EN|RU|UK
  111  1

 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ АПОКАЛИПСИС. ТРИ КИТА ДЛЯ РЕФОРМЫ.

Разговоры о реформе ЖКХ ведутся в Украине не первый год. Но, к сожалению, проблема так и не сдвинулась с мертвой точки: крыши текут, лифты ломаются, тарифы повышаются. Власть продолжает искать выход из тупиковой ситуации, а народ уже теряет терпение…

Очередное обсуждение «выхода из кризиса» инициировал Комитет Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства. Искать выход из кризисной ситуации в ЖКХ «коммунальщики» собираются совместно с Комитетами ВР по вопросам ТЭК; ядерной политики и ядерной безопасности; экономической политики; экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и бюджетного Комитета. Компания, как говорится, соберется солидная. Но вот под силу ли ей решение этого злободневного вопроса? Ведь та же повестка дня, помнится, стояла и на одном из совещаний СНБО.

О скандальном заседании вспоминает вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик. Скандальным то заседание СНБО окрестили за то, что премьер-министр Виктор Янукович посчитал, что подобная практика решения вопросов – это вмешательство в дела Кабмина. А оказалось, что инициатором созыва Совета Национальной безопасности по этому поводу стала Ассоциация городов Украины.

- Если помните, в начале прошлого года Верховная Рада приняла решение о моратории на повышение жилищно-коммунальных тарифов, - разъясняет сложившуюся ситуацию Мирослав Питцик.- Я лично считаю, что подобный мораторий – не что иное, как вмешательство парламента в хозяйственную деятельность властей на местном уровне. Посудите сами, уж коль мы во всеуслышанье заявляем, что строим страну с рыночной экономикой, то должны признать, что коммунальные предприятия, как и любой другой субъект хозяйственной деятельности, должны работать если не с прибылью, то хотя бы без убытков. По сути, в сложившейся ситуации, местным властям пришлось противостоять и Верховной Раде, и правительству. Первая вяжет по рукам и ногам мораторием, а Кабмин «регулирует» цены на энергоресурсы. Именно поэтому мы считали, что обсуждать проблему за столом переговоров нужно не только с собственниками теплосетей, но и с теми, кто определяет политику относительно цен на энергоносители. Естественно, на этом фоне пришлось бы обсуждать и качество предоставляемых услуг.

Заседание СНБО состоялось. Главное, что теперь ответственность за состояние ЖКХ равномерно распределялась между всеми ветвями власти. Теперь «шишки» за просчеты будут сыпаться не только лишь на головы украинских мэров. Выход из сложившейся ситуации совместными усилиями будут искать все ответственные лица.
Самой большой проблемой в ЖКХ, по мнению специалистов, являются наши централизованные системы, оставшиеся в наследство от бывшей большой страны с огромными энергетическими ресурсами. Но по образу и подобию советской системы работали ЖКХ и практически во всех постсоциалистических странах Европы. В Польше, например. Наши соседи уже в Евросоюзе и живут по европейским стандартам. Как же им удалось решить проблему старых труб, неэффективного энергоснабжения, убыточного коммунального сектора? Европа помогла. Для восстановления (вернее, практически для полного переоснащения) коммунального хозяйства были выделены немалые средства. Сумма исчислялась из расчета по 2 тысячи евро на каждого жителя страны. И все лишь для того, чтобы перейти на европейские стандарты.

Очевидно, подобные расходы ждут и нас. Вот только вопрос с бескорыстной помощью Европы остается открытым. По самым скромным подсчетам, чтобы выйти на европейское качество системы ЖКХ, Украине придется потратить в общей сложности около 94 миллиардов евро! Это – не много не мало - шесть годовых бюджетов страны!
Естественно, среднестатистический украинский потребитель не настолько богат, чтобы взвалить такую ношу на свой карман. По мнению многих специалистов, единственным резервом в этой ситуации остается земля. И это прекрасно понимают мэры многих украинских городов. Именно поэтому земельный вопрос опять «на повестке дня» Парламента. Без земельного ресурса местным бюджетам реанимировать коммуналку просто не удастся.

Пока же, согласно решению СНБО, на восстановление систем ЖКХ государство планирует ежегодное выделение 2 млрд. гривен субвенций. Столько же должны будут потратить и города из местных бюджетов. Курировать выполнение этой программы поручено Министерству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Прежде всего, деньги будут расходоваться на замену централизованных сетей и внедрение энергосберегающих технологий. Чиновники обещают: уж коль будем проводить замену труб, так то по всем европейским стандартам, с нормальной изоляцией. Если речь пойдет реанимации водогонов, то с обязательной установкой новых энергосберегающих насосов.
Есть еще несколько моментов, которые обязательно должны быть учтены, считает господин Питцик. Реформа ЖКХ не должна сводиться к банальной ликвидации ЖЭКов, как кое-кто предлагает. Подобное непродуманное решение может сейчас лишь усугубить проблему.

- Реформа ЖКХ в обязательном порядке должна начинаться с появления собственников домов, - считает вице-президент Ассоциации украинских городов. - Без этого не обойтись. Пока у наших домостроений не появится собственник, мы дальше никуда не двинемся. Не знаю, пока, как это будет выглядеть у нас. Возможно, это будет инициировано со стороны органов местного самоуправления, а, может, и самих жильцов дома. Непременно должны появиться управляющие домами, возможно не одного, а нескольких. Только они смогут определить, где и у кого им комфортнее обслуживаться. То ли в ЖЭКе, то ли нанимать для обслуживания дома частную компанию…
Второе непременное условие успешной реформы ЖКХ: сети должны оставаться в коммунальной собственности или сданы в аренду частным компаниям, которые и будут осуществлять поставку воды или тепла населению. Но обязательно в коммунальной собственности. А для того, чтобы их сдать в аренду, их, естественно, необходимо не просто отремонтировать, а полностью заменить. Они должны качественно пропускать все, что через них проходит.

И третий – немаловажный - момент. То, что называется непопулярными мерами. Тарифы. Их повышение вызывает у населения раздражение и непонимание. Политика формирования существующих тарифов совершенно непрозрачна. Хотелось бы получать не просто экономически-обоснованный счет за предоставленные услуги, но и знать из чего формируются основные расходные статьи…


Источник: Виктория Владина для "Цензор.НЕТ"
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх