EN|RU|UK
  277  1

 ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН: А ЧЕЙ ЭТО ПАРЛАМЕНТ, КТО ЕГО ИЗБРАЛ?

"Вот говорят, что этот парламент неэффективный, неработоспособный. Можно уже на основании анализа состава и работы предыдущих парламентов делать какие-то выводы, и я вам должен сказать: какой народ - такой и парламент, какая страна в данный момент - такой у нее и законодательный орган. И ничего нового никто не изобретет. И новый парламент такой же будет."

Как Вы считаете, комфортно ли сейчас Президенту Ющенко в ситуации, когда его вынуждают подавать на голосование ВР кандидатуру Януковича?

А почему Президенту сейчас не комфортно?! Наоборот, ему очень комфортно - он один руководит.

А когда закончатся расстановки?

Вот тогда и увидим. Он сейчас все делает, чтобы ему и в последствии было комфортно. И это правильно. У власти должны быть комфортные условия работы. Вообще в настоящий момент президент ведет себя в конституционных рамках - и это главное. Не состоялась одна коалиция - сформировалась вторая. Какие есть основания распускать парламент?

Юристы Секретариата Президента говорят, что есть…

Если допустить отступления от Конституции, то, наверное, все можно. Но этого не следует делать. Вот скажите, что даст роспуск?

Те политические силы, которые предложили этот вариант, утверждают, что это справедливо по отношению к электорату, ведь электорат коммунистов и социалистов не мог бы поддержать такой формат коалиции, если бы знал о нем заранее.

А электорат «Нашей Украины» как себя поведет? Вот мы недавно встречались с вашим очень мудрым и зрелым политиком Геннадием Удовенко. Он считает, что при повторных выборах ни коммунисты, ни социалисты, ни «Наша Украина» трехпроцентный барьер не пройдут. При такой ситуации скажите, кто пройдет? И кто из них будет лидером? Ну, и что тогда будет? Фигуранты те же самые, но будет ли при такой конфигурации президенту Ющенко более комфортно? Вообще-то сегодня ваш президент не от хорошей жизни так долго раздумывает. Но он все делает в рамках Конституции.

Президент неоднократно говорил, что пропрезидентская сила не может быть в оппозиции. Но для вхождения в «антикризисную коалицию» «Наша Украина» хочет ее трансформации. В частности, определенные условия выдвинуты и относительно евроинтеграции, и относительно предвыборной риторики коммунистов. Насколько такое переформатирование в рамках Конституции реально?

Действительно, пропрезидентская сила в оппозиции - это нонсенс. Но скажите, как это возможно: фактически развалить «антикризисную коалицию» и создавать что-то новое? Эта коалиция избрала спикера, руководство парламентских комитетов и так далее, а теперь ей говорят: давайте это все изменим.

Так «регионы» же не возражают…

А чего им возражать?! У них и в случае роспуска, и в случае работы условия комфортные. Это коммунистам надо решать, возражать или не возражать. Я не хочу за кого-то додумывать, но обстановка такая, что сохранить лицо в этих переговорах будет тяжело всем.

Если уйти от пошатнувшейся репутации части политиков и проанализировать нужды страны, как эта затянувшаяся коалициада отражается на жизни простых людей, например, на подготовке к отопительному сезону?

У нас с вами такие страны, что подготовку к отопительному сезону надо начинать в апреле. И сейчас для этого необходимо принимать кардинальные меры, особенно в социальном секторе экономики.

А наше правительство говорит наоборот: сейчас все прекрасно, как никогда…

Может быть, с той точки зрения, что сейчас некому мешать экономике. Но это сомнительный успех. На самом деле в тех отраслях, где нужны государственные решения, все не так уж и хорошо. Например, в настоящий момент падают темпы товарооборота Украины и России. За месяц уже на три пункта упали. И вопросы есть не только с Россией. Вообще должен быть задел, проекты, контракты, системная работа. Говорят, инвестор к вам все равно идет. Не знаю, какой инвестор. Серьезный инвестор в такую обстановку вряд ли пойдет. И это не только у вас. В любой стране при смене Кабинета министров возникают трудности. Я это сам пережил. Я возглавлял правительство и знаю, как это тяжело. И экономика только теряет от этого. В любом государстве, где возникает такое брожение, нестыковки в ветвях власти, экономика делается неуправляемой. Да, она работает и будет работать на выживание. И даже будет прирастать. Но ничего хорошего от этого не будет в перспективе для экономики страны.

И мы к зиме рискуем остаться без тепла?

Не знаю, не знаю… Я не могу так утверждать. Кто-то же у вас думает об этом, работает. Министр Плачков был в Москве, представил нового главу «Нефтегаза». Познакомились, договорились, кстати, по многим вопросам относительно поставок, цены, закачки в подземные хранилища газа.

Если мы говорим, что в новом правительстве будет достаточно много «регионалов», можно ли утверждать, что отношения Украины и России станут более лояльными?

Я не хочу ничего предполагать, но все, кто может работать в новом Кабинете, нам хорошо известны: и Янукович, и Ехануров. Это все от них будет зависеть.

Некоторые украинские политики утверждают, что при вышеупомянутом формате правительства есть вариант обмена газотранспортной сети Украины на дешевый российский газ. Это вероятно?

Такого быть не может. Цена газа определяется не Россией, а мировым рынком. Экономика же у нас рыночная.

Вы хотите сказать, что вне зависимости оттого, кто у нас будет премьером или президентом, цена на газ будет такой же, как в Европе?

Цена на газ от вашего президента или премьера не зависит. Вот возьмите Белоруссию. Это союзное России государство. Но и там цена на газ будет с января 2007 года рыночная. Зачем все эти разговоры, как на базаре. Политикам пора переходить на риторику цивилизованного рынка, а не «ты - мне, я - тебе». Тем более, Украина почти уже в ВТО.

А кстати, кто, по-вашему, окажется раньше в этой организации - вы или мы?

А вам какая разница? Ну и что, если Россия там окажется раньше или позже. Я к этому очень спокойно отношусь. Молдова в ВТО вступила раньше и Грузия, и Киргизия. И в чем здесь принципиальность? И Россия будет в ВТО, и Украина будет. Но для России важны не сроки, а степень готовности. Те условия, на которых мы можем стать членом ВТО, пока не принимают. Те, что нам предлагают, нас не устраивают.

У вас остался, по моему, не такой уж принципиальный вопрос - по мясу с американскими производителями…

Не скажите. Производитель мяса в США - это очень серьезно, и диктовать ему условия очень не просто. А мы не можем согласиться на любое мясо, тем более, что его качество будет проверяться, прежде всего, у них, в США, а не только у нас. Мы не можем себе позволить есть, неизвестно что.

Вы намекаете на наше мясо?

Сама Украина поставляет очень хорошее мясо, но вот то, что шло через Украину… И это претензии даже не к Украине. Я адресую их своим: почему мы пропускаем такое мясо, такое вино? Вот где нужно порядок наводить. Это серьезная проблема для всех. А у вас сразу обиделись.

У нас все технические трудности сейчас воспринимаются болезненно…

А не нужно. Вот вы о газе говорите. Наш потребитель платит больше, чем украинский, и для него мы тоже повышаем цену. Мы сами его добываем, а у наших потребителей цена выше, чем у вас. И будем еще повышать, потому что это рынок. Ведь и у вас, и у нас катастрофические энергозатраты на производство продукции, мы же не можем конкурировать из-за этого. Может быть, рыночные цены подтолкнут наконец-то к применению энергосберегающих технологий, техническому переоснащению, снижению энергоемкости. Да хотя бы форточки начнут, в конце концов, закрывать зимой!

Для оптимального взаимодействия с коалицией Президент настаивает на сохранении всех его программных принципов. Вступление Украины в НАТО входит в их перечень. Предположим, коалицианты пошли на это, и Украина, возможно, после референдума принимает такое решение. Это как-то повлияет на отношения наших стран?

Да, последствия будут. Если вы член НАТО - это уже совсем другие отношения. Будет ли возможно сотрудничество по наукоемким отраслям, включая аэрокосмическую? А в ВПК? И много еще чего. Думаю, процессы быстро пойдут. Сейчас это мало кто понимает. Может, никакой катастрофы и не будет, но и таких отношений, как сейчас, уже не будет. Кроме того, позиция по НАТО была и при Кучме, и при Януковиче-премьере. Это что, Ющенко придумал? Другое дело, как вступать.

То есть наши отношения не такие уж и плохие, как говорят ваши и наши политики?

Да нормальные у нас отношения.

А если новое правительство утвердит евровектор развития Украины?

А что вы имеете в виду, говоря о евровекторе? Где сейчас Украина находится? Вы что, не в Европе?

ЕС…

А что ЕС? Вот вам недавно, на Ялтинской конференции, сказали: «Вступайте, пожалуйста… через 20 лет». Извиняюсь, через 19. И вообще, при чем здесь ЕС? Когда будете готовы, сами попросят вас.

В кулуарах ВР настойчиво утверждают, что в новом Кабинете министров Борис Тарасюк не будет возглавлять МИД. Это может улучшить российско-украинские взаимоотношения?

Я считаю, что есть позиция государства, а внешнеполитический курс государства озвучивает МИД. Другое дело, как он ее озвучивает. Но в любом случае это позиция государства. Само по себе МИД не может улучшить или ухудшить отношения. Навредить, конечно, каждый может в меру своих способностей.

Западная пресса характеризует ситуацию в Украине, в частности, возможный компромисс между Януковичем и Ющенко, как откат на недемократический путь развития, смену западного вектора развития на восточный. Как Вы считаете, в этом есть какая-то доля истины?

Мне кажется, что вся эта риторика - прозападный, проевропейский, пророссийский - должна была вам уже надоесть. Не пора ли заняться проукраинским вектором? Серьезно, вдумчиво и внимательно. Что вам все вектора какие-то нужны?! Одни вас в ЕС должны пригласить, другие газ дешевый поставлять, третьи еще что-то дать, а НАТО - защитить. От кого?

Однако многие ваши и наши политики проводят в бурных спорах о внешнеполитической ориентации Украины немало времени…

Ну, они при этом всегда при деле. Ловят рыбку в мутной воде. Воюют, переживают, устают, наверное. Профессиональные «застольные борцы».

А как, по-вашему, в Украине есть проукраинские политики?

И не мало. В Украине есть нормальные, толковые, грамотные политики и огромный интеллектуальный потенциал.

А какая из сегодняшних политических сил в парламенте наиболее проукраинская?

Я бы не стал говорить о конкретных персоналиях или политических силах. Я бы вообще поставил вопрос по-другому. Вот говорят, что этот парламент неэффективный, неработоспособный. Можно уже на основании анализа состава и работы предыдущих парламентов делать какие-то выводы, и я вам должен сказать: какой народ - такой и парламент, какая страна в данный момент - такой у нее и законодательный орган. И ничего нового никто не изобретет. И новый парламент такой же будет. Что можно взять за основу? Профессиональность? У вас много сейчас избрано в парламент профессионалов. И как можно говорить, что он недееспособен?

А Юлия Тимошенко утверждает, что нынешний депутатский корпус не будет отстаивать интересы народа, а лишь интересы кучки олигархов…

А она интересы чьих «кучек» будет отстаивать? У нее было время в правительстве отстаивать интересы народа, постоять за народ. Правда, не дали ей долго «за народ» постоять.

Президент виноват?

Да, Президент всегда виноват. Он ведь за все в ответе: и за «оранжевых», и за «голубых», и за «белых», и за «серых». Он в ответе за народ. И кто бы что ни делал, все сходится на одном человеке - Президенте. Вы сейчас пытаетесь ввести другую модель - парламентско-президентскую, как в Германии.

В Германии, между прочим, президент распустил парламент. Немецкий политолог Александр Рар советовал Виктору Ющенко поступить таким же образом…

Советчиков много. Тут нужно думать. И Ющенко прав, когда говорит, что не надо на него давить. Он сделает все в конституционной плоскости. Другое дело, как это получится.

Скажите, а степень комфортности и условия работы Посольства России в Украине при Президенте Ющенко как-то изменилась?

Степень комфортности нет. Может быть, эффективность. Вот раньше мы занимались больше вопросами экономики, не было каких-то споров по флоту, по НАТО и т.д. Были подписаны серьезные контракты, запущены проекты, в результате в 2005 году мы вышли на чистый товарооборот в 20 миллиардов долларов. Хотя были и парламентские, и президентские выборы, которые вносили свои сбои. Сейчас все снижается. Возникают вопросы, но как работать, когда я вот вижу по телевидению: все министры и премьер сидят в Раде? Я сам работал премьер-министром и понимаю, как это - так надолго выйти из своего рабочего кабинета. Поэтому говорить об эффективности тогда и сейчас - это вообще несравнимая вещь, но, тем не менее, я не драматизирую ситуацию, так как это нормальный процесс во время выборов и смены модели управления государством.

Значит, какого-то политического детерминизма в ухудшении товарооборота и экономических отношений между двумя странами нет?

Да о чем вы говорите! И о чем мне говорить, когда и ваш президент утверждает, что Россия для Украины - это особый стратегический партнер. Вечный стратегический партнер! И наш президент так говорит. Поэтому я убежден, что когда у вас будет сформировано правительство, начнется быстрое взаимодействие.

А отношения между президентами? Ряд российских СМИ утверждает, что Ющенко не приехал на саммит, так как Путин отказал ему в личной аудиенции…

Я лично занимался организацией этого визита. Кто такое утверждает? Наоборот, наш Президент сказал, когда возник этот вопрос (ведь его не было вначале): «Да, я могу в субботу и в воскресенье». Какие проблемы? Но я понимаю какая обстановка здесь сложилась у Президента Украины. И потом, там у нас на саммите скачки, а здесь у него «скачек» гораздо больше. Хотя думаю, что те два-три часа, которые бы он потратил на беседу, были бы очень эффективны. Но это надо находиться в ситуации вашего президента и на его месте, чтобы оценивать целесообразность того или иного действия.

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх