EN|RU|UK
  400  1

 ТРИ ИСТОЧНИКА (И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ?) БУДУЩЕЙ ВЛАСТИ

Вялотекущая избирательная кампания подходит к концу. Но весеннее обострение политического процесса начнется после объявления результатов.

По большому счету лозунги, под которыми идут в Верховную Раду политические силы, не имеют ничего общего с теми аргументами, которыми они будут руководствоваться при создании коалиции в будущем парламенте. Опытный избиратель должен понимать, что вся политическая реклама — печатная, телевизионная, белая и черная — это лишь обертка конфеты. Политических обозревателей «ЗН», часто спрашивают: почему вы так мало пишете о выборах? Именно потому, что описывать мелкие стычки и беззубые укусы означает отвлекаться от главного — от предоставления читателю информации о реальных действиях тех, кто отвечает за политическую и экономическую ситуацию в стране.

Десять лет «ЗН» подробнейшим образом информировало своих читателей о действиях властной элиты, возглавляемой Леонидом Кучмой, чем давало возможность составить четкое представление о том, каковы цели и каковы методы работы во власти тех, кто сегодня является украинской оппозицией. Точно так же — чуть больше года — мы подробно знакомили наших читателей с работой, целями и методами новой власти. Причем речь идет не только о политических материалах. Конкретные шаги и их последствия в течение 12 лет существования газеты описывались обозревателями, ведущими темы экономики, энергетики, медицины, науки, образования, культуры, аграрного сектора и других. Это давало возможность нашим читателям получить комплексное представление не о словах, а о делах представителей тех политических сил, которые сегодня борются за парламентские мандаты и имеют шанс преодолеть трехпроцентный барьер.

Учитывая то, что политическая верхушка, сформированная за последнее десятилетие, не пережила серьезной ротации, а лишь поменялась местами, своими частями, читатель «ЗН» со стажем имеет четкое представление о том, какой след оставили на политическом и экономическом теле страны Медведчук и Баранивский, Кинах и Клюев, Луценко и Ивченко, Бойко и Плачков, Томенко и Катеринчук, Губский и Рудьковский, Ахметов и Порошенко, Еремеев и Зварич, Мартынюк и Семиноженко. Тот, кто хотел знать, тот готов к выбору. И его знания, равно, как и наши, приумножили скорбь…

Вкусовые качества партийных «конфет» ведущих политических сил Украины, завернутых в обертки различных цветов, на самом деле отличаются друг от друга меньше, чем начинки «Рошена» и «Конти». Но помимо привлекающего дизайна и гнездящихся в недрах партийных душ коммерческих и карьерных целей, от которых, увы, никуда не деться, существует еще один аспект, который мы с вами, совершая выбор, должны принимать во внимание. Как ни крути, а любая власть, в каком бы составе она ни была сформирована, помимо пиара и реализации лично корпоративных планов должна заниматься страной, принимать ответственность, вызовы, решения. От того, насколько взгляды этих политических сил вредны либо полезны, будет зависеть состояние организма самой Украины. О вкусах не спорят, но в данном конкретном случае их выбирают.

В течение всей предвыборной кампании гражданам так и не была представлена возможность обсудить и сопоставить программы действий политических сил. К сожалению, в обществе потребность в этом только зарождается. А к политикам осознание важности этого момента только начинает приходить. Большинство по-прежнему инфантильно связывают свой выбор с тем, нравится или не нравится лидер. Чем политики и пользуются, загоняя за спину раскрученных персональных брэндов немалую часть «космического мусора», о чем свидетельствуют избирательные списки, но о чем пока не хочет задумываться большинство избирателей.

И тем не менее, после конституционных изменений именно парламентское большинство станет определяющим с точки зрения принятия государственных решений. Безусловно, не весь состав большинства, а его ключевые представители станут формировать центральную исполнительную власть и сохранять влияние на нее в течение периода существования коалиции, сформировавшей правительство. Какой будет эта коалиция, сегодня неизвестно. Известно лишь, что несколько групп начали работу над программой действий двух различных коалиций: оранжевой и оранжево-синей. Какие идеи могут быть заложены в публично объявленную после выборов программу действий той или иной коалиции? Во многом это определяется взглядами лидеров и команд, входящих в первую рейтинговую тройку, — «Регионы», «Наша Украина» и БЮТ.

К сожалению, лидеры всех трех политических сил так и не почтили электорат дебатами друг с другом. Ни одному телеканалу не удалось договориться с Януковичем, Тимошенко и Ехануровым об этом. А ведь при всех сносках и понимании многослойности целей этих политиков, избирателю несомненно было бы интересно в живую выслушать аргументы и контраргументы первых лиц списков. Во-первых, потому что они являются лидерами общественного мнения. Во-вторых, потому что все трое имеют опыт работы на посту премьера, а соответственно и личное представление о шагах, которые необходимо предпринять для развития основных сфер жизнедеятельности страны.
В-третьих, теоретически каждый из трех имеет возможность сесть в кресло премьер-министра и получить расширенный конституционной реформой инструментарий для реализации собственного видения развития украинской экономики.

По правде говоря, с нашей точки зрения, фамилиями Янукович, Тимошенко и Ехануров список кандидатов на пост премьера не исчерпывается. Более того, весьма велика вероятность прихода к рулю исполнительной власти человека с совсем другой фамилией, фигура которого станет компромиссом при создании будущей коалиции. И тем не менее, лидеры команд репрезентуют не только собственное мнение, но во многом и мировоззрение людей, стоящих за ними. Поэтому их мнение, несмотря на туманные карьерные перспективы, весомо, а сопоставление их взглядов дает возможность избирателю понять не только разницу между политическими силами, ищущими электоральной поддержки, но и определить точки соприкосновения, существующие между ними. Не подковерные, а надковерные точки.

Именно эти размышления побудили нас к организации заочных дебатов между лидерами политических сил, находящихся в первой тройке электоральных предпочтений. Перечень одинаковых вопросов мы задали Юрию Еханурову, Юлии Тимошенко и Виктору Януковичу. В этом перечне вы не найдете тем языков и НАТО, УПА и ЧФ, поскольку мы ставили перед собой цель не устроить конкуренцию эмоциональных лозунгов, а предоставить читателю возможность сравнивать конкретные шаги, планы, цели и подходы. Нам хотелось узнать, что эти лидеры собираются делать со страной в случае победы и получения властных рычагов.

Мы благодарны политикам, нашедшим время для того, чтобы ответить на наши вопросы. Кто-то делал это без отрыва от насыщенной программы предвыборного тура. Кто-то писал их одной рукой, а второй продолжал рулить государственной экономикой. А кто-то с температурой 38,9°. Кто-то активно использовал помощь советников и консультантов. Кто-то не увидел в этом необходимости.

После непродолжительных размышлений мы решили отказаться от послесловия к этому материалу. Потому что делать выводы о совместимости и несовместимости, об искренности и лукавстве, об адекватности либо сомнительности, глубине или поверхностности высказываний трех лидеров вы должны сами.

«ЗН»: Назовите три приоритетные сферы экономики страны, сосредоточение на развитии которых могло бы укрепить украинскую экономику и определить ее место в мировом разделении труда.

Юрий Ехануров:

— Если коротко: энергетическое машиностроение, авиационная и космическая промышленность, производство титана и ферросплавов. Я сторонник всесторонней экспертизы еще нескольких сегментов мирового рынка. Уверен, ее результаты могут увеличить направления прорыва с трех до семи-восьми.

Юлия Тимошенко:

— Мне кажется, само словосочетание «мировое разделение труда», когда левый кроссовок Аdidas делают во Вьетнаме, а правый — в Доминиканской Республике, достаточно рудиментарно для современного мира. Страна и ее экономика должны быть полноценными и самодостаточными. Я, конечно, не предлагаю выращивать маракуйю в Луганской области, но мы обязаны стремиться к экономической независимости на всех направлениях. Главный потенциал Украины для мирового сообщества — интеллект. Удельное число украинцев в общем количестве самых опасных в мире хакеров, например, позволяет утверждать, что мы владеем лучшими умами на планете. В многочисленных заброшенных и забытых государством КБ Днепропетровска, Запорожья и Харькова сидят люди, которые заткнут за пояс любого Билла Гейтса. Плюс — сельское хозяйство. Гитлер во время Второй мировой войны вывозил украинский чернозем в Германию. То, что власть за последние 15 лет сделала с аграрным комплексом Украины, — преступление. Сельское хозяйство для Украины в своем потенциале — это то же самое, что нефть для Саудовской Аравии. Кроме того, необходимо срочно приступать к реализации проекта «Дороги Украины». Мы должны использовать уникальные транзитные возможности страны.

Виктор Янукович:

— Экономика такой страны, как Украина, — сложный, многофункциональный организм. На его развитие влияет множество факторов как с учетом ситуации на внутреннем рынке, так и в контексте мировой экономики, глобальных преобразований в целом. Поэтому, если речь идет о перспективах развития отечественной экономики, нужно говорить об общей стратегии нашего продвижения вперед: что мы собираемся строить, какую модель экономического развития рассматриваем как наиболее приемлемую для Украины. Иными словами, дать ответ на тот вопрос, который действующая власть старается всячески обходить в силу отсутствия какого-либо плана действий.

Выделить именно три приоритетных сферы, в общем-то, несложно. Хотя можно и четыре, и пять.

Мы исходим из того, что единственным шансом Украины не оказаться в числе безнадежных аутсайдеров на мировой сцене является поэтапное создание так называемой экономики всеобщего благосостояния. Эта фаза развития предшествует экономике постиндустриализма, основанной на превосходстве высоких технологий. О том, что этот путь эффективен, свидетельствует опыт США и Западной Европы.

Переход к данному этапу невозможен без прохождения промежуточного периода развития — позднеиндустриального. Он предполагает производство технически сложной продукции и общедоступных потребительских товаров длительного пользования, что создает базу всеобщего (а не избирательного, как это происходит сегодня) благосостояния. Позднеиндустриальная модель как бы смягчает контрасты между традиционной индустриальной экономикой и обществом, сформированным в развитых постиндустриальных странах.

На этом переходном этапе будут, безусловно, определены приоритетные сферы экономики. Мы считаем, что главный акцент нужно сделать на перерабатывающей промышленности. Ее основу должны составлять высокотехнологические производства, которые постепенно вытеснят низко- и среднетехнологические. Должна быть создана полноценная инновационная инфраструктура, в первую очередь информационная. Вообще главной задачей позднеиндустриального периода является выпуск технически сложной и наукоемкой продукции. Речь идет не только о таких областях экономики, как ракето- и самолетостроение, где Украина обладает огромными возможностями. Мы предполагаем приоритетное развитие любых современных производств, в том числе и таких, которые будут выпускать товары массового потребления.

Важно не столько то, что производить — это отрегулирует рынок, сколько обеспечить конкурентоспособность наших товаров. В условиях вступления Украины в ВТО страна должна готовиться к жесточайшей конкуренции вне зависимости от того, о каком рынке идет речь — внутреннем или внешнем. К сожалению, нынешнее руководство, всячески подгоняя процесс вступления страны во Всемирную организацию торговли, не предпринимает никаких шагов с целью помочь отечественному производителю выдержать грядущую конкуренцию. Естественно, сделать это в одночасье невозможно. Необходимо разработать государственную программу научно-технического перевооружения тех отраслей, которые смогут успешно конкурировать в условиях открытого рынка, и уже сегодня помогать им. В соответствии с анализом, проведенным Всемирным экономическим форумом, среди 106 стран Украина пребывает в девятой десятке по индексу конкурентности! Но разве власть бьет в колокола? Вместо этого мы слышим политическую рекламу, уверяющую избирателя в том, что все отлично и скоро мир ахнет от удивления, узнав о наших выдающихся экономических достижениях.

Я думаю, вместо этих победных реляций следовало бы информировать общество о том, как в условиях глобализации украинское государство заботится о повышении конкурентности национальной продукции, как оно заботится о развитии научно-технического прогресса и пр.

В нашей Стратегии этому вопросу посвящено достаточно внимания. Документ указывает на нашу нацеленность на придание развитию фундаментальной и прикладной науки приоритетного характера. Именно наука должна стать базой для прорывных технологических идей и как следствие — создание конкурентных технологий.

Впрочем, демократия не является синонимом понятия «свобода». При отсутствии в стране власти закона чрезмерно либеральная демократия не в состоянии гарантировать своим гражданам высокий уровень жизни. Известный политолог и журналист Фарид Закариа, автор книги «Будущее Свободы», отмечает, что большинство «бедных» демократических государств — это страны, где свободы не обеспечены мощью государства.

«ЗН»: Назовите три первоочередные программы, которые вы намерены реализовывать в социальной и гуманитарной сферах.

Юрий Ехануров:

— Удешевление ипотеки за счет внедрения механизмов секьюритизации и активной государственной политики рефинансирования ипотечных кредитов. Реформа ЖКХ на основе ликвидации монополии ЖЭКов и привлечения частного капитала. Инициирование законодательного введения почасовой оплаты труда.

Юлия Тимошенко:

— Вне очереди — возрождение украинской культуры и духовности нации. Это звучит банально, тем не менее, актуальней проблемы, наверное, не существует. Я имею в виду не строительство одного или двух музеев, а культурное возрождение как создание матрицы духовной жизни нации. Я бы вообще поставила эту проблему сверх любых программ и концепций развития страны.

Далее возрождение системы качественной и доступной медицины, в том числе и за счет государства. Люди не должны платить в больнице за бинты и вату, это унизительно и неправильно. Человек имеет право приходить в поликлинику или больницу без денег. В-третьих, реализация программы качественного образования всех детей Украины независимо от уровня благосостояния их родителей. Образно говоря, дети Рината Ахметова и дети рядового шахтера из Енакиево имеют абсолютно одинаковые права на учебу. В-четвертых, — это чистая «социалка»: повышение в два раза заработной платы для учителей и врачей уже в 2006 году, повышение размера пенсий — на 50% с перспективой 80-процентного пенсионного обеспечения от уровня заработной платы. Студенческая стипендия — 426 гривен. Кроме того, программа «Возрождение нации»: 8 500 гривен за рождение первого ребенка, 15 тысяч — за второго, 25 — за третьего. Я хочу, чтобы нас опять было 52 миллиона.

Виктор Янукович:

— О какой социальной защите можно вести речь, если, простите за банальность, нет денег? Поэтому в документе отражены наши предложения и в социальной, и в гуманитарной политике.

Прежде всего нужно позаботиться о тех, кто, проработав всю жизнь, имеет право на обеспеченную старость. Партия регионов готова провести реформу пенсионного обеспечения. В дополнение к существующей системе пенсионного обеспечения мы будем стимулировать создание негосударственных пенсионных фондов, которые, кстати, могут стать важным источником инвестиций на внутреннем рынке. Соответствующий опыт зарубежных стран, где такие фонды успешно функционируют, нами уже изучен. Поэтому мы готовы к проведению пенсионной реформы. Естественно, при наличии соответствующей поддержки в Верховной Раде, поскольку потребуется необходимая законодательная база.

Партия регионов готова вплотную заняться реформой Вооруженных сил, понимая ее не только в контексте укрепления обороноспособности страны, но и в плане обеспечения социальной защиты военнослужащих, которой они сегодня, по существу, не имеют.

Третьим приоритетом можно считать государственную программу стимулирования роста среднего класса. Это проблема политическая, но решить ее можно лишь экономическими рычагами: низкие налоги, протекционизм в отношении малого и среднего бизнеса. В принципе ничего нового — все давно изобретено. Но почему-то не делается. Значит, нужна политическая воля, и она у нас имеется.

В гуманитарной сфере… Планов много, начиная с серьезной государственной поддержки образования. Мощное инвестирование в подрастающее поколение, в его знания, в его здоровье. Но, опять таки, вести предметный разговор об этом можно лишь при условии успешного функционирования экономики.

«ЗН»: Какие три основных изменения, вы считаете, необходимо внести в систему налогообложения страны?

Юрий Ехануров:

— Поэтапно уменьшить нагрузку на фонд заработной платы до 25 копеек. Уменьшить НДС до 15%. Ввести налог на недвижимость.

Юлия Тимошенко:

— Когда я работала на посту премьер-министра, то мы ввели всего одно «изменение»: мы заставили платить налоги тех, кто вообще никогда никому ничего не платил. В результате отдельные предприятия металлургического и машиностроительного комплекса за первую половину 2005 года заплатили в 12—14 раз больше налогов, чем раньше. Причем мы не увеличили сам размер налогов ни на копейку и не изобрели ни одного нового вида поборов. Это позволило ликвидировать чудовищный дефицит бюджета (32 млрд. грн.) и увеличить денежные поступления в бюджет на 73%.

Необходимо ликвидировать налог на добавленную стоимость. Это ущербный, коррупционный и криминализованный налог. НДС — это Кучма налоговой системы Украины.

Виктор Янукович:

— Мы считаем реформу системы налогообложения краеугольным камнем всей программы социально-экономического подъема в Украине. Не будет уменьшения налогового пресса на субъекты хозяйствования и доходы физических лиц — не будет никаких шансов обеспечить ускоренное развитие экономики страны. Не будет стабильного увеличения поступлений в бюджет, новых рабочих мест, многого другого. Мы это понимали и тогда, когда я возглавлял правительство, мы это осознаем и сегодня. Позволю себе напомнить, что в мою бытность премьером мы снизили налог на прибыль предприятий с 30 до 25%. Мы заложили основу для сокращения этого налога в 2005 году до 20%. Почему правительства Тимошенко—Еханурова не сделали этого, вопрос к ним. Мы уменьшили налог на доходы с граждан с 40% до 13%. Согласно нашим расчетам, НДС в 2005 году должен был сократиться с 20% до 17% и до 15% —в нынешнем.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос о трех основных изменениях в системе налогообложения, которые намерена инициировать Партия регионов, я отвечу таким образом: общая сумма налогов не должна превышать 25% ВВП. Сегодня эта цифра составляет 30%. Иными словами, мы будем продолжать начатое в 2003—2004 годах и добьемся реализации тех замыслов, которые пришлось отложить из-за известных событий.

«ЗН»: Какими, с вашей точки зрения, должны быть минимальные пенсия и зарплата и где конкретно вы видите источники наполнения бюджета для их выплаты?

Юрий Ехануров:

— Говорить об абстрактных цифрах — неправильно. Любой адекватный экономическому развитию размер пенсии и зарплаты все равно вызовет массу недовольства. Хотя бы потому, что в Украине хотят пенсию, как в Польше, в Польше, как в Германии, и т.д. Мы должны пересмотреть сам подход. Формировать социальную политику из соображений возврата долгов — ошибочно, выводить по остаточному принципу — порочно. Социальная политика должна, с одной стороны, предстать в качестве производной от политики экономического роста, а с другой — выступать его, в смысле — роста, стимулирующим фактором. В качестве первого шага я вижу выведение зарплаты из тени, поначалу в основном за счет агитации и административных мер, в последствии — за счет налогового стимулирования.

Юлия Тимошенко:

— Минимальная пенсия и минимальная заработная плата должны быть такими, чтобы люди, их получающие, не считались социальными аутсайдерами и изгоями общества.

Минимальные зарплаты и пенсии должны дополняться системой государственной защиты и опеки. Деньги в стране есть, только лежат они не в том кармане. 40-процентный рост заработной платы и пенсий — это то, что дало мое правительство менее чем за полгода работы. Бюджет, который мы предложили, назвали популистским. Я согласна быть популистом, если это идет на пользу стране. Голодный и нищий человек не может построить богатое и демократическое общество.

Виктор Янукович:

— Ответ на этот вопрос хорошо известен: человек должен жить достойно. Именно этот критерий, и никакой другой, должен определять размер минимальной зарплаты и пенсии. Дело ведь не в повышении зарплат бюджетникам и пенсий ушедшим на заслуженный отдых. Важно сдержать при этом рост цен. Какой толк от того, что, предположим, учителя и врачи получают прибавку к денежному вознаграждению, если на завтра цены на основные виды товаров и услуг не просто повторяют этот маневр, но продолжают расти? А ведь именно это так и происходило на протяжении последнего года, и люди об этом прекрасно знают.

Нужна экономическая стабильность. Без нее зарплаты и пенсии не будут успевать за ростом инфляции. Таким образом, все упирается в необходимость вернуться к высоким темпам роста ВВП. Тогда вопрос источников выплат зарплат и пенсий автоматически отпадет.

«ЗН»: Существующая Конституция, даже после проведенной реформы, не устраивает практически все политические силы. Какие три наиболее принципиальных изменения ваша политическая сила хотела бы внести в Основной Закон?

Юрий Ехануров:

— Очевидные изменения, на необходимость которых указывают как зарубежные, так и украинские правоведы, — это пересмотр надзорной функции Генеральной прокуратуры и ликвидация нормы императивного мандата.

Следующая проблема — сохранение единства исполнительной власти. Она требует особого внимания со стороны законодателя. Не может слаженно функционировать исполнительная система власти, формируемая одновременно президентом и парламентом. Исполнительная власть должна формироваться по единым принципам, и оптимально будет, если этим будет заниматься президент.

Юлия Тимошенко:

— Моя фракция оказалась единственной политической силой, которая не голосовала за политическую реформу. Если бы мы с президентом остались единой командой, то я уверена, что нам удалось бы денонсировать конституционную реформу. Сегодня власть, к сожалению, не имеет ни ресурсов, ни сил, ни авторитета в обществе, достаточного для того, чтобы ее отменить. Тем не менее я и сейчас считаю, то эта реформа не принесет эффективности, это клановая реформа. Она делалась кланами и под интересы кланов. Я же уверена, что новая страна не должна жить по заветам старого президента. Рано или поздно мы встанем перед необходимостью написания новой Конституции, в которой должны быть четко и понятно выписаны механизмы разделения властей и полномочий. Кроме того, Основной Закон должен содержать: 1 — принципы полного разделения капитала и власти; 2 — все формы ответственности власти за свою деятельность или бездействие;
3 — в Конституции обязательно должен появиться раздел «Парламентская оппозиция», которая получит отдельный статус, станет полноценным контролером власти.

Виктор Янукович:

— Прежде всего необходимо закрепить принцип децентрализации власти, который является ключевым звеном политреформы. Основной Закон должен гарантировать гражданам Украины, что у них есть в наличии реальные рычаги контроля региональных и местных властей. Они должны знать, что власть принадлежит не кому-то там, в Киеве, а непосредственно общинам на местах, и что эту власть можно быстро сменить, если она себя не оправдала. Представители центральной власти на местах контролируют лишь соответствие действий региональной власти Конституции. Все это необходимо зафиксировать в Основном Законе.

Второе. Мы будем инициировать придание регионам полной самостоятельности во всех сферах, которые не касаются вопросов обороны, национальной безопасности, внешней политики и некоторых других. Если кого-то пугает дефиниция «федерализм», пусть это будет разграничение полномочий власти между Центром и регионами. Жизнь уже подтвердила невозможность унификации совершенно различных в своем историческом и культурном развитии регионов Украины. Дадим им возможность развиваться по усмотрению региональных общин. Это будет по-европейски.

Непосредственно с этими шагами будет связана инициатива Партии регионов придать русскому языку статус второго государственного на территории Украины. Проблема эта настолько известна, что останавливаться на ней подробно не стану. Замечу только, что все разговоры о том, что этой проблемы не существует, что она, дескать, возникает лишь накануне выборов, — в корне неверны. Если бы она действительно была надуманна, ее бы попросту не вспоминали. Политики не могут не принимать во внимание тот факт, что если какие-то из их призывов не находят должного отклика в обществе, это снижает уровень их поддержки. Партия регионов здесь не является исключением.

«ЗН»: Назовите три основных шага, необходимых для выстраивания более эффективных взаимоотношений между Центром и регионами?

Юрий Ехануров:

— Необходимо серьезно заняться реализацией положений обновленной Конституции, расширяющей права местных органов самоуправления. Для этого в первую очередь следует подготовить и принять новые редакции законов о местных государственных администрациях и органах местного самоуправления.

Также необходимо наполнить новым содержанием государственную региональную политику. Мы должны разработать новую редакцию Программы государственной региональной политики, которая бы определяла приоритеты регионального развития. Движение в этом направлении уже начато: подписаны протоколы о намерениях с Харьковской и Днепропетровской областными администрациями. После уточнения всех деталей состоится заключение договоров, в которых будут четко расписаны обязательства области и ее проблемы, которые берется решить центральная власть. Первая реакция позитивная, поэтому мы планируем расширить сферу применения данного опыта.

Думаю, читателям вашего издания не нужно объяснять, что система управления как в центре, так и на местах во многом неэффективна и требует существенных изменений. Поэтому шаг третий — проведение административной и административно-территориальной реформы.

Юлия Тимошенко:

— Во-первых, это разумная и селективная кадровая региональная политика. Кухарки, вопреки заветам Ильича, все-таки не должны управлять государством.

Во-вторых, оптимизация бюджетной политики. Центр должен финансировать только те статьи региональных расходов, которые принадлежат к исключительной компетенции центральной власти. Оптимальная пропорция распределения консолидированного бюджета между Центро и регионами — 50/50.

В-третьих, необходимо создать эффективно работающую систему оперативной и адекватной реакции центральной власти на действия или бездействия местных властей.

Виктор Янукович:

— Это связано с приданием регионам максимальной самостоятельности, о чем я уже упоминал. Если попытаться коротко охарактеризовать некоторые наиболее важные элементы этой реформы, следует указать следующее. Мы предложим заменить существующие фискальные и, по существу, репрессивные методы совершенно иными, основанными на ответственности, порядке и сильных мотивациях. В нашем понимании региональная политика — это гарантирование регионам правовой самостоятельности, сохранения их этнокультурной самобытности, справедливости при использовании результатов труда на уровне местных общин и регионов. Мы предложим децентрализовать власть на принципах, основанных на сосредоточении на каждой ступени управленческой иерархии тех функций, которые наиболее эффективно реализуются именно на этом уровне. Будут существенно расширены возможности регионов в вопросе формирования своих бюджетов с правом приоритетного инвестирования на нужды общин, усовершенствование существующих бюджетных отношений путем введения системы компенсирующих трансферов, создание различных стабилизационных фондов, стимулирование приплыва инвестиций при помощи упрощенной системы налогообложения и многое другое.

Поэтому тремя шагами тут не обойтись, как, впрочем, и десятью. Нужно не столько считать шаги, сколько действовать быстро, без проволочек. План действий нами разработан, остается лишь дождаться результатов выборов, чтобы начать действовать.

«ЗН»: Отношения, существующие сегодня с Россией, многие называют «холодной экономической войной». Какие три основных шага необходимо предпринять для изменения этой ситуации?

Юрий Ехануров:

— Война войной, а, между тем, товарооборот между Украиной и Россией в 2005 году вырос на 13,1%, экспорт товаров увеличился на 22,9%, а импорт — на 6,5%. Экономика научилась преодолевать любые политические преграды. Поэтому политика должна учиться помогать экономике, а не использовать ее в своих целях.

Нам необходимо, во-первых, максимально четко отладить площадки диалога. Комиссия Ющенко—Путин должна стать генератором идей сотрудничества, вырабатывать его стратегию. Межправительственная комиссия Украина—Россия в моем представлении — это механизм сотрудничества. А его формами должны стать максимально широкие бизнес-контакты на всех уровнях.

Во-вторых, сделать реальностью зону свободной торговли, которая де-юре существует между нашими странами, но де-факто парализована сотнями изъятий.

И наконец, в-третьих, вывести энергетические отношения из политической плоскости и ввести их в плоскость долговременной экономической стратегии.

Юлия Тимошенко:

— Москва всегда была сильна тогда, когда Киев был слаб. Они это прекрасно чувствуют. Потому тремя шагами ограничиваться нельзя. Мы должны шагать в этом направлении беспрерывно. Сильная, некоррумпированная и профессиональная исполнительная власть в Киеве — самый сильный аргумент в любых дискуссиях о защите национальных интересов.

Виктор Янукович:

— Проблема хорошо известна, поэтому буду предельно краток. Во-первых, прекратить противопоставлять российский вектор внешней политики Украины западному. Это противоречит национальным интересам Украины. Если бы мы жили в государстве, где внешняя политика формируется не группой политиков, преследующих определенные корпоративные интересы, а парламентом, ничего похожего не произошло бы. Но, к сожалению, до сих пор это происходит именно так. То, что власть называет дипломатией, на самом деле — реализация политики одного крыла украинского политикума. Мнение другого просто игнорируется. Представьте себе любое развитое европейское государство, в котором министр иностранных дел действует от имени одной партии или пусть даже блока, что приводит к серьезным негативным последствиям в политической и, естественно, в экономической сфере. Вы можете себе это представить? Однако в Украине это все еще возможно. Но, уверяю вас, после выборов с этим будет покончено. И тут вопрос даже не в позиции Партии регионов в отношении России, хотя она хорошо известна. Вопрос в другом: формировать внешнюю политику необходимо в парламенте, а не на партийных «кухнях». Потому что та «кухня», на которой сегодня собираются пропрезидентские силы, слишком мала. В противном случае нас ожидают очень смутные времена.

В этой связи те три шага, о которых вы спрашиваете в контексте украинско-российских отношений, будут касаться изменения принципа формирования внешней политики государства. О первом условии я уже сказал — имею в виду парламентскую составляющую. Второй шаг будет сделан, чтобы попытаться изменить ситуацию, при которой нынешнее российское руководство перестало доверять официальному Киеву. Могу сказать, что исправить ее можно лишь при условии, что к переговорному процессу будут подключены другие силы. Третий шаг — выработать за столом переговоров новую доктрину двусторонних отношений. Это будет сложный процесс, но я уверен в успехе, если его возглавят силы, преследующие цель максимально отстаивать национальные интересы Украины, а не пытающиеся закрепить геополитические изменения, связанные с ослаблением роли России в Восточной Европе.

«ЗН»: Согласны ли вы с тем, что Украина должна стремиться к членству в ЕС, и назовите три основные причины, почему она должна к этому стремиться?

Юрий Ехануров:

— Да, согласен.

Причина первая. Послевоенная европейская модель развития доказала, что именно она является самой эффективной, наиболее стабильной, демократичной и социальной. Кроме того, эта модель — не унификационная. Современная Европа доказала на практике, что различия могут объединять и обогащать народы и страны, а не разъединять их.

Причина вторая. Пример стран бывшего соцлагеря показывает, что процесс подготовки к вступлению в ЕС является важнейшим катализатором проведения необходимых реформ. Заметьте, реформ, необходимых именно этим странам, а не ЕС.

Причина третья. Украина является неотъемлемой частью Европы. Географически, исторически, культурно. Пришло время дополнить этот список экономикой и политикой.

Юлия Тимошенко:

— Движение в сторону ЕС — это стратегия Украины. И дело тут не в механических причинах и выгодах. Мы не приходим в Европу, мы возвращаемся в нее. Поэтому, мне кажется, вместо трех причин евроинтеграции лучше было бы остановиться на трех предостережениях, которые необходимо принимать во внимание по дороге в Европу. Во-первых, защита наших рынков и производителей; во-вторых, уважение геополитических реалий Украины; в-третьих, компенсаторные социальные механизмы для граждан Украины, которые на равных пока не могут состязаться с потребительскими возможностями граждан ЕС.

Виктор Янукович:

— Да, естественно, наша страна должна стремиться стать полноправным членом европейского сообщества. Во-первых, потому, что Украина — европейская страна. Ее присоединение к ЕС — это вопрос возвращения в ту цивилизационную среду, от которой она была изолирована в силу известных исторических обстоятельств.

Во-вторых, потому что процесс объединения Европы преследовал и преследует цель укрепления стабильности и мира на континенте. Скажите, каким образом эта стабильность и мир могут быть обеспечены без европейского государства, насчитывающего около 50 миллионов населения и непосредственно граничащего с Евросоюзом?

И в-третьих, потому что экономически развитая, демократическая Украина никогда не согласится на статус «соседа», на самом деле предусматривающего наличие высокого забора между «лучшей» и «худшей» Европой.

Однако для этого необходимо обеспечить три следующих условия: работать, а не стучаться в закрытую дверь; понять, что стабильность и мир в Европе невозможны при наличии конфронтационных отношений между Киевом и Москвой.

И наконец, а может быть, в первую очередь, обеспечить общенациональную консолидацию вокруг идеи достижения тех высоких демократических и экономических стандартов, которые позволят нам стать равными среди равных. Если кто-то будет продолжать мнить себя европейцем, предоставляя миллионам граждан Украины из восточных и южных регионов страны роль «обслуживающего персонала» в процессе достижения этой цели, на евроинтеграционных устремлениях Украины можно поставить жирный крест. Вы посмотрите, к чему уже привела высокомерность оранжевой верхушки! Миллионы людей чувствуют неприятие ее еще и в силу того, что эти политики не посчитали нужным прислушаться к мнению простых людей, учесть их ментальность, мировоззренческие позиции. Например, их поставили перед фактом вступления Украины в НАТО, даже не удосужившись посоветоваться, прежде чем громогласно объявить о том, что альтернативы этому пути просто не существует.

«ЗН»: Очевидно, после выборов тема обеспечения Украины газом будет снова актуальной. Какие пути решения существующей проблемы вы видите и намерены предлагать?

Юрий Ехануров:

— Мы должны говорить о балансе газа. Для этого Украина должна и будет иметь свой социальный газ, т.е. — газ для населения по низкой цене. Для этого необходимо порядка 30 млрд. кубометров газа. Недостающие объемы будем добирать за счет наведения порядка с лицензиями на пользование недр и за счет активизации работ на шельфе Черного моря.

Мы постепенно сократим потребление газа до 62 млрд. кубометров и начнем уже в этом году, сократив потребление на 10%. За те пять лет переходного периода, которые обеспечило правительство, на энергосберегающие технологии перейдут все промышленные объекты, желающие продолжать свою работу.

Диверсификация источников поставок газа — третье условие решения проблемы. Работа в этом направлении идет активная, но говорить о конкретных результатах пока рано. Скажу тогда, когда дело будет сделано.

Юлия Тимошенко:

— Боюсь, что эта проблема станет чрезвычайно актуальной гораздо раньше, чем мы думаем. Возможно, уже утром 27 марта. По-крайней мере, судя по паническим запискам, которые регулярно господин Ивченко отправляет президенту, ситуация в газовой отрасли катастрофическая. Он предлагает лечить кризис тотальным повышением цен — до 400 гривен за тысячу кубометров газа для населения и 600 гривен для бюджетных организаций. Это, мягко говоря, нехорошо.

Нам необходимо немедленно убрать с внутреннего рынка полумафиозные структуры, типа «РосУкрэнерго», восстановить прямые государственные контракты с Туркменистаном, Россией, Казахстаном и Узбекистаном, убрать дилетантов и воров из отрасли, восстановить легитимность российско-украинского договора о поставках газа до решения вопроса в Стокгольмском суде.

Виктор Янукович:

— Частично я уже ответил на этот вопрос, когда коснулся украинско-российских отношений. Нужно пытаться восстановить прежние добрососедские отношения с РФ. Только после этого можно будет начать переговорный процесс о пересмотре нынешних договоренностей в газовой сфере. Я уверен, что сделать это удастся.

Однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что причины так называемой газовой проблемы лежат не только в плоскости ошибок, допущенных нынешним украинским руководством в сфере внешней политики. Партия регионов отдает себе отчет в том, что нам требуется срочно менять подходы к обеспечению энергетической безопасности страны. Поэтому в рамках Стратегии экономического развития Украины мы разработали план действий на этом направлении.

Энергетическая политика предыдущих периодов развития государства строилась, прежде всего, с учетом необходимости создания устойчивой и надежной системы энергоснабжения страны. С этой целью развивались и поддерживались в определенном режиме все отрасли национального топливно-энергетического комплекса, и с этой же целью Украина участвовала в международных энергетических проектах на паритетных условиях, при соблюдении баланса национальных интересов стран–участниц таких проектов.

Такая политика позволяла обеспечивать устойчивый рост базовых отраслей национальной экономики и бесперебойно снабжать население и бюджетную сферу всеми видами топлива и электроэнергией (по относительно низким ценам, что связано прежде всего с недостаточно высоким уровнем доходов основной массы украинского населения). Сейчас можно сколько угодно говорить о высокой энергоемкости украинской продукции, но мы с вами знаем, чем это обусловлено, как и то, что одними разговорами проблему не решить.

Мы считаем, что современные наукоемкие технологии дадут возможность обеспечить высокую степень энерго- и ресурсосбережения и экологизации промышленного и сельскохозяйственного производства.

Энергоэффективность должна стать главным критерием при выборе технологий в ходе модернизации предприятий ТЭК и других отраслей экономики. Реализация Стратегии позволит вывести страну на качественно новый уровень развития. Но для этого, прежде всего, нужно реализовать комплекс антикризисных мер.

Во-первых, упорядочить ситуацию в газовой отрасли, поставить заслон спекуляциям на внутреннем рынке и вывозу капитала; принять меры в интересах национальной безопасности по недопущению отчуждения ГТС и других объектов нефтегазовой отрасли Украины за долги иностранным компаниям и банкам (которые активно накапливает НАК «Нефтегаз Украины»); обеспечить прозрачность при формировании цен и тарифов, организовать действенный контроль со стороны государства в вопросах ценообразования и распределения природного газа потребителям Украины.

Во-вторых, создать условия для повышения уровня доходов населения и компаний и обеспечения притока инвестиций в ТЭК.

Необходимо освободить ТЭК от груза старых долгов. Они в течение уже многих лет являются тормозом в его развитии. Ведь принят же специальный закон, который позволяет эффективно провести реструктуризацию задолженности, выявить и списать безнадежные долги, а также постепенно, до 2010 года, вернуть в оборот значительные средства.

В целях обеспечения надежного энергоснабжения страны необходимо в электроэнергетике в безотлагательном порядке развернуть работы по широкомасштабной реконструкции ТЭС согласно утвержденному в 2004 году плану, которым предполагалось эти работы провести в течение 2005—2010 гг.

Все программы строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, включая гидро- и ветроэнергетику, были подготовлены, в основном, до 2005 года. При этом предусматривались мероприятия по восстановлению отечественного производства энергетических машин и оборудования под перечисленные задачи. Программы можно пересматривать, но сдерживать процессы развития отрасли нельзя — это губительно для всей экономики!

В вопросах теплоснабжения населенных пунктов Партия регионов еще в 2003—2004 годах начала работу по совершенствованию системы теплоснабжения в Украине. Развитие наряду с коммунальной теплоэнергетикой систем автономного теплообеспечения позволит с высоким энергосберегающим эффектом решить эту проблему для многих малых городов и сельских населенных пунктов.

Совершенствование государственного управления и регулирования. Сейчас наиболее острым является вопрос кадровой политики и методов управления топливно-энергетическим комплексом. На наш взгляд, волевые методы и массовая замена руководителей и специалистов на ключевых постах в отраслях ТЭК недопустимы. Вопрос подготовки управленческих кадров — № 1. Кроме того, должна соблюдаться преемственность стратегических задач и заключенных в национальных интересах международных договоров.

«ЗН»: Что конкретно можете предложить вы и ваша политическая сила для решения проблемы диверсификации источников энергообеспечения Украины?

Юрий Ехануров:

— В первую очередь, мы должны по максимуму использовать свои ресурсы. Что бы ни говорили о дороговизне разработки украинских месторождений и о том, что такая разработка требует много времени, — это наш стратегический ресурс. Во вторую очередь Украина должна всерьез задуматься об альтернативных нефти и газу источниках энергии — атомной, гидроэнергии, нетрадиционной энергетике. В третью — мы должны избавиться от неоправданных потерь энергии, внедрить энергосберегающие технологии, исключить схемы воровства энергоносителей и энергии. То есть энергетический сектор должен быть зачищен. Это то, что не требует сложных политических комбинаций. Нужна только политическая воля. Наша сила ее имеет.

Дальше мы должны активизировать работу со странами-экспортерами энергоресурсов: Россией, Туркменистаном, Казахстаном, Ираном, странами Северной Африки. В перспективе ни один из наших партнеров не должен иметь «контрольный пакет» в вопросе поставок энергоносителей. Проще говоря, отказ от поставок энергоносителей одним из внешних источников должен быстро и эффективно покрываться за счет других.

Юлия Тимошенко:

— Я не люблю слова «диверсификация». Лучше говорить о новой энергетической политике Украины. Мы ее полностью разработали во время моего премьерства. Для того чтобы ее проводить, надо ездить не в Москву к Могилевичу, а в Иран и Саудовскую Аравию, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан.

Виктор Янукович:

— Ситуация с обеспечением газом обязывает пересмотреть планы реструктуризации и развития угольной промышленности. Запасов угля в Украине хватит на сотни лет. Этот надежный и, самое главное, собственный энергоноситель позволит снизить зависимость от импорта газа и нефти. Направления развития отрасли предусмотрены в проекте закона Украины «О Концепции энергетической безопасности Украины», соавторами в подготовке которого выступили члены Партии регионов.

Государство должно создать условия для модернизации перспективных угольных предприятий и строительства новых высокопроизводительных шахт, обеспечить высокий уровень безопасности горных работ. Большое внимание должно быть уделено вопросу организации добычи попутного газа (метана) угольных месторождений и использования его в промышленных масштабах, что позволит улучшить структуру энергобаланса Украины. Партия регионов заинтересована в продвижении законопроекта «О газе (метане) угольных месторождений», который прошел первое чтение.

В нефтегазовой отрасли. В целях удовлетворения возрастающих потребностей в углеводородах и снижения зависимости от их импорта уже в ближайшей перспективе целесообразно сосредоточить поисково-разведывательные работы в районах Азово-Черноморского шельфа и южных окраин Донбасса. Государство должно создать условия для притока капитала на освоение новых месторождений нефти и природного газа.

Одновременно следует развивать собственную систему нефтепереработки, повысить глубину переработки сырья до 85% , качество нефтепродуктов — до мировых стандартов.

Необходимо также обеспечивать участие Украины в совместных международных проектах по добыче нефти и природного газа на территории других странах — Ближнего и Среднего Востока, Северной и Центральной Африки.

Но все же одна из главных задач — восстановление отношений с главными стратегическими партнерами Украины в энергетическом секторе — Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Азербайджаном.

«ЗН»: Считаете ли вы, что для Украины выходом могло бы стать создание замкнутого ядерного цикла и строительство новых АЭС?

Юрий Ехануров:

— Мы должны быть честными перед самими собой: Украина имеет очевидную «вилку» в обеспечении растущих потребностей в электроэнергии: или тепловые станции, или атомные (альтернативные источники говорят сами за себя, в наших условиях они могут быть только вспомогательными). Первый путь — прямая угроза экологии и здоровью наших граждан, второй — потенциальная. Поэтому, во-первых, мы создадим все элементы топливно-ядерного цикла, кроме обогащения и переработки отработанного топлива; а во-вторых, будем развивать атомную энергетику, заботясь о ее максимальной безопасности.

Юлия Тимошенко:

— Многие страны мира сегодня пересматривают концепции собственного энергетического развития в пользу атомной энергетики с высокой степенью безопасности на основе новых технологий. Франция, например, уже сегодня имеет до 80% атомной энергии в общем энергобалансе.

Я убеждена, что по научному и ресурсному потенциалу Украина должна стать страной с замкнутым ядерным циклом. Эта программа может быть реализована в течение десяти лет. Другое дело, что этого не хотят правительства некоторых государств. Украину объективно никто не хочет видеть сильной. Однако мы все равно должны создавать безопасные ядерные реакторы, а не могильники для мировых ядерных отходов.

Виктор Янукович:

— Не думаю, что это реально. В то же время было бы целесообразно начать обследование по выявлению остаточного ресурса энергоблоков № 1 и № 2 Ривненской АЭС и других атомных станций, а также начать подготовительные работы по обеспечению продления срока их службы, в соответствии с Комплексной программой, одобренной Кабмином в 2004 году. Важно приступить к строительству магистральных линий электропередачи напряжением 750 киловольт, в том числе для выдачи мощностей Ривненской АЭС и других объектов электроэнергетики.

Вообще, вопросам дальнейшего развития ядерной энергетики в Украине должно быть уделено самое серьезное внимание.

«ЗН»: Президент Виктор Ющенко заявил, что «власть признает итоги приватизации в Украине и не намерена их пересматривать». Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Юрий Ехануров:

— Верность позиции президента подтвердила сама жизнь. Стихия реприватизации и благоприятный инвестиционный климат — вещи не совместимые. Хочу только уточнить: мы признаем все итоги, по которым нет судебного опротестования. Однако в любом случае, кроме НЗФ, приоритетным вариантом решения проблем будет мировое соглашение.

Юлия Тимошенко:

— Нет, не согласна. Президент Украины — не эмир и не шейх. Он должен находиться в конституционном поле. Все спорные вопросы по приватизации, если мы движемся к правовому государству, должны решаться в суде, а не на пресс-конференциях президента.

Виктор Янукович:

— Президент Ющенко заявлял многое, но часто происходило по-другому. Я думаю, инвестор теперь будет очень осторожно подходить к вопросу размещения своего капитала в Украине и представителям действующей власти попросту не станет доверять. Ситуацию может исправить только политреформа, которая изменит распределение компетенции власти. Может быть, когда правительство будет сформировано парламентом, а не узкой группой политиков, преследующих цель удержаться у власти, ситуация изменится.

«ЗН»: Поддерживаете ли вы идею института депутатской неприкосновенности? Если нет, то почему? Если да, то должна ли она касаться депутатов всех уровней или только депутатов местных советов?

Юрий Ехануров:

— Категорически нельзя согласиться с депутатской неприкосновенностью депутатов местных советов. Граждане Украины должны быть равны перед законом.

Что касается иммунитета депутатов Верховной Рады, то его статус следует во многом пересмотреть и сделать более цивилизованным.

Юлия Тимошенко:

— Ответ совершенно однозначный: депутатской неприкосновенности быть не должно. Наша фракция уже полгода не слезает с парламентской трибуны, добиваясь отмены закона о полном депутатском иммунитете. К сожалению, фракции «Нашей Украины», «Регионов» и коммунистов провалили голосование по этому вопросу. Каждый кандидат в депутаты от Блока Юлии Тимошенко подписал заявление об обязательствах, в числе которых императивное голосование за отмену неприкосновенности для депутатов местных советов и за внесение изменений в Конституцию относительно ограничения иммунитета для народных депутатов Украины.

Виктор Янукович:

— На нынешнем этапе, когда власть может использовать силовые ведомства для устранения политических соперников, как это было в отношении многих членов Партии регионов, я буду поддерживать идею депутатской неприкосновенности, в том числе и на местном уровне. Когда уровень демократии возрастет настолько, что использовать такие методы будет невозможно, я первым выступлю за снятие такого иммунитета.

«ЗН»: Назовите, пожалуйста, партии и блоки, с которыми руководимая вами политическая сила ни при каких обстоятельствах не вступит в коалицию в будущем парламенте?

Юрий Ехануров:

— Мы вступим в коалицию с теми политическими силами, которые убедят нас в том, что их видение будущего Украины согласуется с нашим. Основой для создания коалиции будет общее понимание необходимости создания динамичной рыночной экономики, с приоритетом развития современных технологий, желание провести реформу политической системы и структуры государственного управления. Понимание необходимости европейской интеграции как стратегии для Украины также будет существенным фактором в выборе партнеров по будущей коалиции.

Естественно, мы не сможем создать коалицию с политическими силами, которые не попадут в парламент.

Юлия Тимошенко:

— Партия регионов Януковича.

Виктор Янукович:

— Говорить об этом до оглашения результатов голосования — рано. Давайте посмотрим, какие силы войдут в парламент, какова будет их расстановка. Однако уже сегодня могу сказать, что критерием формирования парламентского большинства должны стать не чьи-то амбиции, а дело, которому должен служить парламент, — создание законодательной базы, обеспечивающей необходимый социально-экономический прогресс. Это — первично. Все остальное должно решаться за столом переговоров.

«ЗН»: Какие три первоочередных шага необходимо сделать для уменьшения раскола, существующего в украинском обществе? Намерены ли вы заниматься решением этой проблемы?

Юрий Ехануров:

— В Долгосрочной стратегии развития Украины, которую я в первый раз представил перед студентами Киево-Могилянской академии, «Объединение страны» стоит пятым пунктом. Для меня, как экономиста, очевидно, что объединению должна способствовать политика, направленная на обеспечение более активных контактов между жителями разных регионов страны. Мы прежде всего должны лучше узнать друг друга, это поможет расстаться с ложными страхами и навязанными стереотипами.

С этой целью предполагается реализовать комплекс мер, направленный на развитие внутреннего туризма (льготные билеты по определенным маршрутам, развитие инфраструктуры, привлечение на рынок «дисконтных авиакомпаний» и т.д.). Параллельно необходимо активизировать обмен студентами между различными вузами страны, а также — повысить миграционную мобильность рабочей силы.

Юлия Тимошенко:

— Раскола в обществе не существует. Есть раскол в политикуме, в высшем политическом свете. Для достижения единства страны не надо апеллировать к Майдану, спекулировать вокруг статуса русского языка или НАТО. Необходимо сосредоточиться на тех общественных проблемах, которые одинаково близки людям Львова, Донецка, Черкасс и Одессы.

Виктор Янукович:

— Во-первых, основным политическим силам нужно отказаться от конфронтации по отношению друг к другу. Сейчас идет настоящая идеологическая война, главным образом против тех, кто находится в оппозиции. Оранжевые силы понимают неизбежность поражения на предстоящих выборах, и это вызывает у них очень болезненную реакцию. Они забывают, что, навешивая на нас всевозможные ярлыки, они оскорбляют миллионы граждан Украины, которые 26 марта будут голосовать за Партию регионов. Если такое положение вещей сохранится — в Украине не бывать гражданскому согласию.

Тем не менее, придя к власти, мы постараемся в кратчайшие сроки засыпать не нами вырытые окопы. Самый эффективный путь к этому — повышение уровня жизни, рост благосостояния людей, развитие демократии. Когда живется хорошо, ссориться не тянет, тем более что серьезных причин, кроме желания некоторых политиков, в Украине для ссор не существует.

«ЗН»: Назовите три основных шага, которые вы намерены предпринять для реального уменьшения уровня коррупции в стране.

Юрий Ехануров:

— Украине нужна разработка и введение в действие системной антикоррупционной программы, в основе которой будут находиться амнистия капиталов и детенизация экономики. Мы готовы к проведению судебной реформы. И уже сейчас правительство работает над увеличением легальных прибылей граждан и безналичного оборота денег.

Юлия Тимошенко:

— Первый шаг — в направлении к Петру Порошенко, второй — к Третьякову, третий — к оставшимся «любим друзям». Коррупция в сегодняшней Украине — это не отдельно взятая проблема. Это — способ управления государством. Для того чтобы убрать коррупцию, не надо ничего, кроме политической воли и желания это сделать.

Виктор Янукович:

— В первую очередь необходимо устранить причины коррупции. Ее в основном порождает бедность. Госслужащий с маленькой зарплатой больше подвержен искушению использовать свое положение с целью получения незаконных доходов, нежели его коллега, получающий достойное денежное вознаграждение. При этом необходимо максимально ограничить его возможности влиять на ситуацию, сведя к минимуму всевозможную бюрократию. Поэтому нужно не плодить популистские программы а-ля «Контрабанде — стоп», а устранять экономические причины существования этого явления.

Естественно, это процесс не одного дня. Поэтому в процессе проведения необходимых реформ Партия регионов предлагает: создать черный список компаний, подозреваемых в контрабанде; перейти на абсолютно прозрачную систему госзаказов; публиковать ведомости о зарплате и доходах всех членов правительства, судей, депутатов, а также об их связях со структурами в бизнесе.

«ЗН»: Вопрос амнистии теневых капиталов обсуждается во власти и в обществе давно. Являетесь ли вы сторонником такой амнистии и если да, то на каких условиях?

Юрий Ехануров:

— Все капиталы не криминального происхождения должны работать. Условие одно — возвращение капитала в Украину и вложение в официальный сектор, в создание новых производств и рабочих мест.

Юлия Тимошенко:

— Мы признаем священное право собственности, но никогда не признаем святости украденного. Это постулат распространяется и на капитал. Я за амнистию капиталов, заработанных собственником районной парикмахерской, но категорически против амнистии частных капиталов, которые еще вчера были капиталами, скажем, «Нафтогазу України». Все, что нажито «тяжким трудом», должно быть амнистировано. Однако все спорные вопросы, как и в случае с реприватизацией, должны решаться в суде. А то нам придется амнистировать и квартирных воров.

Виктор Янукович:

— Да, я поддерживаю эту идею. Она снимет много проблем, хотя на первых порах будет не так просто убедить общество в том, что такая амнистия согласуется с понятием социальной справедливости.

Источник: Зеркало недели
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх