EN|RU|UK
  116  2

 НОВЫЙ ГОД В КРЫМУ – ФАНТАСТИКА ИЛИ ОБОЗРИМОЕ БУДУЩЕЕ?

Новогодний сезон в Крыму закончился, так и не успев начаться. Ведущие туристические операторы заявляют, что в данный момент практически не наблюдается спроса на зимний курортный Крым.

Отсутствие интереса туристов к черноморской жемчужине связано с тем, в Крыму на Новый год туристов ожидали лишь закрытые ворота частных пансионатов, да одинокие профсоюзные отдыхающие. В пылу политической борьбы и лоббирования интересов бизнес групп, крымским чиновникам некогда развивать зимний туризм в регионе.

«Иногородние туристы, турпутевками в Крым в период новогодних праздников практически не интересовались», - сообщили нашему журналисту представители туроператора «Старый Крым».

Отсутствие спроса на новогодние турпутевки в Крым отметило еще несколько туристических фирм, акцентируя внимание на общую проблему - отсутствие зимней инфраструктуры. Крым имеет четко выраженную односезонность, и без серьезной республиканской программы, ситуация похоже не измениться.

По мнению вице премьер-министра Крыма Евгения Михайлова, местные отели недополучают прибыль и теряют туристов из-за слабо развитой инфраструктуры полуострова, ярко выраженной сезонности большинства курортов и завышенных цен на услуги. Заявление справедливое, но странное, учитывая, что в прошлом составе крымского депутатского корпуса Евгений Михайлов возглавлял комиссию по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и туризму. И, по сути, и должен был решать озвученные проблемы.

Полуостров требует серьезных инвестиций. Уже несколько лет ведутся разговоры о строительстве горнолыжного курорта на плато горы Ай-Петри. Назывались даже имена конкретных инвесторов, но, похоже, что крымские чиновники, которые по логике вещей должны быть заинтересованы в двойном туристическом сезоне, больше обеспокоены вопросами контроля над высокогорной торговлей. Тысячи туристов из сезона в сезон лакомятся ароматным пловом, лагманом и шашлыком приготовленными коренным крымским населением. Бизнес, судя по всему, дает неплохие обороты. Вот только местные чиновники, вместо того, чтобы привести торговлю на плато Ай-Петри в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, продолжают давление на крымско-татарских обитателей плато, рискую раздуть очередной национальный конфликт.

По мнению вице-премьера Крыма Евгения Михайлова, вся торговля и коммерческая деятельность, которая ведется на Ай-Петри, несанкционированна властями. Своим подчиненным вице-премьер посоветовал предотвращать и на корню пресекать захваты татарами новых участков для торговли, так как снос пусть и ветхих построек на таком известном туристическом объекте как Ай-Петри, по его мнению, может получить общественный резонанс.

Позиция с со всех сторон спорная, ведь вершина Ай-Петри – давно облюбованное туристами место, и шансов предотвратить, а тем более запретить стихийную торговлю - минимальные. Или, по мнению Евгения Михайлова, есть более достойные кандидаты для торговли в столь раскрученном месте, чем местные татары?

Владимир Алиев, житель Бахчисарайского района, который вот уже четыре года пытается согласовать проект строительства небольшой гостиницы на плато Ай-Петри, считает: «За разговорами про антисанитарные нормы и нелегитимную торговлю стоят большие люди и большой бизнес. А крымские чиновники, которые пытаются давить на татар, торгующих в горах – лишь инструмент в чужих руках. В частности, отметил он, несколько высокопоставленных людей из Москвы заинтересованы в проекте создания туристического комплекса на Ай-Петри, предусматривающего гостиницы, рестораны и павильоны с сувенирами.

«Москвичи не хотят вкладывать инвестиции в зарубежные курорты, поскольку там нет такого понимания и отношения к отдыхающим из Росси. А плато Ай-Петри – один из наиболее раскрученных туристических мест на полуострове, - комментирует Алиев, - вот только жертвой в данной ситуации очередной раз окажутся крымские татары. Но, мы не собираемся спокойно смотреть на то, как нас лишают средств к существованию. Сегодня около 300 крымско-татарских семей вовлечены в торговлю на плато».

Однако, не смотря на настроение татар, крымское правительство начало комплекс жестких мер, направленных на контроль торговли и застройку на плато Ай-Петри. Как сообщает Главное управление внутренней политики и информационных технологий Совмина, в декабре под председательством первого вице-премьера Крыма Евгения Михайлова прошло заседание рабочей группы по подготовке постановления с участием представителе СЭС и других контролирующих органов.

Однако глава Рескома по торговле и защите прав потребителей Валико Авидзба официально заявил журналистам, что вся торговля на плато Ай-Петри ведется законно. Большинство торговцев зарегистрированы как частные предприниматели в Бахчисарайском районе, они платят налоги, и ни одна из профильных служб не запретила им потчевать туристов лагманом и пловом.

По словам Авидзбы, единственный недостаток на плато – это отсутствие водоснабжения, однако это вовсе не повод чтобы запрещать торговать там крымско-татарскому населению полуострова. Как считает глава комитета, торговлю на плато, несмотря на нарушение санитарных норм, необходимо узаконить полностью.

А, Владимир Алиев заявляет, что, если вице-премьер Крыма Михайлов отстаивает интересы солидного московского инвестора, то не логичнее было бы направить потенциальные средства на строительство обещанного горнолыжного курорта и на обеспечение цивилизованных условий для встречи туристов. Ведь на плато до сих пор нет ни организованной поставки воды, ни системы канализации. Да что там говорить – даже элементарного туалета не сыщешь. А что тогда говорить о дорогостоящих подъемниках, организации лыжных трасс, пушках с искусственным снегом?

Кроме проблемы слабо развитой инфраструктуры, мало кто из потенциальных потребителей вообще воспринимает Крым как зимний курорт. А ведь в этом году целый ряд отелей предлагал интересные новогодние и рождественские программы, о которых, к сожалению, узнали единицы.

В ожидании, когда Совмин решится на долгосрочную программу по формированию имиджа полуострова, местные туроператоры пытаются найти нестандартные решения. «Мы предлагаем организовать сбор пожертвований в негосударственный фонд рекламы Крыма. Об этом на пресс-конференции в Симферополе сообщил директор фирмы "Курорты Крыма" Александр Бурдонов. По его мнению, в этом году у Крыма есть отличный информационный повод для привлечения к себе всеобщего внимания - 200-летний юбилей курортов полуострова. Взносы планируется направить на рекламу курортов на различных носителях, в том числе и в интернете.

Кроме того, как считает участник туристического рынка, Крыму, по примеру Сочи, пора иметь собственный резервный фонд на непредвиденный ремонт дорог, очистных сооружений и другого изношенного оборудования. "У нас пока только строят и осваивают новые объекты, а думать о реконструкции, к примеру, очистных, которые в ужасном состоянии, нам некогда", - говорит Бурдонов.

Позиция абсолютно логична, вот только не понятно, почему решением этих вопросов занимаются на уровне туроператоров, а не на уровне вице-премьера.

Кстати, для справки - впервые рекламный фонд Крыма был создан в 1996 году, тогда его объем составлял 10 тысяч долларов. В прошлом году на рекламу было потрачено 400 тысяч долларов, такая же сумма предусмотрена и на 2007 год. Напомним, что на эти же целей Сочи тратит около 60 миллионов долларов, Турция - 200 миллионов.

Не смотря на все озвученные проблемы, очередной раз посреди января собираю чемодан и беру билет до Симферополя. Выбрав по-зимнему сговорчивого таксиста еду в Ялту, где среди огромного количества пустых отелей – выберу самый симпатичный. Вечером поброжу по пустой Ялтинской набережной, подышу свежим морским воздухом. Ведь пока высокие мужи из Совмина не хотят делать здесь зимний курорт – весь этот пустой и заброшенный рай только мой.


Источник: Петр Гордиенко
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх