EN|RU|UK
 Политика Украины
  67075  8

 ШПАЛЬНАЯ МАФИЯ РВЕТСЯ В МИНТРАНС?

ШПАЛЬНАЯ МАФИЯ РВЕТСЯ В МИНТРАНС?

Губернатор-неудачник намерен попробовать свои силы в развале транспортной отрасли. Еще не высохли чернила на указе Президента об увольнении Михаила Костюка с должности главы Львовской облгосадминистрации, как злые языки в местной и центральной прессе стали пророчить ему повышение. Как минимум - до министра инфраструктуры, со смещением нынешнего руководителя ведомства на место гендиректора «Укрзализныци». Но если даже Виктор Янукович и задумал принять столь поспешное решение, не лишним будет напомнить, какого же человека он собирается посадить в высокое правительственное кресло.

Пересказывать славную биографию Михаила Дмитриевича нет смысла - карьерный рост от «шабашника» на строительстве железнодорожных путей до генерального директора «Укрзализныци» в 2009 - 2011 гг. вряд ли можно назвать слишком уж экзотической жизненной дорогой. Совсем другое дело - деятельность на посту этого самого генерального директора. Чуть более года блеклой и невзрачной работы в кресле львовского губернатора со всеми противостояниями с областным советом , невыплаченными зарплатами, безработицей и одними из самых низких в стране показателей социально-экономического развития - меркнут по сравнению с блеском империи, выстроенной на обмане и государства, и простых людей.

В течение последних двух лет популярная львовская газета «Экспресс» , телеканал «ЗИК», Интернет-издание Forbes. ua , а также ряд сайтов, специализирующихся на расследованиях с уголовным «душком», один за другим опубликовали целый ряд резонансных материалов, которые приоткрыли занавес над многомиллиардными оборотами бизнеса М. Костюка и его партнеров - братьев-львовян Ярослава и Богдана Дубневичей. Бизнеса, за процветание которого платит не абстрактный бюджет, а каждый из нас - нынешних или будущих пассажиров «Укрзализныци».


1. Бизнес на шпалах

Основой бизнес-империи Костюка и Дубневичей являются полтора десятка патентов на различные элементы крепления для железнодорожных шпал. Еще в 90-х научно-исследовательский центр при «Укрзализныце» разработал на основании европейских аналогов крепление, которое позволяет минимизировать влияние вибрации на устойчивость железнодорожного полотна. Вначале 2000-х Михаил Костюк, а также другие представители «молодой львовской команды» Георгия Кирпы, вставшего во главе монополии, оформили патенты на себя.

Чтобы поставлять «УЗ» эти же крепления, Костюк и Дубневичи создали ООО «Корпорація Колійні ремонтні технології». Оно является одним из ключевых поставщиков «УЗ», а также платит роялти и самому Костюку - 15 тыс. грн ежемесячно ( от имени кипрской оффшорки KRT Investments LTD ). Причем эта оплата, как выяснила газета «Экспресс», осуществлялась даже тогда, когда Михаил Дмитриевич трудился губернатором Львовской области. По подсчетам Forbes , за время пребывания Костюка на посту гендиректора «УЗ», корпорация обогатилась почти на 3 млрд грн. Заплатили за эти поставки пассажиры монополиста.

Деньги выводились через десятки подставных компаний из Днепропетровской области, организованных неким Онищенко . По одному из эпизодов контролирующие органы зафиксировали недоплату налогов на уровне 18 7 млн. грн . На сегодняшний день большинство бомжей, безработных и одиноких людей, которые в обмен на $100 согласились поставить свои подписи под фиктивными документами по неосуществляющимся поставкам, уже дали показания в суде по искам налоговой службы об организации сети конвертационных центров. Эти показания - не слишком лестные для Костюка и компании.


2. Санатории с бензином

Еще один способ обогащения за счет «УЗ» - это направление железнодорожников отдыхать в санаторный комплекс жены Костюка Марии . «Станиславский» в Яремче уже не раз принимал тружеников путей и паровоза. Сюда едут на отдых как передовики производства, так и участники конференций, круглых столов на железнодорожную тематику. Однако такое «счастье» привалило им лишь в последние годы. В кризис Костюк «отжимал» сотрудников «УЗ» по полной программе: в то время как вся страна потерпела убытки в размере 15%-го падения ВВП, вечно убыточный железнодорожный монополист «вдруг» показал прибыль. Как выяснилось, дело было в экономии на персонале и модернизации: людей отправляли в неоплачиваемые отпуска, выпускали на работу на 3-4 дня. «Эти деньги железнодорожники добровольно положили на алтарь антикризисной борьбы», - пафосно скажет Костюк в одном из дальнейших интервью.

Но вернемся к гостинице. Ее построила компания «Львовцентробуд», которую связывают с братьями Дубневичами. Соучредителем ее был некий Игорь Каинский. Он же основал и компанию «Передзвин» - одного из неизвестных лидеров последних лет по закупкам топлива для потребностей «УЗ». Через такие компании обычно проходит около полумиллиарда гривен ежегодно. Если в предыдущие годы существенные объемы дизеля шли через структуры Игоря Еремеева, «Передзвин» захватил определенно решающую долю рынка. Но если первые коррупционные иски против компании были недоказуемы, то со временем, компанией начала активно интересоваться налоговая служба.


3. Электронная профанация

Несмотря на многие обещания и о системе скоростного движения, и об обновлении подвижного состава, и о строительстве трансграничных железнодорожных магистралей, единственная реформа, которую удалось внедрить Костюку на «УЗ» - это реформа оплаты проезда, а именно внедрения системы дистанционного приобретения билета « е-квиток» . Удачной она получилась или нет - судить пользователям. Однако то, что в годы внедрения этого механизма удача неплохо улыбнулась гендиректору «УЗ» и его бизнес-партнерам - это факт.

Суть алгоритма заключалась в том, что онлайн можно было приобрести не билет, а только квитанцию, которую можно обменять на кассе с заполнением целой кучи дополнительных бумаг. Затем была внедрена оплата через Интернет. Однако все комиссионные при этом в принудительном порядке перечислялись либо в банк «Экспресс», подконтрольный менеджменту «УЗ», а также предпринимателю Василию Хмельницкому. Стоит ли говорить, что эти деньги (от 5 до бесконечности) - это суммы, которые мы (а за некоторых из нас государство) платим уже даже не за поездку. А просто за воздух, который прогоняется из кармана в карман.

Что касается функционала, то и здесь специалисты нашли причину огрехов. Сайт, сделанный на уровне первого курса факультете программирования, на самом деле разрабатывался приближенными к Костюку компаниями, которые получали за выполнение работ миллионные контракты.

Достаточно ли этих трех примеров для того, чтобы понять: Михаилу Костюку не место не только на должности министра инфраструктуры, но и даже главы районного управления автотранспорта? А сколько еще подводных камней скрывает его предприимчивая сущность, если - куда не плюнь - рядом с ним тут же возникает карманный бизнес, через который деньги бюджета будут перекачиваться в неизвестном направлении, скорее всего на Кипр. Нужна ли такая головная боль Президенту? Наверняка нет. А вот инфраструктура в ее нынешнем состоянии - особенно в части автомобильных дорог - требует радикального вмешательства и эффективного результата. Как для общественности, так и ВВП страны, который напрямую зависит от длины пробок и количества, автомобилей, поломанных из-за неудовлетворительной ситуации с дорогами.

Сергей Семенюк

VEhrNGRrdzVRekl3VEZoUmRUbERNVEJNWmxGMlpFTjNNRms0WnpCTVZGRjJkRWRCTUV3M1VYTTVRM2RtVGtOak1FeHFVWFprUjBNd1dVUlJjMDVET1RCWlJUMD0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх