EN|RU|UK
 Политика Украины
  12867  62

 МИНЭНЕРГОУГЛЯ СНОВА ГРОЗИТ СОЛНЕЧНОМУ БИЗНЕСУ

С приходом новой команды во власть началось активное изменение законодательства, в том числе, и в сфере энергетики. Анализ первых шагов новой власти показал, что политические мотивы оказались важнее профессиональных.

Доказательством тому служит проект распоряжения Кабинета Министров «Об усовершенствовании системы расчетов за электроэнергию из альтернативных источников энергии», текстом которого с редакцией поделились источники в Кабмине.

документ энергетика

Если коротко, то в формуле расчета «зеленого» тарифа для уже работающих СЭС предлагается снизить коэффициент пикового времени с 1,8 до 1,01, что автоматически уменьшит величину гарантированного им государством тарифа почти в два раза: с 684,8 коп/КВт-час до 384,3 коп/КВт-час. А для СЭС мощностью более 100 МВТ: с 656,3 до 364,6 коп/КВт-час. Что интересно, для ветряных и других станций, работающих на возобновляемых источниках энергии, тарифы не изменятся. Т.е. на лицо избирательное изменение законодательства.

Причем, на этот раз, после неудачных попыток провести похожий законопроект через парламент, все предлагается сделать без участия депутатского корпуса, исключительно через Кабмин.

Аргументы, приведенные в Пояснительной записке, вызвали удивление многих участников рынка, к которым мы обратились за комментариями. Так, в сопроводительных документах утверждается, что для производителей солнечной электроэнергии используется очень льготный тариф, который при производстве 0,32% электроэнергии от общего энергобаланса обеспечивал производителям 3,22% стоимости всей электроэнергии.

Зададимся вопросом: во сколько же на самом деле обходится Энергорынку развитие солнечной генерации? По подсчетам руководителя аналитического отдела Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива Виктора Андриенко, речь не идет об огромных деньгах. Без учета крымских СЭС влияние солнечной энергетики на общую цену электроэнергии сегодня составляет максимум 1 копейку (с Крымом было бы две копейки).

И даже ежегодное увеличение солнечных мощностей на 250 МВт, как это предусмотрено Энергетической стратегией Украины до 2030 года, приведет к росту оптовой цены всего на 10 копеек в год (при действующем тарифе 30 евроцентов/КВт-час). При этом будет построено 4ГВт мощностей СЭС. Тогда как увеличение оптовой рыночной цены за счет тепловых электростанций, уже составило в прошлом году 10 копеек. (ДТЭК Р.Ахметова принадлежит 70% мощностей тепловой энергетики, что составляет половину мощности всего энергорынка).

Большой ошибкой эксперты назвали этот проект не только из-за неверных расчетов -он также противоречит базовому Закону «Об электроэнергетике». Согласно Закону, «зеленый» тариф рассчитывается путем умножения дифференцированного розничного тарифа для 2-го класса потребителей на январь 2009 года (который для пикового времени рассчитывался с применением коэффициента 1,8) на коэффициент «зеленого» тарифа. И даже последующее уменьшение пикового коэффициента (до 1,68) до настоящего времени не влияло на расчеты НКРЭ.

Еще большей глупостью эксперты считают снижение специального пикового коэффициента только для солнечной генерации. По логике закона, дифференцированный тариф устанавливается для потребителей (с целью стимулировать их сокращать потребление электроэнергии в часы пик), а не для источника генерации.

Ну и напоследок, «профессионалам» из Минэнергоугля стоило бы знать, что снизить установленный законом тариф можно только исключительно в законодательном порядке, а никак не актом правительства. В противном случае это повлечет не только имиджевые проблемы для государства (о чем неоднократно высказывались представители ведущих юридических фирм, а также украинское представительство ЕБРР), реальный вред для субъектов хозяйствования и необходимость возмещать убытки из бюджета, но и вполне осязаемые уголовно-правовые последствия за превышение власти и служебных полномочий (ст. 365 УК Украины).

Конечно, когда «сверху» идет политический заказ, и тарифы на солнечную электроэнергию предлагают снизить, при этом оставив требование «местной» составляющей, то говорить о каком-то развитии отрасли уже не приходится - эти изменения ее просто уничтожат. При нашем дорогом украинском оборудовании и высоких ставках по кредитам мы не можем равняться на Европу по уровню «зеленых» тарифов. Чтобы инвестор пришел в отрасль, нужны сроки окупаемости порядка 5-6 лет. Для тех, кто первыми пришел на этот рынок, снижать тариф тем более нецелесообразно - они покупали дорогое оборудование и их затраты на порядок выше нынешних. Министерские чиновники же предлагают в своем проекте раскидать убытки на всех и фактически остановить развитие отрасли.

Конечно, после такого трудно себе представить хотя бы одного инвестора, который бы согласился вкладывать в Украину при таком уровне тарифов и правилах, которые могут в любой момент измениться.

Последняя надежда участников рынка - на Арсения Яценюка, на понимание им простой истины, что без поддержки солнечная генерация не сможет развиваться, что сначала - консультации, а потом - решения. Не годится для новой власти, которая декларирует прозрачность работы, готовить инициативы втайне от общественности. Участники рынка надеются, что будут услышаны. Если нет - обещают протесты.


Леонид Исаков



VEhrNGRrdzVSMDR3VEROUmRHUkhRVEJNVUZGMFpFZERNRXhxVVhWMFEzZG1Ua05qTUV4cVVYWmtSMDR3VEROUmRHUkhRVEJNVUZGMmRFZEVNRXhRVVhVNVIxQT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх