EN|RU|UK
  22949  12

 РЕЗОЛЮЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

РЕЗОЛЮЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Вчера Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по Украине «Функционирование демократических институтов в Украине».

Резолюция

1. Парламентская Ассамблея обеспокоена политическими событиями в Украине в последние месяцы, кульминацией которых стал указ Президента В.Ющенко от 2 апреля 2007 года об объявлении досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины. Продолжающаяся политическая нестабильность является результатом того, что многочисленные украинские правительства не имели согласованной политики, подкрепленной содержательными юридическими, административными и экономическими реформами. Политические реформы, которые закрепили бы «правила игры» и создали предпосылки для гарантирования демократических прав и свобод законными учреждениями и оказывали содействие бы политической конкуренции, не были завершены до сих пор.

2. Ассамблея подчеркивает, что текущий кризис в Украине является также результатом поспешной и незавершенной конституционной и политической реформы 2004 года, соответственно которой к Конституции Украины был внесен ряд изменений, без учета предостережений Венецианской Комиссии и без проведения широкой публичной дискуссии в стране. Ассамблея высказывает сожаление по тому поводу, что острая критика, высказанная в ее Резолюции 1466 (2005), и ее неоднократные призывы к органам власти Украины решить срочно эти вопросы с тем, чтобы обеспечить легитимность конституционных изменений 2004 года и их соответствие европейским стандартам, остались неуслышанными.

3. В этом контексте Ассамблея напоминает о своих многочисленных предыдущих призывах реформировать институции в Украине, сделанных в Резолюциях 1179 (1999), 1239 (2001), 1244 (2001), 1346 (2003), 1364 (2004), 1466 (2005) и Рекомендациях 1395 (1999), 1416 (1999), 1451 (2000) и 1722 (2005). Ассамблея признает достижения Оранжевой Революции, которые позволили утвердиться в Украине основоположным демократическим свободам: в стране есть свобода слова и СМИ, свобода собраний, свобода политической конкуренции и оппозиции, а также энергичное гражданское общество. Более того, год назад страна доказала свою способность провести свободные и справедливые выборы в парламент. Тем не менее, чего Украине не хватает сегодня – это гарантий, встроенных в ее демократические учреждения, которые консолидировали бы новодобытые свободы.

4. Личные споры и близорукие соревнования за личную пользу, связанную с должностями, привели к разнообразным попыткам некоторых политических сил использовать конституционный вакуум, который появился после вступления в силу в январе 2006 года противоречивых конституционных изменений 2004 года. Ассамблея жалеет, что отсутствие независимых противовесов позволяет ключевым государственным органам чувствовать себя выше закона. Это серьезно запятнало репутацию всех политических лидеров в Украине.

5. Ассамблея обращается со срочным призывом к Президенту, членам парламента и Правительства Украины решить существующий кризис легитимным, строго конституционным и мирным способом, или путем легитимных досрочных выборов, которые происходят от решения Конституционного Суда, или путем достижения компромисса в ходе переговоров. В этом процессе, все политические силы должны воздержаться от резких и предубежденных публичных заявлений в поддержку или осуждение любой политической силы в Украине.

6. В этом отношении Ассамблея отмечает, что высочайшие должностные лица государства поддерживали диалог на протяжении кризиса, который продолжается. Ассамблея также отмечает тот факт, что украинские лидеры пока были успешны в обеспечении стабильности и гражданского покоя в стране, что свидетельствует о наличии внутреннего потенциала для преодоления кризиса. Кроме того, положительным знаком является то, что правоохранительные органы до сих пор выполняли свою функцию поддержания общественного порядка и безопасности без прямого привлечения к политической борьбе, а также то, что Вооруженные Силы сохранили свой нейтралитет.

7. Тем не менее, Ассамблея обеспокоена сообщениями о привлечении отдельными политическими силами несовершеннолетних в массовые политические акции, что является нарушением Конвенции ООН о правах ребенка. Ассамблея подчеркивает, что такая практика является неприемлемой, и призывает все политические силы Украины придерживаться указанной Конвенции, стороной которой является Украина.

8. Ассамблея призывает политические силы Украины срочно возобновить работу над усовершенствованием Конституции Украины и связанного законодательства с тем, чтобы в конце концов установить эффективную систему сдерживаний и противовесов и привести конституционные положения в соответствие европейским стандартам. Конституционная реформа должна быть частью дискуссий, направленных на решение текущего политического кризиса. Ассамблея выражает свое ожидание, что Венецианская Комиссия будет активно привлечена к процессу подготовки предложений конституционной реформы.

9. Ассамблея подтверждает свою позицию, что отзыв народных представителей политическими партиями («императивный мандат») является неприемлемым в демократическом государстве. Следует отменить соответствующие конституционные положения в соответствии с рекомендациями Венецианской Комиссии, сделанными в 2004 году; подобные положения следует также изъять из обычного законодательства. Ассамблея уверена, что последовательная политическая программа, ответственное и преданное членство в партии, а также тщательный отбор партийных кандидатов являются более эффективными инструментами поощрения партийной и фракционной дисциплины.

10. Ассамблея признает, что как обычные, так и досрочные выборы являются легитимным демократическим инструментом для избрания и контроля народом власти, которая действует от его имени. Досрочные выборы являются нормальной практикой во всех демократических государствах Совета Европы и как таковые могут быть ключевой составляющей для политического компромисса. Тем не менее, Ассамблея подчеркивает, что для того, чтобы любые выборы считались демократическими, они должны быть организованы соответственно законной процедуре, которая делает возможным проведение справедливой избирательной кампании и свободный выбор людей.

11. В этом отношении Ассамблея отмечает с беспокойством, что существующие положения избирательного законодательства, которые регулируют проведение досрочных выборов в границах установленных Конституцией временных рамок (60 дней), являются недостаточными и не гарантируют надлежащих условий для свободных и справедливых выборов. Ассамблея жалеет, что Правительство не выполнило формально действующий Указ (действующий до тех пор, пока не установлен другой) и не выделило необходимое финансирование для этих выборов.

12. Ассамблея также настоятельно призывает украинскую власть и политические силы обратиться как можно быстрее к проблеме системы парламентских выборов, что может составлять одну из причин слабости политической системы. Полностью пропорциональная система с закрытыми избирательными списками и одним избирательным округом, который охватывает всю территорию Украины, подтвержденная конституционными изменениями 2004 года, не гарантирует избрание парламента, который представляет украинское общество во всем его разнообразии.

13. Ассамблея осуждает тот факт, что судебная система Украины систематически используется ненадлежащим образом другими ветвями власти, а высочайшие должностные лица не исполняют решения судей, что свидетельствует о разрушении этого ключевого демократического учреждения. Независимое и непредубежденное правосудие является предпосылкой существования демократического общества, которое руководствуется верховенством права. Отсюда острая необходимость проведения комплексной судебной реформы, в том числе путем внесения изменений к Конституции.

14. Ассамблея повторяет, что власть единственного органа конституционного правосудия – Конституционного Суда Украины – должна гарантироваться и уважаться. Давление в любой форме на судей является недопустимым и должно расследоваться и преследоваться в криминальном порядке. С другой стороны, досадным является то, что в течение восьми месяцев существования своего нового полномочного состава Конституционный Суд не принял решений, тем самым не выполнив свою конституционную роль и не сделав взнос в решение кризиса на его более ранних стадиях, что подрывает доверие к Суду. Существует острая потребность в принятии решений относительно всех дел, которые находятся на рассмотрении, и, в частности, решения относительно конституционности Указа Президента от 2 апреля 2007 года. В случае принятия, это решение должно быть признано как обязательное всеми сторонами.

15. В свете вышеприведенного, Ассамблея рекомендует украинским органам власти срочно постановить такие конкретные меры с тем, чтобы устранить причины кризиса и предотвратить дальнейшую недееспособность демократических институций в Украине:

15.1. возобновить проект реформирования Конституции, в тесном сотрудничестве с Венецианской Комиссией, с тем, чтобы усовершенствовать Основной Закон Украины и привести его в соответствие европейским стандартам, в частности по части положений о распределении властей, императивном мандате, правосудии и прокуратуре, как это предусмотрено в разных выводах Венецианской Комиссии по этому поводу и Резолюциях Ассамблеи 1364 (2004) и 1466 (2005);

15.2. одобрить и ввести в действие без дальнейшего промедления базовые конституционные законы (законы о Регламенте Верховной Рады Украины, о парламентских временных специальных и следственных комиссиях, о центральных органах исполнительной власти, о парламентской оппозиции, о референдуме и т.п.) и привести Закон о Кабинете Министров Украины в соответствие Конституции Украины с учетом соответствующих европейских стандартов и вывода Венецианской Комиссии;

15.3. изменить Закон о выборах народных депутатов Украины с тем, чтобы установить надлежащие процедуры организации досрочных выборов в случае роспуска парламента;

15.4. предусмотреть изменение системы выборов в Верховную Раду, например, путем введения открытых партийных списков, в которых избиратели смогут указывать свои предпочтения относительно конкретных кандидатов, включенных в партийные списки, предложенные политическими партиями (блоками), и путем деления страны на разные избирательные округи;

15.5. провести реформирование судебной системы на основании Концепции усовершенствования судейства, одобренной Президентом Украины в мае 2006 года, с целью создания независимой и эффективной судебной системы в Украине, с учетом недавнего вывода Венецианской Комиссии;

15.5. начать реформу системы криминальной юстиции и правоохранительных органов и принять активные законодательные и практические меры по преодолению всех форм коррупции, в том числе политической.

16. Ассамблея убеждена, что для того, чтобы эффективно внедрить указанные выше рекомендации, все стороны конфликта должны принять участие в открытом и конструктивном диалоге относительно решения существующей ситуации в Украине.

17. Ассамблея призывает Генерального секретаря Совета Европы принять в приоритетном порядке все надлежащие меры в его компетенции с тем, чтобы оказывать содействие процессу решения политического кризиса в Украине. Ассамблея также считает, что деятельность, связанная с Планом действий Совета Европы относительно сотрудничества с Украиной, должна быть усилена с целью достижения заметного укрепления демократических учреждений в Украине.

18. Ассамблея просит Венецианскую Комиссию предоставить вывод относительно существующей законодательной базы для досрочных парламентских выборов в Украине и относительно возможных путей улучшения избирательного законодательства на основе европейской практики.


19. Ассамблея подтверждает свою готовность помочь Украине преодолеть политический кризис или через ее традиционные механизмы помощи, или другие специальные договоренности. Тем не менее, это является задачей украинских политических лидеров выработать наиболее адекватное решение внутренних проблем. Ассамблея убеждена, что еще не были использованы все внутренние средства достижения быстрого, эффективного и легитимного политического компромисса. Поэтому Ассамблея призывает украинских лидеров построить новое политическое доверие через создание действенных механизмов гарантирования национального единства, справедливой политической конкуренции и согласованных и комплексных реформ, основные направления которых были намечены в Резолюции Ассамблеи 1466 (2005).


Источник: Цензор.НЕТ
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх