EN|RU|UK
 Политика Украины
  11166  7

 "ГАЗОВАЯ ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА"

Несмотря на все организационные и структурные изменения со времен Независимости Украины, газовая отрасль так и не перешла на рыночные принципы функционирования. "Ключевой характеристикой, описывающей состояние газовой отрасли и газового рынка Украины, является его псевдо-рыночность", - считает эксперт Виталий Демьянюк.

Переходу на рынок мешала избыточная политизация отрасли - вопрос поставки природного газа и формы функционирования газового рынка страны стал практически эквивалентен вопросам геополитического выбора и власти.

В настоящий момент значение газовых поставок в страну и расчетов за газ, сужают внешнеполитические и внутриполитические возможности руководства государства.

Негативное влияние вышеперечисленных факторов усиливалось за счет непрозрачности рынка, популизма при формировании основополагающих принципов, откровенными злоупотреблениями на различных уровнях, а также отсутствием стратегического видения развития отрасли или, даже при его наличии, принесение стратегии в жертву сиюминутным тактическим решениям, не всегда продиктованным интересами общества и государства.

О возможности построения свободного газового рынка в Украине, который может противостоять монопольному влиянию, обеспечить для потребителей экономически обоснованные цены, а для поставщиков свободный доступ к инфраструктуре, обеспечить инвестиционную привлекательность мы поговорили с энергетическим экспертом Виталием Демьянюком.

- В нашем правительстве говорят, что одним из вариантов решения газового вопроса для Украины может стать покупка газа на европейском рынке. Что Вы об этом думаете?

- Для понимания надо начать с того, что европейцы в течение нескольких десятилетий целенаправленно строили свой газовый рынок по различным направлениям. Они утвердили и приняли у себя специальное энергетическое законодательство, которое нацелено на создание и либерализацию единого рынка природного газа, с построением модели свободной конкуренции между поставщиками газа и рыночным механизмом ценообразования на энергоресурсы.

В Европе создана инфраструктура, которая обеспечивает функционирование рынка как единого механизма. Для того чтобы продать газ, получаемый на терминале в Северной Европе, в Южную Европу при отсутствии возможности его физической транспортировки существует возможность его замещения, так называемые свопы (swap), и кроме того много других рыночных инструментов, которые органично выстраиваются в единую идеологию и служат единой цели - свободному движению товара.

Помимо этого, ценообразование более 50% природного газа, торгуемого на европейском рынке, осуществляется на основании спотовых контрактов на различных торговых площадках, где индикатором является не какая-то отдельная договорённость между государствами и компаниями о цене, а непосредственно спрос на определенный объем газа в определенный период. Такая система наиболее ёмко и наиболее полно отражает рыночные механизмы формирования цены.

СПРАВКА. В Европе существует несколько региональных газовых хабов - основные из них британский NBP, голландский TTF, бельгийский ZEE, немецкие Gaspool и NCG, австрийский CEGH, французский PEG, итальянский PSV. Интерконнекторы (газопроводы) созданы для обеспечения свободного движения газа (Великобритания - Бельгия, Словакия-Венгрия, Хорватия, Германия - Север и Юг, Польша).

- Как же Украине стать частью европейского рынка газа?

- Еще в феврале 2011 года Украина присоединилась к договору о создании Европейского Энергетического Сообщества и приняла на себя обязательства по имплементации на территории Украины европейского энергетического законодательства. Для присоединения Украины к европейскому газовому рынку мы должны реализовать комплексную программу и в этом случае осуществление реверсных поставок будет автоматически являться этой программы. В 2003 году Украина начала имплементировать 2-ой энергетический пакет, подразумевающий разделение вертикально-интегрированных компаний, но эта имплементация не завершена. Более того, в 2007 году Украине Европой был предложен 3-й энергетический пакет, запрещающий одновременно и продавать, и транспортировать газ одному юридическому лицу. Принятие 3-го пакета необходимо задекларировать на уровне Кабинета Министров, и начать его воплощение. Это позволит сделать наш рынок прозрачным, обеспечить нормальную систему тарифообразования, нормальное функционирование трансграничной торговли энергетическими ресурсами, развить соответствующую инфраструктуру, четко разделить функции различных участников рынка в зависимости от их назначения, создать реально независимый регулятор рынка, и параллельно решать локальные задачи и отвечать на вызовы.

- Как отреагирует «Газпром» на такой вектор движения?

- Также как и реагировали в своё время другие монополисты в подобных ситуациях. Реакция «Газпрома» будет всегда негативной, если мы будем осуществлять те или иные действия, направленные на освобождение от его монопольного влияния. Это абсолютно предсказуемая реакция, но мы не должны ее бояться. Ни один монополист, включая «Газпром», никогда добровольно не будет отказываться от своего монопольного положения. Нашей точкой опоры для переговоров на равных с монополистом и является наша интеграция в европейский рынок, когда мы сможем отстроить с «Газпромом» паритетные отношения. Необходимо отметить, что в России тоже идут свои процессы. Рано или поздно будет демонополизирован выход российского газа за пределы Российской Федерации. Идёт существенная конкурентная борьба между «Газпромом» и «Роснефтью». Если мы создадим условия, когда потенциальные покупатели будут покупать газ на наших восточных границах, то в конечном итоге мы получим несколько поставщиков, не говоря уже о том, что в дальнейшей перспективе мы можем говорить о газе среднеазиатского происхождения.

- Каким же образом мы сменим поставщика? На сегодняшний день нет четких возможностей осуществления реверса с территории Европы в Украину.

- В прошлом году Украина уже имела определенный опыт поставок газа из Польши и из Венгрии. Эти поставки носили точечный характер и не получили продолжение. Бывшее правительство, в том числе министр топлива и энергетики, выполняло исключительно демонстративную функцию, имитируя переговоры. Сегодня эти переговоры должны происходить не в формате имитации, а в режиме реальных действий. В прошлом году была поставка газа с польского направления компанией RWE, я надеюсь, и в этом году эта компания будет поставлять газ. Нашей ключевой задачей в процессе имплементации европейского энергетического законодательства является создание таких условий на нашем рынке, чтобы сюда захотели прийти европейские газовые компании и трейдеры. Это автоматически даст нам выравнивание и балансировку цены на газ на нашем рынке по отношению к европейскому рынку. То есть как только мы проводим «газовую линию Маннергейма» по восточной границе Украины, у нас создаётся свободная конкуренция на рынке газа, даже того газа, который официально поставляется «Газпромом». Тогда максимальной для нас будет - цена газа в восточной Европе минус транспортировка, потому что российский газ идёт через нас в Европу. Сегодня майский фьючерс на Баумгартен стоит 323 доллар а за 1000 м3.

- По какому принципу работают европейские трейдеры? Соотносится ли это с нашими нынешними условиями поставок газа с Россией?

- Все газовые трейдеры работают на европейском рынке на основании средне- и долгосрочного планирования. Например, если Словацкая сторона будет говорить о том, что для сотрудничества необходимо задекларировать намерения и договориться о выкупе мощностей, то это не является каким-то препятствием, а абсолютно нормальной рыночной практикой. Мы должны рассчитать, какой объем газа мы планируем получить по реверсу, с каких локальных рынков это должно произойти, с какими контрагентами мы должны иметь дело, каждому контрагенту дать гарантию, что мы этот объем будем выкупать для того, чтобы произошло планирование загрузки соответствующих объемов на локальный рынок и резервирование транспортных мощностей. Если этого не произойдёт, то это будет откладываться и откладываться. С моей точки зрения, в этом направлении должен работать НАК «Нафтогаз».

Сегодня Россия, транспортируя газ через нашу территорию, передаёт нам определённый объем газа на нашей восточной границе, и она же в лице компании «Газпром - экспорт» принимает этот объем уже за нашей западной границей на территории Словакии. Мы, как страна-транспортировщик, к сожалению, не видим так называемых shipper codes, которые принадлежат каждому покупателю в Европе. Знания и наличие этих кодов позволяло бы нам переправлять определенные объемы в реверсном направлении. Как это изменить? Нам необходимо настаивать на внесении изменения в существующий контракт на транспортировку. В известном контракте между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» говорится об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 гг. В этом договоре пункт 8.7. говорит, что в случае существенного изменения в 2010-ом и последующих годах условий формирований транзитных тарифов на европейском газовом рынке, по сравнению с тем, что Стороны обосновано ожидали при заключении Контракта, и ставка платы за услуги по транзиту (то есть не только ставки, но и системы формирования), указанной в пункте 8.1 настоящего Контракта, не будет соответствовать уровню транзитных тарифов на европейском газовом рынке, каждая из Сторон в праве обратиться к другой Стороне с требованием о пересмотре ставки платы за услуги по транзиту. На основании этого пункта Украина вправе сначала обратиться к «Газпрому» за изменением ставки тарифа и условий тарифообразования, потому что сегодня на европейском рынке тарифы на транзит существенно изменились не только в абсолютном выражении, но и в механизме формирования по сравнению с 2010 годом. И если российская сторона нам откажет, то это будет основанием для обращения в соответствующий арбитраж. С моей точки зрения, мы имеем очень высокие шансы здесь выиграть в этом вопросе. По крайней мере, мы точно ничего не проигрываем.

- Возможно, российская сторона также не теряет времени и проводит со своей стороны переговоры со Словакией для предотвращения осуществления реверсных поставок газа на территорию Украины?

- Да, это действительно возможно. Однако, у нас есть преимущество. То, чтобы хотела реализовать российская сторона, категорически противоречит европейскому законодательству. А то, чтобы хотели реализовать мы, полностью соответствует европейскому законодательству. Поэтому, мы здесь точно на «белой стороне» и это значительно укрепляет нашу позицию. Аргументы против этой позиции могли бы лежать только в плоскости европейского законодательства, а их нет. Необходимо также отметить, что в свете последних событий Европейский Союз сам крайне обеспокоен поведением «Газпрома» и Европейская Комиссия дала поручения разработать до июня 2014 года комплексный план по сокращению энергетической зависимости. Наша задача - использовать все имеющиеся дипломатические механизмы, в том числе и факт нашего политического членства в Европейском обществе, для того, чтобы указанный план содержал необходимые для Украины условия, включая реверс газа.

- Текущая цена на газ в 485 долл. за 1000 м3 в связи с денонсацией Крымских соглашений. Что нам делать?

- Вернемся к контракту купли-продажи природного газа между НАК «Нафтогаз» и ОАО «Газпром» в 2009-2019

Пункт 5.1 и пункт 5.1.1 «Порядок расчетов» нашего действующего контракта на поставку говорит, что Продавец не позднее 25 числа месяца, предшествующего Месяцу поставки, осуществляет выставление предварительного счета Покупателю, исходя из Месячного объема поставки. Если «Газпром» требует оплаты газа по цене в размере 485 долл. за 1000 м3, то он обязан выставить официальное подтверждение этой цены. В случае, если Газпром уже выставил счёт или выставит его в ближайшее время, нужно обязательно с ним идти в Стокгольмский арбитраж. Никогда Стокгольмский арбитраж не признает ни аннексию Крыма, ни изменение международных договоров. И мы получим 100% выигрышную позицию.

- Какие прогнозируемые действия России? Что будет, если русские перекроют нам газ? В принципе есть Северный поток, собираются строить Южный поток

- Мы проанализировали эту ситуацию, и с абсолютной уверенностью я могу заявить, что ни мощностей Северного потока, ни мощностей Белтрансгаза, ни мощностей Голубого потока, которым частично поставляет газ в Турецкую Республику, не хватит, чтобы прекратить полный транзит через Украину. Не менее 60-80 млрд м3 в любом случае будет прокачиваться через нашу газотранспортную систему. Сегодня, в сложившихся условиях, когда европейское сообщество очень чётко видит поведение монополиста, тем заявлениям, которые звучат о том, что Южный поток скорее всего построен не будет, думаю, можно верить.

- Как можно обезопасить себя?

- Балансировку между текущей внутренней добычей и потреблением в летний период можно реализовать уже сейчас со стороны Венгрии и Польши. Но одновременно мы должны вести переговоры по словацкому направлению, которое обеспечит нам закачку газа по летней цене в подземные хранилища. Привлечение средств МВФ и Всемирного Банка для приобретения части газа по летним ценам и закачки его в ПГХ для использования в последующих периодах было бы существенно более эффективно, чем тратить эти же деньги для покрытия долгов, которые возникают в связи с покупкой новых объемов газа, поставляемых «Газпромом» по неадекватно завышенной цене.

- Насколько эффективным инструментом диверсификации поставок в Украину газа может быть все-таки запуск LNG - Терминала? Нужен ли он в этих реалиях?

- С моей точки зрения этот проект уже должен был находиться на стадии завершения, потому что еще полтора года тому назад он находился в достаточно высокой степени готовности. LNG терминал нам необходим независимо от текущей конъюнктуры на рынке LNG, так как конъюнктура меняется, мы должны учитывать положительный американский фактор. На днях премьер-министр Катара шейх Абдулла бин Нассер бин Халифа Аль Тани (Sheikh Abdullah bin Nasser bin Khalifa Al Thani), что Катар потенциально готов компенсировать объемы, в случае отказа европейских стран от российского газа. Я думаю, что мы должны включиться в этот же диалог для получения определенных объемов газа как из Катара, так и из Алжира. В конфигурации проекта, который разрабатывался с моим участием, LNG - Терминала стоит абсолютно адекватных денег, соответствующих рискам, присутствующим на рынке, и мы в состоянии реализовать этот проект в пределах 120 млн долл. США.

- Тогда почему он не был реализован?

- Это вопрос к сегодняшним исполнителям. Я точно знаю, что еще полтора года назад американские специалисты были готовы выехать на место для обсуждения технических деталей. Это и сейчас возможно, необходимо только, чтобы на этот проект был наведен фокус, и он бы не являлся ширмой для реализации других проектов.

- Как Вы думаете новая власть заинтересована в изменениях? Они слышат?

- Я думаю, что они точно слышат. Последние заявления премьер-министра говорят о том, что они не только слышат, но и понимают и если решения премьер-министра не будет саботировано на уровне исполнителей, этот проект будет реализован очень и очень быстро.


Записал Леонид Исаков

VEhrNGRrdzVRM293VEVSUmRETjZVVzVrUTNjd1dWUlNaM1JES3pCTVVGRnpUa016
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх