EN|RU|UK
  132  1

 УКРАВТОДОР: КАК ПРИДЕТСЯ ОБЪЕЗЖАТЬ... ПЛАТНУЮ ДОРОГУ

Только на 20 тыс. км дорог государственного значения нужно около 98 млрд. грн., это 20 млрд. долларов. Немыслимая сумма для нашего бюджета...

Эх, дороги, - почесывает затылок водитель, отправляясь в путешествие по родной стране. Разделяет ли государственный чиновник раздражение граждан по поводу качества наших автотрасс? Как долго нам еще терпеть эти ухабы и ямки? Есть ли выход из сложившейся ситуации? Об этом мы попытались выяснить у заместителя председателя Государственной службы автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") Евгения Прусенко.

- Евгений Дмитриевич, в принципе граждане Украине вовсе не нуждаются в констатации факта, что дороги у нас ужасные. Хотелось бы узнать, насколько они плохи в сравнении с европейскими стандартами. Мы ведь стремимся в Европу…

- Прежде всего, хочу напомнить, что «Укравтодор» отвечает только за дороги общего пользования, а это 170 тысяч км дорог, в том числе – 20 тыс. км дорог государственного значения. Мы не имеем никакого отношения к городским и поселковым дорогам, они – под опекой органов местного самоуправления. Ну, а относительно «наших» дорог, то вынужден согласиться – они давно уже не отвечают требованиям современного развития транспорта. По результатам испытаний 52% дорог государственного значения не отвечают стандартам ровности и 33% прочности. Более того, межремонтные сроки по многим дорогам передержаны. Вовремя капитальный ремонт не был произведен более чем на 90% дорог. Причем, критическое состояние касается не только автотрасс, но и мостов, которых насчитывается до 16 тысяч. Из них половина не отвечает современных требованиям по габаритам и 420 мостов находятся в предаварийном состоянии. Ежегодно ремонтируем и ежегодно появляются новые, требующие срочного ремонта.

- Сколько нужно денег, чтобы сразу отремонтировать все отечественные дороги? Кто-нибудь когда-нибудь подсчитывал?

- О, это астрономическая цифра. Подсчитывать надобности нет. Нам бы с текущими ремонтами справиться. К примеру, только на содержание отечественных дорог ежегодно нужно 15,7 млрд. гривен. А в этом году, для сравнения, на все про все мы из бюджета получили 5,9 млрд. грн. Из этих денег – 750 млн. субвенции, 500 млн. на дороги коммунальной собственности, 250 млн. на мост через Днепр в Запорожье, 1 млрд. 63 млн. – на погашение долговых обязательств за ранее взятые кредиты. Непосредственно на дорожные работы остается 4 млрд. 86 млн. грн. Это 26% от потребностей только на то, чтобы поддерживать дороги в рабочем состоянии.

И все же, хотелось бы знать порядок цифр, для того чтобы привести дороги к европейским стандартам?

- Только на 20 тыс. км дорог государственного значения нужно около 98 млрд. грн., это 20 млрд. долларов. Немыслимая сумма для нашего бюджета.

Значит ли это, что в обозримом будущем не видать нам дорог по евростандартам, как своих ушей?

- Ну, во Франции, замечу, 11-километровую систему скоростных магистралей строили начиная с 1952 года. То есть 50 лет.

Так долго. И какой же выход, раз у нас нет таких денег?

Есть два варианта. Кредиты для строительства новых дорог, но деньги все равно нужно возвращать. Второй выход - реконструкция дорог на условиях концессии. Мы ожидаем, что в повестку дня пленарных заседаний ВР будет включен проект изменений в закон о концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, который позволит активнее привлекать инвесторов. Они могли бы строить дороги и возвращать вложенные в строительство дорог средства за счет платного проезда. Так поступают во многих странах мира, и в Европе в частности.

Наличие альтернативной дороги станет уже не обязательным по новому закону?

Нет, отмена альтернативной дороги не предусмотрена. Хотя, новая редакция закона не требует теперь, чтобы она была параллельной. Главное, чтобы был альтернативный проезд.

И не важно, какой нужно будет сделать крюк, чтобы доехать из пункта А в пункт В?

- Это не значит, что она должна быть за 160-200 км.

Как свидетельствует практика введения платных дорог, в той же Польше, государственные дороги, как правило, из-за повышения трафика, слишком быстро приходят в негодность. Инвестор, который построил платную дорогу, будет платить за реконструкцию альтернативной дороги?

- Не будет, потому что не обязан. Это задача государства.

Инвестор, который пришел строить дорогу, фактически должен выкупить землю, где будет проходить дорога. Как неопределенность с продажей земли влияет на привлекательность инвестиционных проектов?

- Это проблема. Причем, она касается не только инвестора, но и государства, если оно (государство, - авт.) соберется строить дороги за бюджетные средства. Земля распаевана, забрать ее у частного владельца очень сложно. В первом чтении ВР принят закон об изъятии земли для общественных нужд, в том числе и для строительства дорог. Земля будет либо выкупаться по рыночной цене, либо будет выдаваться аналогичный участок из государственного резерва.
Участие государства при строительстве дорог на концессионных условиях как раз и заключается в отведении земли.

Когда в Украине появится первая платная дорога?

- Согласно закону, об автомобильных дорогах, платные дороги уже узаконены. Но, решение о взимании платы за проезд в каждом конкретном случае принимается соответствующим законом Верховной Рады. Концессионные дороги, безусловно, должны быть платными. У нас сегодня реализовываются два проекта Львов-Краковец и Львов-Броды. Я сегодня не готов сказать, какая и когда у нас появится первая платная дорога. Перспективных направлений очень много. Щербаковка-Днепропетровск (направление Харьков-Симферополь), там большой автопоток летом, когда россияне едут в Крым. Очень перспективная трасса Одесса-Рени, через Белгород-Днестровский. Чтобы не ехать через Молдову, нужно построить 4-километровый мост. Несколько вариантов в сторону западной границы…

Я правильно поняла, платные дороги будут там, где самый большой автопоток?

- Да. Где интенсивность огромная и есть альтернативные пути. Дороги считаются рентабельными, когда интенсивность движения достигает 20-30 тысяч автомобилей в сутки. Если интенсивность движения меньше 10 тысяч, то такую дорогу вообще не рассматривают как конкурентный проект. У нас интенсивность движения на большинстве дорог незначительна. На дорогах І категории – в пределах 10-15 тысяч автомобилей.

Новый законопроект обязывает государство обеспечивать трафик?

- В законопроекте отмечено, что государство разделяет риски с концессионером. Предусмотрены льготы для инвесторов, налоговые в том числе. Должен признать, что очередь желающих строить за свои средства нам дороги, не стоит. Хотя есть предложения, которые мы рассматриваем.

Еще один момент. Скажите, как неудовлетворительное состояние наших дорог отражается на безопасности движения по ним?

- Цифры, которые базируются на статистике Госавтоинспекции, свидетельствуют о снижении общего количества ДТП в среднем на 2,16%. Больше всего аварий, согласитесь, происходит на городских улицах и дорогах.
Хотя, конечно, мы признаем, что наши дороги не отвечают возможностям современных транспортных средств.

Как часто за плохое состояние дорог «Укравтодору» приходится отвечать в суде?

- Должен признать, что количество судебных исков к «Укравтодору» увеличилось. Хотя, как мне кажется, их численность еще не отвечает реальной картине. Возможно, еще не заработал механизм поиска виновных через суды.

И все же? Сколько исков было подано и сколько дел вы проиграли?

- За прошлый год против «Укравтодора» было подано 52 иска, из которых только 4 суды удовлетворили. Должен сказать, что заявленные иски не всегда обоснованны. Неудовлетворительное состояние дорог на участках, где произошло ДТП, фиксируется часто. Но это состояние дорог зачастую прямо не связано с причиной ДТП.

По регионам, где самые плохие дороги?

- Не могу однозначно так ответить. Есть некоторые явные проблемы, к примеру, в Западной Украине. Где подразделения не справляются, мы вынуждены были сменить руководство.

После зимы у дорожников всегда много работы…

- Да, переувлажнение, частые перепады температуры не наилучшим образом сказываются на дорожном покрытии. До 1 мая мы должны ликвидировать ямочность на всех подведомственных нам дорогах…

Источник: Виктория Владина, для «Цензор.НЕТ»
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх