EN|RU|UK
 Экономика
  3051  58

 У НАС КАК В АНЕКДОТЕ: "ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И СПИ СПОКОЙНО... НА СКАМЕЙКЕ", - ЛЮДМИЛА ДЕНИСЮК, ГЛАВА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КГГА

"На практике только 5-7% предпринимателей способны эффективно управлять и развивать свой бизнес... Безусловно, те налоговые ставки, которые действуют сегодня – неоправданны. В такой ситуации бизнес обязательно будет в тени. Он будет всячески искать и находить варианты, чтобы обойти эту систему. У нас сейчас, как в том анекдоте: "Заплати налоги и спи спокойно на скамейке".

Доля малого и среднего бизнеса в экономике развитых стран мира составляет около 50% ВВП в среднем, тогда как в Украине эта цифра достигает 15% максимум. Не мудрено: за рубежом правительство создает все условия для развития малого и среднего бизнеса, поддерживая предпринимателей различными государственными программами, выгодными условиями кредитования, лояльной налоговой политикой, максимально простой системой регистрации бизнеса и отсутствием бюрократии. Ведь эти люди вносят огромный вклад в развитие экономики страны. У нас все с точностью наоборот. Плюс - безосновательное зачастую вмешательство в работу предпринимателей контролирующих органов делает развитие малого и среднего бизнеса в Украине весьма сложным. О проблемах и перспективах развития предпринимательства в столице мы говорили с главой Департамента промышленности и развития предпринимательства КГГА Людмилой Денисюк.

денисюк предпринимательство

«Разрешительная система должна быть только там, где есть опасность для жизни и здоровья человека или вред экологии»

- Людмила Всеволодовна, с какими жалобами и проблемами чаще всего предприниматели обращаются к Вам в департамент?

- Самые больные вопросы - это вопросы временных сооружений (МАФов). О законности их демонтажа, законности установления, осуществления торговой деятельности. Есть вопросы и по рейдерским захватам, по закрытию бизнеса. К примеру, зарегистрировать бизнес - проблем нет. А вот закрыть предпринимательскую деятельность - проблема очень и очень большая. Еще лет семь тому назад мы поднимали этот вопрос. Некоторое упрощение произошло, но процедура все равно остается сложной. Из-за отсутствия четкого ее порядка открыть бизнес легче, а закрыть тяжело.

Много вопросов от киевлян, которые обращаются с тем, что предприниматели все-таки нарушают покой, тишину и благоустройство города. На недавнем заседании Торгово-промышленной палаты Украины и Украинского союза промышленников и предпринимателей мне очень понравилась инициатива вице-президента УСПП Людмилы Жук, которая предложила разработать Кодекс этики предпринимателя, где должны быть прописаны основные права и обязанности предпринимателя, что он должен делать и что соблюдать, как быть социально активным. Я двумя руками «за». Я считаю, что от профессиональности подхода в любом деле зависит конечный результат: либо он будет положительный, либо отрицательный.

Бизнес должен руководствоваться четкой законодательной базой, опираться на честные решения судов, иметь возможность доступного кредитования - без этого нельзя.

- С 1 июля в Украине вступил в силу новый упрощенный механизм регистрации бизнеса. Насколько эффективна эта система и действует ли она на практике?

- Да, с 1 июля регистрация юридических и физических лиц - предпринимателей проводится через Государственную регистрационную службу, которая подчинена Минюсту. Сегодня можно оплатить регистрацию услуги через интернет, можно провести ряд специальных регистрационных операций, можно получить необходимую информацию по документам и т. д. Это, конечно, очень удобно и быстро. Плюс этой электронной системы в том, что она минимизирует контакты предпринимателя с чиновниками, что в свою очередь, ведет к уменьшению уровня коррупции. Также работает и совершенствуется разрешительный центр по городу Киеву, в котором кроме регистрации и выдачи документов разрешительного характера уже появилась возможность записать ребенка в детский садик, получить загранпаспорт и паспорт гражданина Украины. В целом, я считаю, что разрешительная система должна быть только там, где есть опасность для жизни и здоровья человека или вред экологии.

«Почти половина предпринимателей закрывают свой бизнес, не выдержав давления со стороны контролирующих органов»

Чиновник обязан оказывать услугу предпринимателю или любому жителю города. В цивилизованной стране, когда ты приходишь к чиновнику - у него четко прописано, какие услуги он предоставляет. У нас же такой информации нет. Следовательно - все зависит от квалификации, задач, которые ставит перед собой государственный служащий, морально-этических качеств, от настроения и т.д. Государственный служащий - это, прежде всего, человек, который предоставляет услуги. И если при этом бизнесмену легко вести свое дело - значит, он успешно развивает свой бизнес и, следовательно, платит больше налогов. Поэтому я считаю,что развитие экономики города или государства не может быть без создания прозрачных условий для развития бизнеса.


денисюк предпринимательство

- Какие первоочередные шаги необходимо предпринять сегодня правительству для того, чтобы достичь этой прозрачности?

- В первую очередь, нужно менять налоговую и законодательную системы. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС ускорит этот процесс. Все те нормы и правила, которые работают сегодня в цивилизованных европейских государствах, будут выполняться и в Украине. Это, на мой взгляд, очень важно, так как время показало, что внутренними силами и нашими законами мы этого добиться не можем. Я считаю, что за такой шаг Президенту Украины нужно сказать спасибо и поддержать эту инициативу всем обществом.

- Несмотря на тяжелые условия для ведения бизнеса в Украине, согласно данным Института социологии НАНУ, 30,6 % украинцев все же хотели бы открыть собственное дело, а еще 18,7% ответили на вопрос «скорее да». В сумме это почти 50%, приблизительно столько же, как в развитых странах, где власть всячески поддерживает развитие малого и среднего бизнеса различными государственными программами, привлекательными условиями кредитования, максимально простой системой регистрации бизнеса и т. д. Какова динамика в Киеве на сегодняшний день: больше все-таки открываются или же закрывают свой бизнес?

- Больше все-таки открывают, но статистика все равно не очень радужная. В 2012 году возобновилась тенденция к увеличению общего количества вновь созданных субъектов предпринимательства. На протяжении года в Киеве 24007 предпринимателя зарегистрировали свой бизнес, что на 4,8 % больше в сравнении с предыдущим годом. И закрыли свою деятельность 10 446 субъектов предпринимательства. В течение первого полугодия 2013 года зарегистрировано 13 525 вновь созданных субъектов предпринимательства, и закрыли свою деятельность 5 904 субъекта предпринимательства. То есть, почти половина все-таки закрываются.

- Из-за давления контролирующих органов, наверное, в первую очередь? Как реально предприниматель может себя сегодня защитить в условиях безосновательного давления на него со стороны контролирующих органов, учитывая тот факт, что на судебную систему надежды мало?

- Из-за давления контролирующих органов, налоговых обязательств. Есть разные примеры того, как предприниматели себя защищают: дядя - «большой» чиновник, тетя - еще кто-то и т. д. Но, я считаю, защитить себя можно только законодательно. Если вы решили заниматься бизнесом, нужно четко понимать, что в любом бизнесе нужен профессиональный подход. У вас должна быть мощная юридическая база, знание законов и умение отстаивать свои права, - вот тогда можно отстоять свой бизнес.

«Только 5-7% предпринимателей способны эффективно управлять и развивать свой бизнес»

Но здесь, нужно сказать, что многое зависит еще и от самого человека. На практике только 5-7% предпринимателей способны эффективно управлять и развивать свой бизнес. Потому что не каждый человек может быть бизнесменом. Нужно иметь хватку. Человек может быть прекрасным учителем, прекрасным врачом, но плохим бизнесменом. Быть предпринимателем - это тоже талант. Сегодня мы при участии Торгово-промышленной палаты Украины и правительства Норвегии запустили великолепный проект: на Большой Житомирской открыли первый бизнес-инкубатор i-Hub, который дает возможность талантливым молодым предпринимателям себя реализовать.

- Это инвестиционный проект?

- Да. Торгово-промышленная палата предоставила около 1000 квадратных метров площади, а правительство Норвегии полностью обеспечило материально-техническую базу для проекта - закупило оборудование, компьютеры и т. д. И мы, таким образом, нашим студентам, нашему малому и среднему бизнесу даем возможность аккумулировать и продуцировать свои идеи. Это могут быть различные направления, главное, чтобы твоя идея была востребованной и интересной. На сегодняшний день там действует 60 рабочих мест, где создаются стартапы. Над созданием определенного проекта работает команда, которую консультируют отечественные и заграничные специалисты. Приезжают бизнесмены разного уровня, знакомятся с программами. Если какой-то из проектов им интересен, - они дают возможность и финансы на его развитие. Я знаю, что некоторым участникам стартап-команд уже выделили около 500 000 евро.

«Такие стратегические объекты, как «Киевэнерго», «Киевгаз» или «Киевводоканал» должны быть в коммунальной собственности города»

Я считаю, что мощная точка развития бизнеса - это создание индустриального парка на территории города Киева. У нас есть 300 гектаров земли в собственности города, где мы предлагаем создать такой производственный узел, где могут производиться не только материальные, но и интеллектуальные продукты. Не секрет, что сегодня очень многие предприятия в городе Киеве находятся в центральных местах и занимают по 20-30 гектаров земли, в то время, как выпускают продукцию на одном гектаре, а остальные сдают в аренду под офисы, склады или что-то еще. Так не может быть. Это нонсенс. Но если это производство интересно и оно может развиваться, оно создает конкурентную продукцию, то почему его не развивать, но развивать эффективно. Мы хотим разработать комплексную схему индустриального парка, и у нас есть уже несколько хороших предложений со стороны бизнеса. Мы идем абсолютно цивилизованным путем, как это происходит во всех столицах мира: мощные тяжелые производства выносятся за пределы города. Их не может быть в столице. Столица - это культурный, научный, финансовый центр.

- Насколько реально вынести все эти предприятия за город?

- Чтобы ответить на вопрос «Что делать с промышленностью города Киева - выносить, развивать, вкладывать деньги?» прежде всего, нужно сделать мониторинг этих предприятий и определить, какие из них являются перспективными, а какие нужно раз и навсегда похоронить. Есть ведь производственные предприятия, которые абсолютно конкурентоспособны - такие как «Фармация», «Рошен», «Оболонь», к примеру. Нужно для начала сделать мониторинг эффективности всех предприятий. Это долгосрочный, но абсолютно обязательный план. Без этого обойтись нельзя.

- Инвестиционный климат в Киеве за последнее время улучшился или напротив - ухудшился, и с чем это связано?

- В целом по стране инвестиционный климат, конечно, ухудшился, но что интересно, по Киеву он улучшился. Это объяснимо, потому что Киев - это столица, которая интересна по всем направлениям, тут и торговые и строительные, и финансовые интересы. Поэтому, если говорить о Киеве, то инвестиционный климат здесь за прошлый 2012 год улучшился - прирост капитальных инвестиций увеличился в 2,4 раза, а прямых иностранных - в 6,8 раза.

- Еще одна большая проблема предпринимательства в столице - это монополия. Сферы влияния в том или ином виде бизнеса давно поделены и предпринимателю без серьезных связей весьма трудно занять свое место «под солнцем». Явные примеры тому «Киевэнерго» и «Киевводоканал». При этом Антимонопольный комитет зачастую предъявляет претензии абсолютно не к тем людям
.

- Я считаю, что такие стратегические объекты, как «Киевэнерго», «Киевгаз» или «Киевводоканал» не могут быть стопроцентно в частных руках, это неправильно. Контрольный пакет, безусловно, должен быть в собственности города.

денисюк предпринимательство

- Как Вы считаете, реально вывести сегодня малый и средний бизнес из тени в условиях действующих налоговых ставок?

- Нет. Безусловно, те налоговые ставки, которые действуют сегодня - неоправданны. В такой ситуации бизнес обязательно будет в тени. Он будет всячески искать и находить варианты, чтобы обойти эту систему. У нас сейчас, как в том анекдоте: «Заплати налоги и спи спокойно на скамейке». Сколько бы мы ни призывали бизнес не платить зарплату в конвертах, пока это не будет выгодно бизнесу - ничего не изменится. Коррупция, которую мы имеем на сегодняшний день, существует на всех уровнях. Если в цивилизованном мире люди просто на ментальном уровне не понимают, что такое может быть, то у нас это входит просто в систему обыденности решения вопроса.

«Украина занимает 181-е место по простоте уплаты налогов. Хуже только в Беларуси и Центральноафриканской Республике»

С 1-го января 2013 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно изменения ставок некоторых налогов и сборов)». Согласно этому Закону будут регулироваться отдельные вопросы касательно администрирования налогов, в том числе смягчается налоговая нагрузка на плательщиков единого налога. Так, для физических лиц - плательщиков единого налога вводится годовой отчетный период вместо квартального, что должно значительно уменьшить объем отчетности для мелких предпринимателей и их контакты с налоговыми органами. Для предпринимателей, которые выбирают упрощенную систему налогообложения, вводится возможность выбора способа направления в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему: лично налогоплательщик пойдет, либо же высылается по почте или Интернету и так далее. Кроме того, вводится новый вид проверок налогоплательщиков - электронный. Такие проверки, конечно, развязывают руки.

Возможно, некоторое упрощение предприниматели почувствуют в связи с этими нововведениями, но это всего лишь малая часть того, что нам еще предстоит сделать. Безусловно, все те стандарты, которые на сегодняшний день работают в ЕС, должны работать и в Украине. А в тех условиях, когда Украина сегодня в общем рейтинге из 183 стран занимает 181-е место по простоте уплаты налогов, о какой прозрачности и развитии бизнеса можно говорить? Хуже ситуация только в Центральноафриканской Республике и в Беларуси. По количеству налогов мы занимаем «почетное» 183-е место - у нас сегодня насчитывается 135 налогов. По количеству затрат времени на налоговый учет Украина идет на 174 месте с 657 часами. Это в 3,5 раза больше, чем в США.

«Эти киоски «крышует», кто хочешь: и милиция, и прокуратура, и депутаты разных уровней…»

денисюк предпринимательство

- Вернемся к временным сооружениям (МАФам). Какова на сегодняшний день ситуация с ларьками в столице? И что КГГА планирует делать с ними в перспективе?

- На сегодняшний день разрабатывается схема размещения временных сооружений (МАФов) в тех местах, где это удобно жителям, учитывая их вид деятельности. В эту схему войдет около 6 тысяч временных сооружений. На сегодняшний день их количество колеблется в районе 15-20 тысяч, а может и 30 тысяч. И только 5 131 из них работают легально. Потому что «крышуют» эти киоски кто хочешь: и милиция, и прокуратура, и депутаты разных уровней и пр. Чем выгоден этот бизнес? Вкладываешь мало, а отдача - большая. Поставил ты киоск, заплатил 10 тысяч, и сдаешь каждый месяц в аренду приблизительно за тысячу долларов. За год такой киоск окупается, и можно дальше работать. Это огромные заработки. А если у тебя 50 этих киосков - ты сидишь и следишь, как тебе приносят мзду. Давайте говорить откровенно, те люди, которые там торгуют - это не собственники киосков. Поэтому Департамент строительства и архитектуры КГГА разрабатывает сегодня схему, согласно которой будет четко определена работа временных сооружений: где их можно ставить, где нельзя, столько-то метров от школ, садиков, от метро, переходов и т. д.

- То есть, в центре временных сооружений (МАФов) не будет вообще?

- Скорее всего, будут. Но акцент будет делаться на то, что и где это выгодно и удобно жителю. Хотим как лучше - не дай Бог, чтобы получилось как всегда. Потому что слишком много интересов здесь замешано и политических, и финансовых.

- А как бороться с этим «крышеванием»?

- Это проблема общегосударственная. Была бы политическая воля - можно было бы поступить, как сделал президент Беларуси Лукашенко: в течение трех суток убрать все киоски, сделать чистый город. Но есть ли альтернатива сегодня человеку найти другую работу? Мы должны учитывать фактор занятости населения. Нужно находить компромисс.

- Еще одна больная тема Киева - это мобильные кофейни, которые достаточно полюбились жителям города: хороший кофе по доступной цене практически в любой точке столицы - это удобно. Но сегодня они оказались под угрозой закрытия...

- С одной стороны, это удобно. Но есть еще вопрос безопасности. Вы знаете, какие были взрывы…? Согласно действующим техническим условиям, газовый баллон может устанавливаться в машину либо для работы двигателя, либо для отопления салона, но не для подключения автокофеен, - этого в нормативных правилах сегодня не прописано. Мы обратились в службу Госгорпромнадзора, Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт с вопросом: «Что нам нужно сделать для того, чтобы узаконить и сертифицировать подключение к газу?». Ведь подключаться к электричеству на автомобиле - это довольно сложно. В Институте нам ответили, что этот проект стоит около 100 тыс. гривен. Кто эту сумму должен заплатить? Город не заплатит за это. Значит должна Ассоциация предпринимателей заплатить за это деньги и все это узаконить. Потому что город контролирует только функциональное назначение бизнеса - чем ты торгуешь, что должна контролировать СЭС и т. д.

Сегодня мы провели ряд совещаний с представителями ГАИ, с институтами, с предпринимателями, чтобы выработать единые правила для объектов передвижной торговли, в том числе автокофеен. Мы хотим вынести этот вопрос на обсуждение Киевсовета, но для начала это нужно согласовать с Антимонопольным комитетом и со всеми теми организациями, которые к этому причастны, чтобы разработать тот документ, который позволит обезопасить наших горожан от угрозы их жизни и здоровью. На сегодняшний день проект находится на согласовании в соответствующих структурах.

«Орган, который контролирует работу чиновников, не должен подчиняться тем же чиновникам другого уровня»

- Недавно КГГА заключила с ПАО «Киевхлеб» договор о сотрудничестве, которым зафиксировала цены на социальные сорта хлеба в Киеве. Вы лично обратились к предпринимателям с просьбой реализации социального хлеба в торговых сетях города, а при возможности и других социальных продуктов. Как предприниматели отреагировали на Вашу просьбу? Работает эта программа на сегодняшний день?

- Работает, но не в полном объеме. Предприниматели послушали, покивали, и сделали как им выгодно. Мы понимаем, что для человека, у которого пенсия маленькая, этот хлеб необходим. Но это, к сожалению, понимают не все. Поэтому я буду обращаться к нашим СМИ с просьбой сделать рейды по этим магазинам.

Какое преимущество у «Киевхлеба»? Они всегда рядом, они держат марку, и у них сегодня отличный ассортимент. Опять-таки, возвращаюсь к вопросу собственности… «Киевхлеб» было коммунальным предприятием - у них было 98 магазинов. «Киевхлеб» продали, и все эти 98 магазинов в центральных местах продали. Куда эти деньги пошли? Не в модернизацию. Они их вывели, перепродали производство - это тоже бизнес. Я веду к тому, что отсутствие контроля и принципиальных людей у власти приводит к такому состоянию дел, которое мы сегодня имеем. Администрация не может вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, но регулировать и контролировать эту деятельность мы обязаны.

- Реально ли побороть сегодня коррупцию и монополию в бизнесе, как Вы считаете?

- Думаю, все реально. В цивилизованном мире борьба с коррупцией сводится к четырем пунктам. Первый: закон не должен иметь двойного трактования. Второй: чиновник, который нарушает закон, должен быть наказан административно или уголовно. У нас хоть один чиновник наказан за то, что он нарушил что-то, не вовремя выдал разрешение, к примеру, нахамил кому-то или взятку у тебя потребовал? Третье: орган, который контролирует работу чиновников, не должен подчиняться тем же чиновникам другого уровня. А у нас что получается: чиновники контролируют чиновников. И последний пункт - мониторинг предыдущих пунктов. Поэтому победить все это можно. Главное - желание четко выписать и выполнять законы. Вот и все.

Виктория Мазур, Алексей Чернышев (фото), Цензор.НЕТ
VEhrdlVXNU9RMUV3UzFSU2FYazRkakJNU0ZGMVRrTXpNRXd6VVhSa1IwSm1Ua012TUZsRVVYUmtRekF3VEM5U1owNUROREJNTTFGMVRrTTRNRXhFVW1kMFF6RXdUSFpSZFVoNlVXMTBRMVF3U2xCUmEwaDZVVzEwUXpRd1RGaFJjMmM5UFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх