EN|RU|UK
  268  1

 ПОСЛЕДСТВИЯ УКРАИНСКОГО ГАЗОВОГО КОНФЛИКТА

Политический кризис в Украине, разрушивший проевропейскую и проамериканскую "оранжевую" коалицию, провоцирует нечто вроде цепной реакции на энергетическом рынке и, как следствие, на рынке ценных бумаг.

Непосредственным результатом стало то, что у Европы теперь меньше привлекательных альтернатив по обеспечению надежного доступа к газу. В нынешней ситуации это ведет к необъявленной войне предложений между европейскими импортерами и их американскими конкурентами за относительно дефицитные поставки сжиженного газа.

Время выполнения заказов на заводах, производящих сжиженный газ в странах-поставщиках, уже увеличилось с 36 месяцев до более чем четырех лет. Влияние борьбы за поставки на газовые цены будет ощутимо зимой, в сезон высокого спроса в Северном полушарии.

В числе вероятных жертв - американские фирмы, которые строят объекты для импорта сжиженного газа на Восточном побережье и северном побережье Мексиканского залива, а также сжигающие газ коммунальные предприятия и отрасли, рассчитывающие на эти поставки.

Позиции американских объектов слабее, чем у их конкурентов в Европе и Азии. Клиенты американских объектов, а также электрических и газовых коммунальных предприятий должны пережить повышение цен для конечных потребителей упрямыми государственными органами регулирования, а жители Европы и Азии - нет.

Это означает, что в финансирование европейских проектов по сжиженному газу будет легче привлечь капитал. Это означает также, что газопроводный бизнес становится менее привлекательным, чем индустрия сжиженного газа. Сегодня возможность менять поставщиков стоит денег. Однако Европа станет более зависимой от газа из таких нестабильных регионов, как Персидский залив и Нигерия. Это приведет к большей изменчивости цен, что станет хорошей новостью для тех, кто торгует сжиженным газом, и плохой - для промышленных потребителей и семей.

В рамках западной модели строительства и эксплуатации газопроводов вы получали хорошую, но не чрезмерную регулируемую прибыль за роль единого перевозчика. Россия явно отвергает эту модель; она считает трубопроводы инструментом своего политического влияния. Россия и ее союзники в Украине разрешают январский кризис, связанный с уменьшением количества газа на украинской границе, по существу, передав "Газпрому" контроль над украинскими трубопроводами и огромной системой хранилищ вблизи границы с Европой.

Контроль российской компании над украинскими трубопроводами также перекрывает один из альтернативных маршрутов новых трубопроводов, соединяющих огромные газовые резервы Центральной Азии с Европой. Январский конфликт в меньшей степени касался цен на импорт российского газа, поскольку их в значительной мере покрывают транзитные пошлины, чем доступа Украины к российским трубопроводам для импорта туркменского газа.

В рамках европейской модели в таком доступе нельзя отказать. Украина подписала европейский протокол об энергетическом транзите, и "оранжевый" кандидат в премьеры Юлия Тимошенко заявила, что ее правительство будет выполнять требования протокола. Готовность Украины выполнять его при "неоранжевом" правительстве сомнительна.

Кроме того, тот факт, что контроль над украинским производством нефти и газа остался в руках местной олигархической структуры, сводит способность страны уменьшить зависимость от российского газа и газового транзита практически к нулю. Это увеличивает риск для европейских поставок.

Западные нефтяники и газовики, работающие в Украине, считают, что зависимость можно уменьшить при ином правовом режиме. Один из них говорит: "Украина обладает значительными газовыми резервами. Два месяца назад Тимошенко сказала нам, что откроет соглашения о разделе продукции и доступ к этим месторождениям для совместных предприятий. Это привело бы в страну западные нефтяные компании".

Страны Центральной Европы, которые могли присоединиться к европейским предприятиям и строить трубопроводы по южным, не российским маршрутам, в настоящее время заключают сделки напрямую с Россией. "Если они не будут защищать свои интересы, конечно, мы не можем рассчитывать, что они защитят наши", - говорит высокопоставленный чиновник.

Директор проекта по обеспечению поставок сжиженного газа в одной из европейских энергетических компаний говорит: "Сегодня обеспечение новых поставок сжиженного газа стало очень важным направлением. Европейцы не думали, что это насущная проблема, но теперь понимают, что это именно так".

Американские власти заняты лицензированием объектов по импорту сжиженного газа. Среди них мало объектов, обеспечивших себе долгосрочные поставки. Более того, в действующих долгосрочных контрактах предусмотрены штрафные санкции за срыв поставок, которые легко могут покрыть европейские и американские импортеры, особенно в сезоны повышенного спроса.

Поскольку европейские национальные компании, чтобы подстраховаться, завышают свои потребности в сжиженном газе, покупая впрок, борьба за сжиженный газ может привести к новым разногласиям среди союзников.

Среди компаний, чьи перспективы это затронет непосредственно, - Cheniere Energy (LNG), основным бизнесом которой является строительство трех прибрежных терминалов сжиженного газа на северном побережье Мексиканского залива. Но с учетом растущей зависимости США от сжиженного газа, энергетические компании, коммунальные предприятия и промышленные потребители страны подвергаются большему риску из-за событий в Украине.

Источник: Джон Дизард, Financial Times
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх