EN|RU|UK
  613  6

 МОРОЗ: В УКРАИНЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ЯЗЫКА. НО НЕ РУССКОГО, А УКРАИНСКОГО

О ключевых вопросах украинско-российских отношений, внешней и внутренней политике Украины с председателем Верховной Рады Украины Александром Морозом беседовала корреспондент РИА Новости Анна Вернослова.

- Александр Александрович, от каких факторов зависят сегодняшние отношения между Украиной и Россией?

- Отношения с Россией, особенно в экономической сфере, должны быть партнерскими, взаимовыгодными, прагматичными и прозрачными. Их углубление и развитие зависят, в первую очередь, от стабильности ситуации в Украине. Это открывает возможности для налаживания не просто контактов, а решения практических вопросов. Немаловажная роль в этом отводится и парламентам наших стран.

- Какие вопросы украинско-российских отношений являются, на Ваш взгляд, ключевыми?

- В последнее время появился ряд несогласованных моментов, касающихся Черноморского флота, границ, некоторых аспектов торгово-экономических отношений, сотрудничества в технической и гуманитарной сферах, которые нуждаются в разрешении. Считаю, что внести ясность в пути решения этих проблем, снять ненужные политические спекуляции должен анализ выполнения широкомасштабного Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Украиной. Это позволит определить направление развития двусторонних отношений в последующие три года, оставшиеся до выполнения десятилетнего срока действия Договора, и определить планы на будущее. Необходимо продлить действие Договора, определившись, что мы выполнили, на что необходимо обратить внимание и что предусмотреть дополнительно. В этом контексте следует также ускорить доработку Декларации о содержании украино-российского стратегического партнерства, чтобы этот документ был в ближайшее время подписан главами наших государств. К этой работе целесообразно привлечь и Межпарламентскую комиссию по сотрудничеству между Верховной Радой Украины и Федеральным собранием Российской Федерации, чтобы все предложения по активизации сотрудничества получили правовое сопровождение.

- Считаете ли Вы необходимым поднимать проблему Черноморского флота РФ до 2017 года?

- В этом пока не вижу особой необходимости. Пребывание Черноморского флота на территории Украины регламентировано международными соглашениями, которые были ратифицированы нашими парламентами. В рабочем порядке следует снимать известные фрагментарные напряжения. Необходимо также ускорить юридическое определение всех нюансов, касающихся базирования российского флота в Севастополе, чтобы внести полную ясность в этот вопрос и избежать спекулятивных толкований. Обратите внимание, что вопрос о флоте поднимается исключительно в период стабилизации ситуации в стране. Нужно четко осознавать, что искусственное нагнетание страстей вокруг флота всегда имеет конкретных авторов от определенной политической силы.

- Александр Александрович, как Вы оцениваете украинско-российские договоренности о поставках газа в 2007 году?

С точки зрения цены - это осложнение ситуации в экономике и социальной сфере. С другой стороны, стабильность цен на энергоносители впервые за многие годы позволила сформировать сбалансированный бюджет, обеспечить условия для долгосрочного экономического планирования, установить адекватные тарифы на жилищно-коммунальные услуги и даже в некоторой степени остановить их рост.

- Как Вы относитесь к идее всенародного референдума по вопросам вступления в НАТО и предоставлению русскому языку статуса второго государственного? Каковы могли бы быть его итоги и дальнейшие действия власти?

- Прежде чем ответить на вопрос, хочу напомнить об Универсале национального единства, в котором говорится о необходимости развития взаимовыгодного сотрудничества с Альянсом, выполнении соответствующей договорной базы, а решение о вступлении в НАТО должно решаться путем всеукраинского референдума. Вместе с тем, сегодня проведение референдума о вступлении Украины в НАТО лишено всякого смысла. Социологические опросы ясно демонстрируют - подавляющее большинство граждан против такой перспективы. Поэтому ответ на вопрос известен заранее. Возможно, новые реалии требуют пересмотра отношений с НАТО, которые могут быть оформлены в форме нового углубленного соглашения о сотрудничестве. Это позволило бы снять ненужную дискуссию о векторах внешней политики Украины. В целом, система коллективной безопасности в Европе должна быть изменена с учетом интересов Украины и России. Языковой вопрос, по большому счету, спекулятивный. Хочу заметить, что проблема защиты языка действительно существует, но в первую очередь - украинского. Не считаю нужным изменять статус русского языка, поскольку это предполагает внесение изменений в Конституцию. Проблема заключается не в статусе языка, а в порядке использования языков в Украине. Убежден, что каждый человек должен иметь возможность свободно использовать свой родной язык при обязательном знании государственного. Это будет обеспечено.

-  Нужна ли Украине реформа Конституции? Какая именно и когда?

- Безусловно. Необходимо завершить конституционную реформу на местном уровне. Это позволит представительским органам власти в полной мере реализовать свое назначение, достичь гармонии в системе власти. Это путь к развитию демократии в Украине, европейской модели управления, шаг к изменению психологии избирателя, который сможет убедиться, на что способна избранная им власть, станет отвечать за тех, кого избрал, отвечать за свое политическое решение. Необходимо также помнить, что и Европа не воспримет возвращения к авторитарной модели управления в Украине.

- Могут ли оппозиционные силы добиться отмены политреформы в Украине? Как Вы будете этому противодействовать?

- Никакой отмены политреформы или ее ревизии не будет. Все разговоры о целесообразности пересмотра политреформы - авантюра. Об этом говорят те, кто озабочен не содержанием реформы, не системой государственного управления, а возвращением к прежней авторитарной системе, возможностью игнорировать Конституцию и законы. Те, кто преследует корпоративные или личные интересы. В первую очередь, возвращения к прошлому не допустят представители местных органов власти, которые всецело поддерживают необходимость завершения реформы на местах. Не допустит такого развития событий и парламент. Триста голосов, необходимых для ее реализации на местном уровне, будут обеспечены. Убежден, что и президент должен предотвращать любые посягательства на Конституцию и способствовать завершению конституционной реформы.

- Какими Вы видите существующие отношения в треугольнике президент-премьер-спикер? Как они могут измениться в перспективе?

- Реализация первого этапа конституционной реформы, деконцентрация власти урегулировала властные взаимоотношения на высшем уровне. Между ветвями власти налажено конструктивное сотрудничество. Ни Верховная Рада, ни Кабинет министров не нарушают Конституцию и в полной мере выполняют функции, возложенные на них Основным законом. Президент, который является гарантом Конституции, также справляется со своими обязанностями. Безусловно, существуют некоторые недоразумения, «притирки», однако они неизбежны при переходе к новой системе управления. Уверен, что все проблемные моменты будут урегулированы законом о Кабинете министров, который даст ответ на все вопросы, возникающие во взаимоотношениях между правительством, парламентом и президентом. В перспективе, считаю, необходимо ввести практику регулярных еженедельных консультаций в формате президент- председатель Верховной Рады - премьер для обсуждения первоочередных вопросов жизнедеятельности государства.

- Каким образом фракция Социалистической партии намерена строить свои отношения с партнерами по Антикризисной коалиции в Верховной Раде Украины?

В соответствии с соглашением о создании Антикризисной коалиции, в котором четко сформулированы принципы отношений между субъектами коалиции. В целом наши отношения конструктивные и прогнозируемые. Каждая из политических сил, представленных в коалиции, имеет свою позицию и высказывает свою точку зрения. Это нормальная практика. Естественно, что в рамках коалиции возникают дискуссии по спорным вопросам, но мы всегда ищем возможность компромисса.

- Возможно ли расширение существующей парламентской коалиции в ближайшее время? Если да, то за счет присоединения каких политических сил?

- Расширение коалиции не только возможно, но и необходимо для решения проблем, существующих в стране, для снятия искусственного напряжения по линии «Восток-Запад», сохранения стабильности во власти. Думаю, что к этому вопросу мы вернемся после завершения второго этапа политреформы на местах. Не исключаю, что в индивидуальном порядке к коалиции присоединятся некоторые депутаты от «Нашей Украины» и блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Кстати, подавляющее большинство вопросов уже голосуется конституционным большинством - более чем тремястами голосами.

- Как Вы оцениваете действия оппозиции в Верховной Раде? Сможет ли принятие закона «Об оппозиции» изменить ситуацию? Какую роль, на Ваш взгляд, должны исполнять оппозиционные силы?

- Действия оппозиции не всегда конструктивны. Зачастую заявления ее представителей - это критиканство и популизм, не подкрепленные конкретными фактами. Хотя допускаю, что мое мнение субъективно. Вместе с тем, парламентская оппозиция необходима как инструмент контроля за властью, повышения ее эффективности, и ее деятельность должна быть закреплена законодательно. Рабочая группа подготовила вариант законопроекта про оппозицию. Ряд его положений спорны, но тем не менее рассматривать его нужно. Считаю, что этот закон должен быть лаконичным и предусматривать гарантии оппозиционной деятельности в парламенте, а права и обязанности оппозиции необходимо выписать в регламенте Верховной Рады.

Источник: РИА Новости
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх