EN|RU|UK
  208  1

 МАНДАТНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ

Предстоящие парламентские выборы не только позволят привести в Верховную Раду проверенных политиков и необкатанных бизнесменов. Новые правила большой электоральной игры заставят партийных боссов пошевелить извилинами и вырабатывать новую тактику работы с

Сегодня довольно распространено мнение о том, что пропорциональные выборы плюс императивный мандат превратят депутатский корпус в однородную массу, над которой будет возвышаться разве только спикер и его замы, да и лидеры фракций, в руках которых будут находиться соответствующие карточки для голосования. Если верить такой картине, то грядущие пять лет работы парламента пятого созыва можно представить в виде непрерывного заседания согласительного совета, на котором дюжина политиков будут легко решать вопросы законотворчества в собственных интересах.

Неоднократно подвергнутый критике со стороны Венецианской комиссии императивный мандат нардепа кажется универсальным креплением, обеспечивающим прикрепление парламентария к той или иной политической силе. Конечно, в пятом созыве вряд ли будут тысячи переходов, как это произошло в 2002 – 2006 годах, но парламентарии определенно не захотят превращаться в безмолвных кнопкодавов. Не для того многие из них внесли круглые суммы в избирательные фонды или резко поменяли векторы политического развития, чтобы обречь себя на роль пассивных наблюдателей. На помощь активным нардепам придет, как ни парадоксально, новая редакция Конституции, которая поможет превратить кандалы в тонкую и подпиленную цепочку.

Основной Закон обязывает новоизбранных парламентариев в течение 20 дней избавиться ото всех обстоятельств, мешающих получить депутатские полномочия. Новоиспеченный депутат, не вступивший во фракцию политической силы, по списку которой он получил мандат, рискует лишиться его довольно оперативно. Зато, оказавшись во фракции, можно вздохнуть несколько свободнее. Во-первых, лишить полномочий непокорного депутата может только руководящий орган политической силы, и для принятия решения нужно некоторое время. Во-вторых, свою роль может сыграть корпоративная солидарность – законодатели неохотно в свое время давали согласие на привлечение коллег к уголовной ответственности, и одним махом изгонять соратников из фракции тоже могут не захотеть. Мало ли, как жизнь повернется для любого из них. Так что огульно утверждать – если во фракции гипотетических 30 штыков, то все они будут голосовать четко, синхронно и однозначно, не стоит.

В блоке Юлии Тимошенко к вопросу контроля за соратниками подошли системно. Все кандидаты в депутаты на всех уровнях подписали обязательство отказаться от мандатов по первому зову вождя. «Виче» пошло дальше и обязало своих депутатов регулярно посещать сессионные заседания под угрозой отзыва. Эти факты – неплохая иллюстрация веры политиков в прямую силу императивного мандата. Есть и еще один фактор – на момент формирования парламента Конституционный Суд не дал толкования об императивном мандате, поэтому после формирования КСУ этот вопрос довольно оперативно станет весьма актуальным. И если в парламентских стенах наберется небольшая, но шумная группа противников политического целибата, коим является императивный мандат, привязка к политической силе может оказаться не такой уж крепкой. По крайней мере, «Наша Украина» трезво взвесила, что любовь к президенту сильнее формальных обязательств и в своем новом проекте Конституции предлагает императивный мандат отменить.


Источник: Владимир СКВОРЦОВ
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх