EN|RU|UK
  234  3

 ЯРОСЛАВ МЕНДУСЬ: "РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА СТАЛ БЫ АВАНТЮРОЙ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ ПО ФОРМЕ И КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ"

Четыре месяца безвластия в Украине завершились. Украина начинает жить в новых условиях - впервые в нашей истории Президент и парламент не враждуют друг с другом, а пытаются найти компромисс, и впервые единую коалицию создают партии, которые представляют интересы избирателей и Запада, и Востока, и Центра Украины.

Безусловно, новое правительство должно делом доказать, что оно достойно надежд украинцев. Однако подписание Универсала национального единства, который позволил примирить большинство политиков - уникальное явление для страны, в истории которой гетманы никогда не хотели договариваться. Народный депутат Ярослав МЕНДУСЬ был одним из трех представителей Социалистической партии на переговорах по Универсалу, и поделился с нами драматическими подробностями переговорного процесса.

- Ярослав Петрович, насколько все-таки была высока вероятность перевыборов?


- До последнего дня сохранялась вероятность того, что Президент примет решение о роспуске Верховной Рады. В команде главы государства была группа влияния, которая требовала перевыборов. А главный фактор перевыборов - это конфликтный настрой, который, увы, исторически сложился среди украинцев, и нежелание договариваться между Западом и Востоком, между политическими силами, которые представляют различные регионы. Это огромный риск. В случае перевыборов конфликт стал бы настолько глубоким, что, действительно, говорить о какой-то стабильности на ближайшую перспективу в государстве не пришлось бы.

С самого начала переговорного процесса я был уверен, что Президент, который достаточно взвешенно оценивал ситуацию, на перевыборы не пойдет. Я пытался проанализировать для себя, что же рационального было в роспуске, и всякий раз приходил к одному выводу: роспуск парламента стал бы авантюрой, безответственной по форме и катастрофической по последствиям.

- Что произошло бы в случае роспуска парламента?

- Прежде всего, управляемость государства могла полностью нарушиться. Давайте вспомним: четыре месяца после выборов власть практически не работала. В случае перевыборов все чиновники занимались бы своими делами, и, не сомневаюсь, что на селе была бы провалена осенняя страда, потому что выборы дали бы результат только через три месяца, а сколько бы продолжалось формирование очередной коалиции - тоже никто не мог спрогнозировать. То есть власти в стране могло не быть вообще до конца года, бюджет никто бы не разработал, и наряду с жестким столкновением в обществе наша экономика пришла бы в полный хаос. При этом только усугубились бы проблемы с поставками горюче-смазочных материалов, газа для потребителей - в общем, всего того, что требует оперативных государственных решений.

Это одна сторона. А вторая - указ о роспуске Верховной Рады был бы неконституционным, поскольку парламент полностью выполнил все требования закона: выборы прошли демократично (это признал мир). В конституционные сроки Верховная Рада сформировала коалицию, избрала руководство, внесла кандидатуру на должность премьер-министра, начала нормальный законотворческий процесс. Оснований для роспуска не было, поскольку Президент обязан внести кандидатуру премьера, выдвинутого Верховной Радой. По Конституции депутаты все равно продолжили бы работу, но теперь в условиях жестокого противостояния с Президентом, поскольку их полномочия сохранились бы до первого заседания нового парламента. Сразу после роспуска Верховная Рада приняла бы отставку правительства Юрия Еханурова и назначила исполняющего обязанности премьер-министра Украины. Это предусмотрено Конституцией.

Далее, вслед за парламентом, начались бы деструктивные процессы на местах. Местные советы стали бы руководствоваться не буквой закона, а исключительно решениями большинства, созданного политическими партиями. Началась бы процедура признания либо непризнания различных органов власти местными советами. Даже не хочу думать, что могло произойти с Украиной, если бы такой сценарий был реализован. Это была бы трагедия... Поэтому очень рад, что вслед за Александром Морозом Виктор Ющенко взял на себя ответственность за решение этого кризиса. Президент, выдвинутый Майданом, не мог поступить вопреки Закону и требованиям большинства граждан.

- Парламент стал в решении кризиса не менее значимым органом власти, чем Президент?

- По Конституции эти институты равноценны. И новый парламент под руководством А. Мороза с первых дней показал, что он нацелен на результат. Председателю Верховной Рады удалось объединить зал, и даже депутаты фракции БЮТ, которая формально покинула заседание, сразу включились в совместную законотворческую деятельность. Руководители БЮТ прекратили блокаду трибуны и увели многих депутатов из зала только потому, что стало ясно - в парламенте рабочая атмосфера, депутаты хотят не воевать и скандалить, а нормально работать. Более полутора десятков законов приняты парламентом и уже вступили в силу, хотя сессионные заседания только-только начались. Именно парламент сыграл в разрешении нынешнего кризиса главную роль. Люди увидели, что в стране есть ответственная власть, и эта власть стабильно работает. Не случайно в парламенте очень быстро закончились спектакли с сиренами и толкучкой. Руководство Верховной Рады сумело мгновенно наладить рабочие контакты и организовать нормальную деятельность. Хочу огласить эксклюзивную деталь, о которой никто не рассказывает, но компетентные службы предотвратили в парламенте серьезную провокацию - в сессионный зал намеревались бросить дымовые ракеты. Но эти скандалы удалось очень быстро уладить. Уверен, что трансляция заседаний парламента, в которых принимали участие депутаты всех фракций, показала людям, что конфликта можно и нужно избежать. Когда прекратились драки в сессионном зале, и начали приниматься важные законы, всем стало очевидно, что не будет конфликта и в обществе. Новый парламент показывает высокую результативность работы.

- Но вас не смущает, что репутация нового премьер-министра Виктора Януковича вызывает неоднозначную реакцию в обществе, особенно на Западе страны?

- К сожалению, жизнь сложилась так, что все наши политики в разной степени вызывают неоднозначную реакцию в различных областях нашей страны. В 2004-м в Украине на майданах люди отстояли главное - демократию и право на демократическую смену власти. Власть создают сами люди. Нравится-не нравится - это категории любви и дружбы. А в государстве надо уважать закон. Парламент выдвигал кандидата в премьер-министры - лидера партии, получившей первое место в ходе честных демократических выборов. И здесь не имеет значения фамилия. Да, я никогда не голосовал за Януковича на выборах, но я обязан уважать выбор, который сделали миллионы наших сограждан, проголосовавших за Партию регионов. Мне лично импонирует высказывание Януковича, что у каждого был свой Майдан в 2004-м, и это было нужно стране, чтобы очиститься от той скверны, которая накопилась за 15 лет. Суть демократии - в достижении компромисса. Я уверен, что представление Президента Украины и поддержка премьера со стороны фракции "Наша Украина" показывают, что политики, пользующиеся высоким авторитетом на Западе страны, прекрасно понимают значение этого компромисса.

- Насколько важную роль сыграл Универсал национального единства в решении политического кризиса, не был ли он просто ширмой, за которой скрыты банальные торги за власть?

- Универсал - это попытка дать гарантии не столько отдельным политикам, сколько всему обществу. Гарантии того, куда будет идти страна, на каких принципах будет осуществляться сотрудничество между политическими силами. Мне кажется, это очень важно показать людям, которые наблюдали за заседанием круглого стола и Верховной Рады, что большинство политиков умеет договариваться, умеет идти на компромисс, если этого требуют ситуация и интересы государства. Переговоры о власти - это одно, а выработка принципов сотрудничества - совсем другое. У нас, к сожалению, кое-кто из политиков договариваться не умеет и не хочет, и очень хорошо, что в прямом эфире люди видят, кто скандалист, а кто - мудрый человек. Я считаю очень знаковым моментом, что именно социалисты предложили формулировку, которая позволила найти компромисс и стала основой успешных переговоров по подписанию Универсала. Мне выпала честь озвучить этот подход: согласовываем все, что можно согласовать, а там, где согласовать не получается, записываем нормы Конституции.

- Что запомнилось, удивило в ходе переговоров, и когда стало ясно, что роспуска не произойдет?

- Больше всего запомнились многочасовые переговоры - с утра и до утра, в течение целой недели. Спать удавалось по два-три часа в сутки. Я, признаться, в это время не видел семьи. Прихожу - они уже спят, ухожу - они еще спят. Большая часть дня проходила в Секретариате Президента, где без перерывов шли заседания. Переговорщики поддерживали силы печеньем с чаем, потом уже и бутерброды появились. Надо отметить, что и архитектура здания Секретариата не очень приятная, я бы сказал - тяжелая. В парламенте все весьма демократично, а в Секретариате давит помпезность - двери, коридоры, окна - все большое, широкое, а ощущения свободы нет.

В качестве переговорщиков выступали - социалисты В. Цушко и ваш покорный слуга, а также Н. Азаров, П. Порошенко, А. Третьяков, Е. Кушнарев, Б. Тарасюк, Р. Зварыч, Е. Лукаш, Р. Богатырева. Со стороны Президента были И. Васюнык, Н. Полудённый, И. Колиушко, сотрудники аппарата.

На переговорах по Универсалу ни разу не было скандалов, мата, нервов, крика - считаю, что это новация в украинской политике, а я не первый год за ней наблюдаю.

Удивляло только одно в те дни - опереточность происходящего на Майдане, когда пустой палаточный городок с кучкой студентов, подрабатывающих на каникулах, оппоненты пытались выдать за народные протесты. По сравнению с подлинным Майданом 2004-го это выглядело, как дешёвый фарс. Смешно было слушать, как лидеры БЮТ, которые выступали категорически против национального примирения и не хотели участвовать в каких-либо переговорах, предлагают "Нашей Украине" общий список на досрочных парламентских выборах. Редкий цинизм - вначале целый год БЮТ уничтожал и клеймил позором "Нашу Украину", оскорблял и поносил ее лидеров, а теперь предлагал этим же людям создать общий партийный список...

2 августа около трех часов дня мне позвонил коллега по переговорной группе из команды Президента и сказал, что решение Президент принял. Я спросил - какое? Он ответил так: "Мы же не экстремисты!". Я понял - кризис преодолен...
Источник: Товарищ
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх