же делись оставшиеся почти 34 тыс. тонн? Очевидно, были использованы для незаконного изготовления топлива. Если это так, то государство недополучило 7 млн евро акцизного сбора.

Тем не менее, кое-какие "поставщики топлива" у "ВОГ" имеются. Это большое количество компаний, часть из которых зарегистрированных по одному адресу (по странному стечению обстоятельств совпадающему с адресом офиса народного депутата Владимира Зубика, которого СМИ связывают со скандально известной "Ливелой"), где учредитель, директор и главный бухгалтер одно и то же лицо. От таких предприятий с явными признаками фиктивности группа компаний "ВОГ" в течение 2014-2015 гг. получила горюче-смазочных материалов на общую сумму почти 2,5 млрд. грн. При этом налоговый кредит (возмещение НДС) составило почти 490 млн грн. Если говорить откровенно, то есть огромная вероятность, что предприятия "ВОГ" произвела бестоварные операции, попросту обналичила (проконвертировала) 2,5 млрд грн, при этом почти полмиллиарда получив от государства в виде возмещенного НДС. Да еще и прикрыла таким образом изготовление контрафактного бензина. А, возможно, и контрабанду. Ходят слухи, что Еремеев, кроме прочего, занимается и контрабандой нефтепродуктов, завозя их через "лояльные" таможенные посты из Румынии.

Только реализуя последние полтора года топливо Минобороны и Укрзализныце, группа компаний "ВОГ" за счет использования в цепи поставщиков предприятий с признаками фиктивности, имела возможность занизить НДС на сумму около 330 млн грн. и недоплатить 18 млн евро акцизного сбора.

Поговаривают также, что именно Еремеев, имеющий большое влияние на своей родной Ровенщине, прилагает максимум усилий, чтобы труба не стала государственной. Ему выгодно, чтобы ее забрал ЛУКОЙЛ.

Решение судьи местного суда выше Указа Президента?

6 мая судья Гудзенко, отклонив ходатайство ФГИ о своем же отводе, назначила экспертизу по данному делу и приостановила производство до получения ее выводов. 14 мая и ФГИ, и заместитель Генпрокурора Украины подали апелляционные жалобы, которые объединили в одно производство. Рассмотрение дела в Ровенском апелляционном суде назначили на 24 июня.

По иронии судьбы в тот же день, 6 мая, Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение, в котором указал: "С целью минимизации существующих угроз энергетической безопасности государства и обеспечения подготовки объектов топливно-энергетического комплекса к работе в отопительный сезон 2015/16 года Совет национальной безопасности и обороны Украины постановил поручить Кабинету Министров Украины безотлагательно определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепродуктопроводов Самара - Западное направление и Грозный - Армавир - Трудовая, проходящих по территории Украины, общей длиной 1433 км, и принять меры по обеспечению защиты экономических интересов государства".

Указом Президента Украины № 298/2015 от 28 мая 2015 года это решение СНБО было введено в действие.

Итак, с одной стороны есть Указ Президента, решение СНБО и постановление ВХСУ о том, что трубопровод принадлежит Украине, а с другой - есть скороспелое решение молодой судьи Гудзенко, опровергающее данное утверждение. Казалось бы очевидно, чью сторону должна принять апелляция. Но эти женщины и дети с плакатами под судом и, вполне возможно, другие, более убедительные аргументы от господина Еремеева заставили коллегию судей Ровенского апелляционного хозяйственного суда принять решение, противоречащее и сути права, и здравому смыслу. Они, под восторженные аплодисменты нанятой публики, оставили решение, принятое судьей Гудзенко.

А нам остается лишь ждать решения кассационной инстанции и надеяться, что аргументы Игоря Еремеева, не участвующего в споре, но очень заинтересованного в выигрыше россиян, не произведут должного впечатления на уважаемых судей из ВХСУ.

В противном случае, трубопровод достанется ЛУКОЙЛу. И господин Еремеев, работая по старым добрым курченковским схемам, уже не стесняясь, сможет подмять под себя весь рынок нефтепродуктов...

Роман ВОЛЫНСКИЙ

VEhrNGRrdzVSMEl3V1ZCUmRFaDZVWFprUXpFd1dWUlNaM1JETVRCTUwxSm5Ua01yTUV4TVVYWjBRekE9
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх