EN|RU|UK
  101  1

 ЮРИЙ БОЙКО: УКРАИНА НЕ МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УСЛУГ "УКРРОСЭНЕРГО"

Первый вице-премьер и министр финансов Украины Николай Азаров заявил на днях, что от цены на российский газ напрямую зависят параметры украинского бюджета на 2007 год. О ситуации в топливно-энергетическом комплексе рассказал глава министерства топлива и энергетики Украины Юрий Бойко.

- Возможен ли резкий скачок цен на российский газ для Украины в 2007 году?

- Предварительные переговоры, проведенные премьером Виктором Януковичем в России, позволяют говорить, что этого не произойдет. Цена на газ будет формироваться с учетом взаимных интересов и различных факторов и станет приемлемой для нашей экономики. Нынешняя цена в 95 долл. за тысячу кубометров не имеет политического подтекста и является рыночно обоснованной, поскольку включает и прибыль, и затраты на транзит от границ Средней Азии до Украины. Конечно, на газовых переговорах "Газпром" изначально имеет чрезвычайно сильные позиции, однако Украина имеет аргументы, которые позволят прийти к взаимовыгодному компромиссу.

- На Украине много говорят о ее фатальной энергетической зависимости от России. Строите ли вы планы диверсификации поставок топлива?

- Мы более независимы, чем Франция и Япония, но менее независимы, чем Россия. Украина, способная самостоятельно обеспечить половину своих потребностей в энергоносителях, стоит где-то посередине, что очень даже неплохо. Нам необходимо развивать собственную добычу в сфере ТЭК, а также иметь надежные долгосрочные контракты на поставку энергоносителей. Украина будет восстанавливать связи с Ливией, Узбекистаном, Туркменистаном и Казахстаном, утраченные за последние год-полтора.

- На осень запланирован ваш визит в Ашхабад. Рассчитываете ли вы там на прорыв?

- Украине необходимо возобновить стратегически важные отношения с Туркменистаном, гарантирующие энергетическую безопасность. Из-за потери контракта на поставки туркменского газа Украина теперь вынуждена искать возможности его закупки в Средней Азии в целом. Из-за невыплаченных долгов и несогласованных позиций мы утратили многие перспективы. Прежние неподготовленные поездки ограничивались лишь декларациями о намерениях. К нынешней встрече мы готовимся кропотливо. Начнем с погашения остатка задолженности за уже поставленный газ.

- Чем объяснить лавину критики, которую оппозиция обрушила на посредническую компанию "Росукрэнерго" в вопросе поставок газа из России и Туркменистана?

- Политические заявления традиционно имеют спекулятивную окраску. При решении же экономических проблем эмоции вредны. Украина не может отказаться от услуг "Росукрэнерго", эта компания - одно из ключевых звеньев, стабилизирующих цены на газ. Благодаря ей Украина получает газ по "среднеарифметической" цене, занимающей на шкале промежуточное положение между газпромовской ценой в 230 долл. за тысячу кубометров, ценой туркменского газа и всеми экспортными составляющими.

- Вы ранее говорили, что исключаете возможность передачи в управление России газотранспортной системы (ГТС) Украины. Не изменится ли это мнение накануне зимы?

- Это принципиальная позиция властей, не подверженная сезонным изменениям. ГТС Украины на самом деле чрезвычайно интересна для России. Но россияне понимают, что экономические выгоды от управления, аренды или получения в концессию нашей ГТС будут нивелированы из-за категоричного отторжения этой идеи украинским общественным мнением. Тема ГТС настолько политизирована, что волна негодования просто захлестнет этот бизнес.

А вот идея международного газового консорциума с российским участием в том виде, как это предполагалось осенью 2004 года, не исчерпала себя. Для Украины актуально создание дополнительных мощностей, а также загрузка простаивающих газопроводов Торжок--Долина--Ивацевичи. Для Украины нет смысла сдавать свою ГТС в концессию. С ее управлением мы справляемся сами. Единственная серьезная проблема -- финансовые вложения для обновления ГТС.

- Прошлой зимой Евросоюз сетовал на проблемы с поставками газа с Украины. Не повторится ли такая же ситуация этой зимой?

- Вина за прошлогодний газовый кризис лежит на двух сторонах -- России и Украине. Тогдашние проблемы вызваны кризисом доверия между партнерами по бизнесу. Думаю, что выводы из той ситуации уже сделаны и политический диалог, учитывающий интересы сторон, не будет прерван. Украина сделает все, чтобы транзит газа в ЕС был бесперебойным.

- На Украине подписан меморандум между ее правительством и производителями нефтепродуктов - а это большей частью российские бизнесмены - об ограничении цен. Не станет ли этот документ рычагом для административного регулирования рынка бензина?

- Правительство не будет использовать силовые рычаги, так как давление на рынок приведет лишь к дефициту топлива. Меморандум не "административная дубинка" правительства, а консолидированное соглашение между всеми участниками рынка, в том числе собственниками НПЗ и большей части заправок Украины.

- Экс-премьер Юлия Тимошенко в период "бензинового кризиса" 2005 года открыла украинский рынок для импортных нефтепродуктов, чтобы сбить внутренние цены. Вы сторонник таких мер?

- Я не сторонник крайностей. С мая 2005 года объемы украинской внутренней переработки резко упали из-за ликвидации 30-процентной пошлины на импортируемые нефтепродукты. Российский и белорусский товар оказался на 40% дешевле внутреннего украинского. Ныне треть нефтепродуктов, потребляемых на Украине, завозится из зарубежа. Пока наши НПЗ простаивают или работают с неполной загрузкой, за границей создаются новые рабочие места, выплачиваются налоги. Правительству Украины нужно создать такие условия для внутренного производителя, чтобы он мог конкурировать с иностранным. Необходимо добиться увеличения загрузки украинских НПЗ как минимум на 20%. В то же время мы понимаем, что полностью перекрыв границы для импортных нефтепродуктов, мы лишь спровоцируем рост цен.

Источник: Светлана Степаненко, "Время новостей", РФ
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх