EN|RU|UK
 Экономика
  2997  12
Материалы по теме:

 НОВЫЙ АКЦИЗ: ПРЫГНЕТ ЛИ ЦЕНА НА БЕНЗИН?

НОВЫЙ АКЦИЗ: ПРЫГНЕТ ЛИ ЦЕНА НА БЕНЗИН?

Вопрос повышения акцизов на нефтепродукты в самое ближайшее время обещает стать ТОП-темой № 1. Политикум обсуждает сразу несколько инициатив, предлагающих увеличить сборы с топливных продуктов. Власть собирается рубить сук, на котором держится экономика, или отвлекает общественность от более значительных вопросов, касающихся всей нации?

Минувшая неделя была ознаменована горячими дискуссиями по «горючему» вопросу. Одна из инициатив принадлежит Министерству фи­нансов. Ведомство вынесло на рассмотрение Кабинета министров законопроект о повышении акцизного сбора на бензин и дизтопливо сразу в два раза. Повышение акцизов на топливо чиновники ловко оправдали ужасным состоянием дорог в Украине и оттянули во времени решение этого вопроса… до президентских выборов.

- Я бы сказал, что данная инициатива Минфина, скорее, напоминает «технико-экономическое обоснование» того кредита «Укравтодору» (500 млн евро), который брался под госгарантии на ремонт отечественных дорог, - комментирует слухи о возможном повышении топливных акцизов президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук . - Согласно этому документу, акцизы на бензин в течение 2013-2014 года не повышаются, а начиная с 2015 до 2018 года акцизы должны вырасти почти до 500 евро с тонны на бензин и до 400 евро за тонну на дизтопливо.

- Иными словами, до президентских выборов никаких потрясений на рынке топлива якобы не происходит, - продолжает эксперт. - Хотя, если детально проанализировать эту инициативу, то с таким предложением мог выступить только человек, который имеет суицидальные склонности, имею в виду экономический суицид. Торговать нефтепродуктами тогда имеет смысл, когда они затребованы на рынке и потребитель сможет их приобрести. А если учесть, что с уже имеющимися акцизами стоимость горючего для большинства населения страны в Украине балансирует на грани покупательской способности, то нам, похоже, предлагают поверить в то, что до 2018 года средняя зарплата в государстве (или доходы граждан) увеличатся в 5,5 раза. А иначе, кто сможет купить топливо с такой акцизной «накруткой»? Ну, не верится, что за пять лет украинцы станут в пять раз богаче, даже если бы нам удалось стать членами Евросоюза, не даст нам таких перспектив и Таможенный союз. Не такие у нас темпы роста экономики, чтобы об этом мечтать…

При всем при этом, чиновники наивысшего звена продолжают «успокаивать» народ: не будет никакого повышения цен на бензин. В частности, премьер-министр Украины Николай Азаров на своей странице в Facebook призвал население «не поднимать панику» по поводу повышения акцизов на топливо. Дескать, никакого официального правительственного решения по этому вопросу нет. Пока нет. А в народе говорят, если Азаров сказал, что повышаться цены не будут - верный знак, что цены поползут вверх. И автомобилисты отправились под Кабмин напомнить правительству, что любые поползновения цены вверх будут встречены протестами.

- У меня создается твердое убеждение в том, что все эти «акцизные» инициативы - не что иное, как попытка отвлечь общественность от более значительных для экономики Украины процессов, - высказывает предположение Леонид Косянчук. - Скорее всего, что никаких повышений акцизов не произойдет. Но шумиха, поднятая вокруг бензинового вопроса, позволяет власти отвлекать внимание людей от более серьезных вопросов. Возможно, что вся эта акцизная возня затеяна в связи с очередным переделом сфер влияния на рынке нефтепродуктов и топливных потоков в страну. Ведь если так не думать, то складывается впечатление, что власть собирается рубить сук, на который уселась. Или же инициаторы этих «повышений» совершенно не разбираются в сути вопроса. Ведь цена на нефтепродукты заложена буквально во все сферы жизнедеятельности общества: от услуг парикмахера до продукции тяжелого машиностроения. А в транспортной отрасли эта составляющая доходит до 50% себестоимости перевозок. И до чего же мы дойдем с грядущим повышением? Что, за такси будем платить, как за полет на самолете? Или будем ходить пешком?

Более обстоятельно к перспективе повышения акцизов на топливо относится Центр Разумкова. Директор энергетических программ Владимир Омельченко убежден, что такие инициативы продиктованы хроническим недопоступлением в бюджет.

- На мой взгляд, люди, лоббирующие данный законопроект, просто хотят побольше заработать денег, и как можно быстрее, - комментирует ситуацию Владимир Омельченко. - Ведь, начиная с нового года, поступления в Госбюджет из акцизов на нефтепродукты сократились на 36% (по данным Министерства налогов и сборов Украины, в январе - марте 2013 года поступления в госбюджет от акцизного сбора на нефтепродукты, если сравнивать с таким же периодом прошлого года, уменьшились более чем на 949 миллионов 680 тысяч гривен, - Авт.). Это говорит о том, что существуют определенные теневые схемы ввоза топлива в страну, в которых явно задействована и таможенная служба, ведь без них это сделать невозможно. Понятно, в бюджете образуется определенная дыра, которую необходимо закрывать. Предлагается закрывать ее за счет граждан. И парни заработают, кому нужно заработать, и в бюджете появятся деньги…

Похоже, правительство совершенно не собирается признавать, что рынок нефтепродуктов в настоящее время находится в стагнации. Реализация топлива через АЗС серьезно падает, по данным Государственного комитета статистики Украины, в первом квартале нынешнего года потребление бензина снизилось на 9,9 процента, а дизтоплива - на 7,7 процента. Рынок даже с существующими акцизами негативно реагирует на ситуацию с нефтепродуктами. И даже незначительное повышение акцизов попросту уведет основные прибыли в тень.

- Азаров превосходно понимает, к чему это может привести, - продолжает эксперт Центра Разумкова. - Если бы он не сдерживал своих молодых «коллег», заинтересованных в этом бизнесе, то эти повышенные акцизы уже давно стали бы реальностью. Я считаю, что если власть хочет сохранить стабильность хотя бы видимую, то она акцизы поднимать не будет. Хотя политическая система, находящаяся в состоянии деградации, начинает принимать решения, которые играют против самой же системы. Но, хочу предупредить, что последствия могут быть непредсказуемыми не только для экономической ситуации в стране, но и всего социально-политического строя…

Если бы речь шла только об автолюбителях, правительство, вероятнее всего, легко отмахнулось бы от их проблем. Но, речь ведь идет о ценообразовании практически на все товары и услуги в стране! Кроме того, повышенные акцизы на топливо способны спровоцировать новый мощный виток инфляции, причем, она явно имеет все шансы стать галопирующей. И в этом случае последствия для отечественной экономики не берется спрогнозировать даже самый гениальный макроэкономист.

- Если депутаты и правительство все же пойдут на этот шаг, мы будем иметь практически европейскую цену на нефтепродукты, - подытожил беседу о «горючих» акцизах Леонид Косянчук. - При этом хотелось бы напомнить правительству, что средний уровень дохода украинцев в 14 раз меньше, чем у жителя Евросоюза. Чтобы заправлять личный автомобиль, европеец тратит 5% средней зарплаты, а украинец - около 60%!..

Хотя, предполагают некоторые аналитики, возможно, что за всеми этими разговорами о повышении акцизов, угрозах для экономики, опять скрывается банальный передел сфер влияния? На сей раз - на рынке нефтепродуктов. Ведь по аналогичным схемам уже произошел передел рынка сжиженного газа, теперь вот - бензин и дизтопливо. Не зря, очевидно, появились слухи о создании какого-то «спецоператора» для завоза нефтепродуктов. Все ведь понимают, что он будет работать на «особых» условиях, которые создают исключительно для своих…

- Законы в нашей стране пишут, как правило, под тех, кто собирается монополизировать рынок, в данном случае - рынок нефтепродуктов, - высказал свое предположение Владимир Омельченко. - А монополизируют рынки, чтобы зарабатывать на них единолично. За всем этим стоит одно - желание заработать деньги, побольше и побыстрее. Естественно, о гражданах в таких случаях мало кто печется. Единственное, что сдерживает торпедирование «акцизных» инициатив - это предстоящие президентские выборы и желание сохранить хорошую мину при плохой игре…

Виктория Владина, для Цензор.НЕТ

TUV0aVVYUmtRemt3V1hObk1Fd3pVWE5EUkZGelpFTXhNRXd6VVhRNVF6UXdUREIyVEhrNGRqQk1TRkYwWkVNNU1FeG1VWFZPUXpsbVRrZEhNRXhZVVhaa1Iwdz0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх