EN|RU|UK
  808  89

 О РОССИЙСКИХ ТИТАНАХ И УКРАИНСКИХ НЕДОЧЕЛОВЕКАХ

Едва ли не впервые в этом «народном романе» (авторское определение жанра) четко, последовательно и целенаправленно украинцы изображены не просто как смешные и забавные салоеды или «шокающие» идиоты-недочеловеки, но как враги...

Кажется, началось!

Новый телесериал «Автономка» (НТВ, руководитель проекта — Петр Штейн) не претендует ни на какую-нибудь художественную новизну, ни на открытия в области сюжетосложения, режиссуры, операторского искусства или технологий продвижения. Просто добротное «мыльное» кино на 100 серий, снятое в качественных и довольно дорогих декорациях (в Москве на заводе «ЗИЛ» даже выстроили точный макет подводной лодки), имеющее также и четкую идеологическую нагрузку — к 100-летию российского подводного флота. По жанру: мелодрама, производственный роман, детектив, героическая сага одновременно.

Но есть там нечто такое, что стоит рассматривать как несомненную новацию в российской маскультуре. Едва ли не впервые в этом «народном романе» (авторское определение жанра) четко, последовательно и целенаправленно украинцы изображены не просто как смешные и забавные салоеды иди «шокающие» идиоты-недочеловеки, но как враги.

Вообще-то, образы украинцев в русской литературе и советском кино бывают разные, но, как правило, это буффонадные или характерные персонажи — чаще со знаком «плюс» (как, скажем, в «Место встречи изменить нельзя»), но теперь нередко и со знаком «минус». Сложно припомнить хоть один героический образ украинца (Гоголь не в счет). У Чехова в гениальном рассказе «Человек в футляре» украинцы-учителя (брат и сестра) наделены сверхчеловеческими чертами, но это исключение.

Еще персонаж-украинец в русской литературе бывает лиричным (например, в романе Горького «Мать» или в романе Василия Белова «Всё впереди»), хотя «гекающих» куркулей намного больше. Супервысокие гонорары Верки Сердючки в России и сотни анекдотов «про хохла» свидетельствуют о популярности и востребованности этой маски.

А позитивный образ украинской девушки Надежды Табачук в сериале о Пушкаревой «Не родись красивой» (как бы антитеза придурочным героиням-хохлушкам из сериала про няню Вику) — это, на самом деле, не установка массового сознания и не выявление дружеских чувств к Украине, а концептуальная идея одного из сценаристов — киевлянина Анатолия Карлюги.

Чем дальше от времен СССР и советской политкорректности в изображении нерусских персонажей, тем мрачнее. Но даже чикагская украинская мафия из «Брата-2» не лишена обаяния и один из «бандер», которого главный герой пристреливает в туалете с объявлением мотивации («за Севастополь!»), вызывает скорее сочувствие.

В сериале «Автономка» всё иначе.

На российскую подводную лодку странным образом попадает украинская летчица-разведчица Галина. После этого лодка почему-то идет на дно, на ней пропадает электричество — моряки обрекаются на длительную и мучительную смерть. «Миледи» Галина пытается соблазнить всех подряд офицеров на подлодке, включая командира (за 8 серий было 5 неудачных попыток, две из которых — с полным раздеванием), однако русских моряков, настоящих патриотов, просто так ведь не соблазнишь!

Вот несколько украинских морских офицеров на фоне украинского флага и портрета Ющенко стоят навытяжку перед американским генералом, как бы подтверждая, что готовы отстаивать американские интересы и служить американскому отечеству (странно, что сценаристы не заставили их скрепить свою клятву на преданность США кровью).

Вот злобный негр, натовский шпион, говорит о том, что да, мол, теперь у этих проклятых русских в стране появился порядок — как-никак, заработала вертикаль власти! (Автор сценария, наверное, со смеху давился, когда выписывал эту реплику.)

Вот мерзкий тип, глава студенческой партии «Молодая Украина», которая в каждой серии устраивает российским морякам мелкие и крупные пакости, говорит буквально следующее: «Мое дело маленькое. Ну есть, есть хлопцы, готовые за определенную плату организовывать русским беспорядки». И эти карикатурные «хлопцы» с «жовто-блакитными» и оранжевыми флагами обязательно что-то пикетируют (разумеется, только за деньги!) под лозунгом «Украина для украинцев», кидают в окно одной из героинь камень с запиской «смерть оккупантам», хотят отнять у доблестного российского флота маяки. «На войне как на войне», — говорит один из персонажей-россиян после общения с украинскими «ментами». «План сработал. Ну что, лейтенант, сделали мы их, сделали!» — говорит другой российский подводник то ли по поводу негра-натовца, то ли по поводу украинских «братьев-славян».

Есть в фильме и «настоящие герои» — российские моряки. Они интригуют, выясняют отношения, их жены изменяют мужьям, кого-то даже застрелили при пока невыясненных обстоятельствах, но это мир богов, полубогов и титанов — как в древнегреческих мифах. Злобные «америкосы» — это враги, жестокие и беспощадные. Их главная задача — выкинуть русских из Черного моря. А между ними есть такие «мелкие беси» — примитивные в своем ничтожестве и низости персонажи-украинцы. Они «шокают», «гекают» и «гутарят на мове» (именно «гутарят», а не «балакают» и не «розмовляют»), их образы карикатурны и плохо прописаны, отчего эти упыри и недочеловеки вызывают лишь физиологическое отвращение.

Когда-то о советских подводниках была популярна песня Пахмутовой в исполнении Юрия Гуляева:


На пирсе тихо в час ночной,

Тебе известно лишь одной

Когда усталая подлодка

Из глубины идет домой.


Каждая серия «Автономки» начинается с не менее бодренькой песенки в исполнении Александра Маршала:


А над нами шумит волна,

А над нами придет весна,

А над нами ночных полей тишина.

Над водой пролетит твоя грусть,

Ты дождись — я конечно вернусь,

Если к свету не спрячет путь глубина.


А еще фильм изобилует патриотическим пафосом — командиру подлодки, произносящему трогательные речи о долге русского офицера, впору работать спичрайтером у Путина. По словам Юрия Сапронова, генерального продюсера компании «Russian World Studio», снимающей эту телесагу «о человеческом мужестве, чувстве долга и ответственности», госзаказа на создание сериала не было, но продюсерская задача — почувствовать тенденцию, тем более что «интерес со стороны государства к этим темам есть». Если говорить об украинской теме, то тенденция прочувствована продюсерами и авторами сценария очень хорошо — в полном соответствии с «генеральной линией» партии власти на «Первом Украинском фронте».

Объективно говоря, в современной России русское (шире — славянское) большинство дискриминируется по поводу и без. И речь даже не о том, как его обирают свои и чужие олигархи, чиновники, строители «квартирных пирамид» или рыночные торговцы. Но во всех столкновениях на национальной почве для русских реально существует презумпция виновности: люди с Северного Кавказа, из Закавказья, из Средней Азии или из Поволжья априори — жертвы того самого «русского фашизма», придуманного в околовластных кабинетах полттехнологами нынешнего «государства-корпорации».

Но общество жаждет какого-нибудь реванша. И вот ему бросают информационную «кость» — уголовное дело, возбужденное против украинского человека из Новосибирска Тараса Зеленяка, писавшего отвратительные русофобские реплики на каком-то Интернет-форуме. По ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды»), которая ему инкриминируется, максимум — это два года лишения свободы. За реплики.

Или вот сериал о доблестных русских подводниках. Небольшая доза теленаркотика, уводящая в мир иллюзий.

На самом деле, современная Россия находится в мучительных поисках новой национальной идентичности и факторов, способных солидаризировать нацию вокруг какой-то высокой идеи. Вот только если раньше советское «мы» — это была универсальное братство народов, в котором много русских, два украинца, один грузин, один казах и кто-то из Прибалтики, то теперь новое российское «мы» — это только те, кто считают себя «русскими». Как, например, жители Приднестровья или Южной Осетии. Ну а украинцы, молдоване, грузины — это «они»: враги, предатели, уроды, недочеловеки. Им нет места в новом российском «универсуме».

Сейчас в России модно, вслед за князем Горчаковым, призывать к сосредоточению. Однако вместо сосредоточения чаще всего получается погружение — примерно как у подводной лодки в сериале «Автономка».

Кстати, по сценарию лодка до сих пор лежит на глубине 157 метров и никак не может всплыть. Уж не аллегория ли это?



P.S.

А всё-таки чувствуется, что большинство сцен сериала снимается в московском павильоне, а не в Севастополе. И что авторы сценария, возможно, даже не выезжали в «город русской славы». Иначе они не отказали бы себе в удовольствии постебаться, скажем, над новым вариантом известной песни Вано Мурадели. Теперь ее припев звучит так:


Величавий Севастополь,

Місто слави й кораблів:

Білокам’яна столиця

Українських моряків!..


И еще. Обычно говорят: хотелось бы, мол, чтобы такой-то фильм скорее увидели зрители и здесь, и там, и еще где-нибудь. В данной ситуации ровно наоборот: хотелось бы, чтобы сериал «Автономка» украинские зрители вообще никогда не увидели (он идет только по НТВ — по НТВ-Мир, которое транслируется в Украине, слава Богу, нет). Ведь массовая культура, создающая и эксплуатирующая стереотипы, — оружие обоюдоострое. В России такой фильм снижает образ украинцев. Ну а в Украине, несомненно, будет снижать образ России и его российских авторов. Интересно, кому и зачем всё это нужно?
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх