EN|RU|UK
 Здоровье, Политика Украины
  8697  24

 ИНСТИТУТ АКАДЕМИКА ШАЛИМОВА – ОТСТОЙНИК ДЛЯ МИНИСТРОВ – НЕУДАЧНИКОВ?

Институт академика Шалимова

Мы часто говорим, что дела великих людей живут в их учениках, в традициях, заложенных и воспитанных в их школах. Однако в последнее время эти тезисы и моральные принципы активно подменяются расстановкой на «ключевые» посты «своих» людей, на которых можно положиться и доверять.

Не обошла эта беда и медицину. Уже давно на большинство руководящих должностей облздравов, горздравов, больниц и санаториев, каждый раз, как только меняется руководитель области или города, назначаются близкие или родственники нового руководителя. Эта, как сейчас модно говорить "схема" перестала удивлять наших граждан и даже воспринимается с пониманием, дескать, а как же иначе - нужен «свой» человек. Но если економика расплачивается за некомпетнтность управления финансовыми потерями, то в медицин е цена непрофессионализма - человеческая жизнь.


Наука. Святой Грааль развития всей цивилизации. Мы говорим «развитые страны» подразумевая быстрое и совершенное развитие в них научной мысли, воплощение научных идей в повседневную жизнь. Современная жизнь требует постоянного совершенствования не только технического, но и человеческого фактора. Именно поэтому во всех странах создаются и хранятся имеющиеся научные общества, институты и академии. Именно они призваны преумножать научный потенциал тех стран, которые шагая в ногу со временем, думают о завтрашнем дне, а стало быть, о будущем своих детей и внуков.

В медицине наука всегда занимала особое место. Врачи, занимающиеся не только практической деятельностью, но и посвятившие себя научным изысканиям всегда пользовались особым почетом. Их имена вписаны золотыми буквами и переданы из уст в уста за многие столетия до нашего рождения. Не помня, кто изобрел порох или отлил первый слиток золота, мы все знаем, чем знаменит Гиппократ и Пирогов.

Так было всегда. Каждое столетие рождало новых гениев. Все эти люди оставили после себя след в медицине. След этот, не только в их трудах, в новом понимании болезней, в возможности их лечения, но и в учениках, которым они передали свой опыт, знания и надежду на то, что те, в свою очередь, преумножив опыт учителя, передадут уже свой опыт и свои знания своим ученикам, сохранив преемственность и традиции «школы» своего учителя.

40 лет назад великим ученым-хирургом А.А.Шалимовым в Киеве был создан Научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной хирургии. Институт во главе с гениальным ученым и группой молодых энтузиастов уже за первые 10-15 лет совершил переворот в отечественной и мировой хирургии. Невозможное воплощалось в жизнь, доказывая неоспоримость торжества науки.

Это был расцвет творчества. Институт генерировал новые идеи и подходы в хирургии, рождая не только новые имена, но и целые хирургические направления. Так, впервые, появилась сосудистая хирургия, микрососудистая и пластическая хирургия, хирургия поджелудочной железы, печени и желчных протоков, торокальная хирургия и хирургия желудочно-кишечного тракта. Осваивая каждое направление, институт во главе со своим руководителем, становился неоспоримым лидером и законодателем новых научных идей. Тогда науке отдавалось предпочтение. Человек, не занимающийся в институте научными изысканиями, считался отсталым или бездарным.

Академик А.А.Шалимов своим личным примером доказывал, что руководитель такой клиники должен быть и высококлассным хирургом и ученым.

Когда пришло время передать руководство институтом более молодому ученому, выбор был велик. К тому времени, минимум пять учеников-«шалимовцев» могли достойно занять его место. Да и сам «Шеф», передавая бразды правления, еще долгое время оставался в строю, присматривая за работой приемника.

В.Ф.Саенко - ученик А.А.Шалимова, ученый-хирург с мировым именем более 16 лет достойно продолжал дело своего учителя. Его неоспоримый авторитет в отечественной и мировой хирургии преумножил достижения именитого института, дав ему статус Национального института хирургии и трансплантологии. Именно под его руководством начался новый этап развития трансплантации печени, сердца, почек, и поджелудочной железы в нашей стране. Именно благодаря ему в хирургии появилась целая плеяда докторов и кандидатов медицинских наук, ученых, чьи имена сегодня достойно представляют нашу хирургию и трансплантологию далеко за пределами нашей страны. В большинстве новых и самых сложных операций директор-хирург был не сторонним наблюдателем, или как это теперь модно говорить -"менеджером", а принимал личное участие, что и обеспечивало успех.

Но пришло время экономических и политических реформ, и кто-то там наверху посчитал, что руководить главным хирургическим институтом страны, достойно представлять его научный потенциал и 40-летние традиции сможет «менеджер» с сомнительным опытом организаторской работы, имеющий весьма поверхностные знания в хирургии в целом, и в понимании специфики работы и научных изысканий учреждения в частности.

Профессор Ю.В. Поляченко, имевший небольшой опыт работы травматолога в молодости, занимавший различные руководящие посты, вплоть до министра здравоохранения, быстро включился в работу, возглавив не только институт, но и кафедру хирургии и трансплантологии, и даже ассоциацию хирургов нашей страны. Под его «руководством» печатались хирургические трактаты и защищались диссертации, причем размах научных изысканий охватывал как проблемы общехирургического масштаба, так и вопросы трансплантации органов и клеточной терапии. Это было достаточно смешно, и настолько же грустно.

Не имея авторитетного в хирургических и научных кругах лидера, институт быстро стал утрачивать свои позиции. Да, усилиями все тех же отдельных энтузиастов, удалось сохранить определенные направления, в которых институт неоспоримо остается первым в стране, но коллектив из единого научного целого, превратился в отдельные «княжества», где воцарилась анархия и беспорядок.

Именно этим обстоятельством, после ухода Ю.В.Поляченко на депутатскую работу, можно объяснить «бунты» в знаменитом учреждении, которые «прославили» его и сделали предметом неуважения и насмешек.

И в этот момент, вместо того, чтобы вернуть Институту возможность самоизлечиться, назначив руководителем одного из достойных хирургов-«шалимовцев», Академия медицинских наук принимает парадоксальное решение - назначает исполняющим обязанности директора института нового «менеджера» из бывших министров здравоохранения - З.Н.Мытника. Этот "ученый", будучи по своей первоначальной специальности инфекционистом, появился в институте, как "козырный туз" появиляется из рукава карточного шуллера. Никакой логики и никакого смысла такого назначениия никто объяснить не смог, да и не пытался.

Работа директора предполагает участие в хирургической работе, руководство ученым советом, разбор оперируемых пациентов, утверждение новых диссертаций и разработку стратегии развития хирургии и трансплантологии на ближайшие 10-15 лет. Может ли детский инфекционист заниматься этой работой, или украинскую хирургию через пару лет постигнет участь украинских дорог, которые строили подобные "менеджеры".

Хочется задать руководителям Академии медицинских наук один вопрос- товарищи ученые, член-корреспонденты, академики, насколько надо не уважать память такого легендарного ученого, вашего коллегу академика А.А.Шалимова, чтобы в канун 95-летия со дня его рождения, и 40-летия создания Института, носящего его имя, назначать его руководителем человека, не имеющего ничего общего ни с хирургией, ни с трансплантологией, ни с наукой, даже если он имеет высокого покровителя. Подумайте, насколько унизительно хирургам высшего класса, посвятившим всю жизнь своей специальности "получить" такого руководителя?

Неужели вам не понятно, что эта тенденция разрушения отдельных учреждений академии, несет угрозу разрушения самой Академии.

Именно Вам завтра навяжут президента академии «менеджера» даже без медицинского образования.

А еще хочется спросить у "высоких покровителей" - вы то сами готовы лечиться у З.Мытныка? Какую медицину вы ожидаете получить завтра или через год, навязывая институтам подобных "руководителей"? И какую страну мы хотим оставить нашим детям? Если не "включается" логика, давайте попробуем "включить" хотя бы инстинкт самосохранения.

Игорь Лаевский

VEhrNGRrdzVRemd3VEZoUmRFNUROREJaWWxGMVRrTTVNRXhDT0RCS2FsRjJaRWRDTUZsTVVYVk9SME13V1ZCU1oybEVVWEZPUTNjd1RIWlJkVTVET0RCTU4xRnpkRU4z
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх