EN|RU|UK
 Политика Украины
  17371  19

 АЛЕКСАНДР ЛОЗИНСКИЙ: "СКАНДАЛ В "УКРЗАЛИЗНЫЦЕ" - ПОПЫТКА СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕФОРМАМ ГОСМОНОПОЛИИ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"

16 октября СБУ и ГПУ сделали громкое заявление – в ходе совместной спецоперации спецслужбы раскрыли крупный "синдикат по отмыванию денег" в государственной монополии – "Укразализныце".

Это заявление стало завершающим в серии публикаций о коррупционных схемах в "Укрзализныце", найденных журналистами-расследователями. Одно из изданий даже поставило себе в заслугу проделанную СБУ работу - якобы их материалы из Интернета попали на стол к президенту Порошенко, и он поручил разобраться. Журналистам издания "Цензор.НЕТ" удалось пообщаться с одним из топ-менеджеров госкомпании, руководителем ГП "Укрзализнычпостач" Александром Лозинским, который, несмотря на сообщения в СМИ, оказался в Киеве.

лозинский укрзализныця
- Александр Анатольевич, В СМИ сообщили, что Вы выехали из Украины из-за ситуации, которая сложилась вокруг "Укрзализныци", зная об обысках заранее. Однако, Вы в Киеве, Вы не скрываетесь? И как Вы можете объяснить скандал с УЗ на прошлой неделе?

У меня все нормально. Насколько это возможно, если наблюдать за тем, что происходит в нашей стране. Я ни от кого не скрываюсь и никуда не бежал. Если такие действия необходимы в рамках расследования, то они должны быть проведены. Это нормальная практика. Во время обысков меня действительно не было, в четверг утром 16 октября я улетел в Вену, на тот момент я был в отпуске, уже как неделю. И этому есть документальное подтверждение. Обыски в четверг были у меня дома по месту прописки. Моя квартира на данный момент находится в аренде, там живут люди с Донбасса. Я с ними общался, посторонние люди получили моральный шок. Что касается обыска, то ни в квартире, ни на работе у меня ничего, что могло бы дать повод для обвинения чиновника в коррупции, не нашли и не могли найти, так как этого нет. Я еще раз подчеркну: мне нечего и не от кого скрываться, и поэтому, как только представилась такая возможность, вчера вечером, в воскресенье, я прервал отпуск и вернулся в Украину. И с утра нахожусь на рабочем месте вместе со своим коллективом.

Если не брать весь орган в целом, и говорить о Вас - Вы баллотируетесь в парламент. Эти расследования могут быть связаны с политикой? В публикациях против вас постоянно даются намеки на премьер-министра Арсения Яценюка и его окружение, которые расставили "своих" людей в "Укрзализныце".

Здесь может быть два интереса: либо политический, либо бизнес - кому-то очень хочется прибрать к рукам железную дорогу. Это понятно! Если здесь действительно есть политический компонент, то это не уровень моего выдвижения на округе. Хотя мой адвокат изучает сейчас, был ли законным обыск у меня как кандидата в депутаты Верховной Рады.

Если судить по масштабам проверок, это похоже на разбирательства более высокого уровня. И на округе у меня нет конкурентов, которые способны как-то влиять на правоохранительные органы, тем более на таком высоком уровне. Вы только вдумайтесь в эти цифры: у нас за четыре месяца работы было более 120 запросов из правоохранительных органов по поводу проведения тендеров в 2014 году. Мы только и делали, что отправляли им ксероксы всех документов, и были прозрачны. Мы больше 10 тысяч листов копий договоров передали в разные органы и инстанции. Это нереальное количество! Удивительно при этом, что запросов по работе времен президентства Януковича, было совсем немного. Что же вызвало сомнения в нашей работе? Вот, например, в постановлении на обыск указаны поставщики, которые реально поставляют продукцию по ценам 2013 года, хотя в 2014 выросла инфляция, а курс гривни упал почти вдвое! Я надеюсь, правоохранители сравнят все цифры и убедятся, что никаких завышенных цен нет. Конкретно скажу, например, изъяли документы поставщика, который поставляет постельное белье по ценам 2013 года, а три другие фирмы вообще отказались делать поставки на таких условиях. Я не вижу здесь никаких нарушений или злоупотреблений. Все дорожает! И я уверен, что и правоохранители в этом разберутся и убедятся.

- Чем вы можете пояснить такие действия против госмонополии?

Мы столкнулись с тем, что извне были последовательные попытки расшатать ситуацию в госкомпании. У нас есть четкий план реформ, и есть люди внутри компании, которые с этими шагами не согласны, потому что потеряют должности, например, или их должности потеряют значение. Я думаю это временно. В то же время, несмотря на победу на Майдане, мы наблюдаем, что некоторые прежние руководители госмонополий не только в "Укрзализныце", например таких как "Энергоатом", "Укрпочта", порты, расставленные режимом Януковича, пока никто обыскивать не спешит. Они спокойно живут в Киеве, хотя на самом деле довели многие из перечисленных компаний до грани банкротства своими коррупционными схемами, до плачевного состояния, которое приходится нам и как следствие, украинцам, расхлебывать долгие годы.

Журналисты в последнее время много времени посвятили расследованиям работы "Укрзализныци". Например, об этом на прошлой неделе писал Инсайдер. В публикациях говорится о конкретных чиновниках высокого уровня, этой теме посвящены и расследования ЗІК. Наші гроші, то есть похоже, что в структуре есть люди - чиновники времен Януковича, которые против реформирования "Укрзализныци". Возможно, причина давления на госмонополию именно в этом? Например, тот же "вечный" Алексей Кривопишин, очень активно высказывался на эту тему.

Вы знаете, я точно бы не хотел переходить на персоналии. Лучше спросить у людей, о которых пишут журналисты. Я не знаю! Это не моя компетенция. В этом как раз и должны разобраться правоохранительные органы. И проверка, инициированная премьером Арсением Яценюком, как сообщили 16 октября в СБУ, думаю, поможет.

Я лишь хочу сказать то, в чем уверен: мы как ни одно прежнее руководство были открыты к сотрудничеству. Не только с правоохранителями, но и с прессой. При нынешнем руководстве впервые были приглашены журналисты на открытие тендерных предложений, чтобы они сами увидели, как происходит этот процесс. Во-вторых, я надеюсь, что правоохранительные органы, которые так громко заявили о масштабной коррупции, разберутся в документах, изъятых в ходе обысков и дадут объективную оценку. Повторюсь, я не хочу называть никакие фамилии или высказывать какие-то подозрения. Лишь очень жаль, что в такой тяжелый военный период для страны, в период экономического кризиса работу ключевой компании подрывают такие политические разборки - выборы! Но, нужно наконец-то понять, и я в этом уверен, что люди больше не будут терпеть старые методы, когда популярных демократических лидеров пытаются "утопить" какими-то сомнительными обвинениями в экономических нарушениях и преследовании личной выгоды.

Вы упомянули про многочисленные запросы от правоохранительных органов. Как происходит ваше сотрудничество?

Кроме того, мы открыли тендеры для прессы. Мы просили и журналистов, и правоохранительные органы помочь нам узнать названия фирм, которые были ненадежными поставщиками, участвовали в схемах отмывания денег и продолжают работать, чтобы исключить их в нашей работе. Я лично отправил более десяти писем в прокуратуру и СБУ, чтобы они могли присутствовать на крупных тендерах, но никто не приходил, и ответов в отношении неблагонадежных компаний мы также не получили.

Александр Анатольевич, Вы представляете огромную госмонополию, работа которой влияет на многие сферы экономики, на наполнение государственного бюджета. У вас много сотрудников - это большой социальный аспект. Какие могут быть последствия, если в работу компании начнут вмешиваться напрямую?

Такие вмешательства уже есть. Например, у нас остановлен тендер по закупке угля. Антимонопольный комитет так решил, по иску совершенно не имеющего отношения к тендеру. Такие действия могут привести к тому, что зимой у нас будут ездить холодные вагоны, без отопления. Если такие прецеденты, как это решение АМКУ, будут повторяться, а его можно пояснить только политическим давлением, то реформа "Укрзализныци" просто провалится. И никакой инвестор не захочет инвестировать, никакой иностранный поставщик не станет с нами работать. Мне звонят иностранные компании и спрашивают то про обыск, то про дефолт украинской экономики, который обещают российские министры. Мы из-за таких провокаций не можем нормально сотрудничать с теми же поляками, у которых должны были закупить уголь по более низкой цене. Пока мы, отказываясь от России, ищем новые рынки в Европе, где все работают прозрачно, нас наши украинские правоохранительные органы "хватают за руки" за нарушения, которых нет.

Нужно понимать, что мы как предприятие находимся под очень непростой атакой - предприятие имеет стратегическое значение не только для экономики, но и для обороноспособности в ситуации войны на востоке. От перевозок очень сильно зависят наши войска; на поездах мы вывозим людей из зоны конфликта, поставляем туда необходимые ресурсы. Кроме того, наши предприятия производят, например, переносные печи из воздушных резервуаров списанных вагонов. Эти печи поставляются нашим военным в АТО. Мы предоставили отапливаемые вагоны на границу в Херсонскую область, чтобы военные могли там нормально перезимовать. У нас есть серьезные подозрения, что кампания против нас ведется и со стороны российских спецслужб - нет такого негатива в отношении бывших руководителях монополии, времен Януковича, и ущербе, который они нанесли отрасли ранее. Стоит задуматься!

Что больше всего вам мешает проводить необходимые реформы?

Наше ведомство всегда связывали с теми или иными политическими структурами. Однако, наша команда максимально старалась от этого отойти и работать как исключительно экономическая единица. Но мы столкнулись с той ситуацией, когда политика сама стала интересоваться нами. Надеюсь, выборы закончатся, и закончатся политические скандалы. Государственные предприятия должны быть защищены от влияний партийной конъюнктуры. Это первый пункт реформы любой госмонополии. Дальше нужно перестать вытягивать из "Укрзализныци" деньги в бюджет, которые потом идут на проедание. Нужно дать компании возможность развиваться и привлекать иностранные инвестиции. Затем нужно оптимизировать расходы - убрать непрозрачные тендеры, сломать теневые схемы. Мы начали этим заниматься, и поэтому сразу же натолкнулись на сопротивление тех, кто заинтересован сохранить влияние на компанию и зарабатывать в ущерб ее интересам и государственному бюджету.



Леонид Исаков

VEhrNGRrdzVRMmd3U2toUmJ6TjZVVzg1UXpZd1dVUlJkRGxEZHpCTWRsRjFUa016TUV3elVtazVSMGN3V1RnOQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх