EN|RU|UK
 Происшествия
  2304  13
Материалы по теме:

 ТЯЖЕЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТЕОУСЛОВИЯ

ТЯЖЕЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТЕОУСЛОВИЯ

Итак, произошло то, чего и следовало ожидать: в крушении самолета Ан-24 в Донецке обвинили экипаж и лично командира корабля, а работники наземных служб Донецкого международного аэропорта им. С.Прокофьева выполняли свой долг с высочайшим профессионализмом и тщанием.

Об этом официально заявил глава комиссии по расследованию причин аварии, вице-премьер Александр Вилкул. Ну да, попробовал бы он заявить что-нибудь другое…

А ведь кроме технических причин аварии, имеются социальные причины, о которых говорить теперь не принято. Напомним, что 13 февраля 2013 года самолет Ан-24 одесской авиакомпании «Южные авиалинии», выполнявший чартерный рейс по маршруту Одесса-Донецк с футбольными болельщиками на борту, разбился при посадке в аэропорту Донецка.
При заходе на посадку воздушное судно левой плоскостью зацепило 10-метровую метеовышку, а правым и лопастями винта о землю, после чего машина упала на землю и разломилась, а ее двигатель загорелся. На борту находились 52 человека, включая 8 членов экипажа. В результате аварии 5 пассажиров погибли, а 9 человек (5 членов экипажа и 4 пассажира) с травмами различной степени тяжести были госпитализированы.

Если верить результатам работы комиссии, которые озвучил вице-премьер Вилкул, непосредственной причиной аварии стали потеря скорости самолета при заходе на посадку из-за ошибки неподготовленного и не допущенного к полету в данных метеоусловиях экипажа. Кроме того, по словам Вилкула, командир воздушного судна принял решение выполнять полет без инструктора и взял на себя ответственность за безопасность выполнения полета, переоценил свои возможности и довел ситуацию до катастрофы. Расследованием установлено, что на действия экипажа никто не влиял, в действиях диспетчеров Донецкого аэропорта ошибок не было, система посадки в аэропорту работала нормально, а метеорологи дали точные данные о фактической погоде, которые пилоты получили своевременно.

Словом, как и следовало ожидать: все вели себя хорошо, а во всем виновата «паршивая овца» в лице экипажа и, прежде всего, командира корабля. Да еще в трагедии повинна мелкая авиакомпания из Одессы, обладающая парком аж из 4 самолетов, включая разбившийся Ан-24, т.е. фирмочка, не имеющая надежной «крыши» и больших денег, чтобы откупиться.

С одной стороны, особых претензий к Вилкулу нет: он не является специалистом, и что ему комиссия в бумажке написала, то он и прочел перед телекамерами. С другой стороны, злые языки упорно связывают Вилкула с Ахметовым, Ахметов - это Донецк и его партнер Колесников, который в бытность министром инфраструктуры «выпасался» на грандиозных стройках накануне футбольного чемпионата, включая реконструкцию Донецкого аэропорта. Попробовала бы комиссия Вилкула сделать выводы о виновности наземных служб аэропорта!

Но результаты комиссии вызывают вопросы. Действительно, самолет мог зацепить 10-метровую вышку из-за потери скорости и, как результат потеДонецкого международного аэропорта им. С.Прокофьевари высоты, ибо чем ниже скорость, тем меньше подъемная сила крыла. Но почему самолет вообще оказался там, где расположена вышка?!

Еще раз в упрощенном виде поясним. Воздушное судно заходит на посадку сначала по дальней и ближней приводным радиостанциям, но здесь высоты большие и никакие вышки борт зацепить не может. После ближнего привода самолет снижается по курсовым и глиссадным маякам на низких высотах, но в зоне посадки никаких «вышек» быть не должно в принципе. Если посадка не удалась, то самолет уходит на круг, причем наземные диспетчера обязаны задать ему район и высоту полета. И все время посадки наземные диспетчера обязаны «вести» борт на экранах радаров, причем это ведение фиксируется специальной аппаратурой.

Допустим, пилот неопытный или ошибся, или вышло из строя бортовое оборудование, в результате чего самолет сбился с курса, опустился ниже глиссады, занял неправильную высоту, попал в ненадлежащий район полета, потерял ориентацию в тумане. Все это должны зафиксировать наземные диспетчера и уведомить командира корабля по командной радиосвязи, выдав соответствующие инструкции по нормализации полета.

Было ли это сделано? Вилкул нам этого говорит, но утверждает, что наземные службы действовали правильно. Но какое «правильно», если самолет летит на «неправильной» высоте в «неправильном» месте, и в результате цепляет крылом вышку. Если диспетчера на весь эфир орали, что борт находится не на курсе, не на глиссада, не на высоте и не на кругу, тогда диспетчера действительно действовали правильно, и вина пилота является 100-процентной. Но почему-то кажется, что никто ничего не орал. Складывается впечатление, что борт вообще пролетал над взлетно-посадочной полосой поперек на крайне низкой высоте, чего в принципе быть не должно. Тогда где были наземные службы? Или наземное оборудование все же не работало должным образом? От общественности явно что-то скрывают, причем в клановых, эгоистических целях!

А пилот действительно виноват. Но дело не только и не столько в том, что он был не готов к полетам в сложным метеоусловиях, не взял на борт инструктора и так далее. И даже не в том, что, как заявил Вилкул, на борту, кроме официальных 52 человек, находились еще 9 незарегистрированных, поскольку 61 человек для Ан-24 - не такая уже большая нагрузка.

Главная вина командира корабля состоит в том, что он вообще дал втянуть себя в это «грязное дело». Поясним. Это был не простой регулярный, а чартерный рейс, который вел из Одессы болельщиков на футбольный матч «Шахтер»-«Боруссия». Стоимость полета этим рейсом составляла 450 долларов. На борту были богатенькие и влиятельные бизнесмены, чиновники, заплатившие деньги, чтобы развлечься футболом.

А за бортом был густой туман. В СМИ промелькнула информация, что в этот день Донецкий аэропорт из-за сложных условий отправлял самолеты на посадку в другие порты. То же самое должен был сделать и командир злополучного «Антона» - уйти в другой порт или вернуться в Одессу. Но он не посмел этого сделать: на борту было пять десятков «крутэлыков», и если бы пилот выполнил все правила и проявил нормальную осторожность, он бы уже больше не летал. Очевидно, что 9 незарегистрированных пассажиров командир тоже взял по настоянию начальников и владельцев авиафирмы, а иначе пилот больше бы не летал… Теперь он все равно не будет летать, но по другой причине: его сделают крайним (уже сделали!) и посадят на нары, а даже если и выпустят, то за штурвал он едва ли вернется, да и квалификацию за время судов и «отсидок» он потеряет. Жалко, на вид вроде бы хороший парень…

Поэтому главнейшей причиной авиакатастрофы является уродливая система социальных отношений, когда все измеряется деньгами и статусом клиентов, а не правилами производства полетов, написанными кровью!

Александр КАРПЕЦ, INTV

TUVwRVVYTjBRelF3VEVSUmRYUkRkekJaVEZGelRrZENNRmxNVW1kT1F5c3dXVlJSYzBORVVYTnBSRkZzVGtNck1Fd3pVWFJrUjBjd1RISlJkRk00ZGt4NUwxRjFkRU4zTUZsTVVYTk9SMEl3V1V4U1owNURLekJaVkZGelNIcFNaMlJEZHpCTWVsRjJkRU0zTUV4WVVtZHVlbEZzVGtNck1Fd3pVWFJrUjBjd1RHODk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх