EN|RU|UK
 Экономика
  2691  36

 ОЛЕГ ЦАРЕВ: "ОДНА ТОЛЬКО ЛИЦЕНЗИЯ НА ОТКРЫТИЕ КАЗИНО БУДЕТ СТОИТЬ 60 МИЛЛИОНОВ"

ОЛЕГ ЦАРЕВ: "ОДНА ТОЛЬКО ЛИЦЕНЗИЯ НА ОТКРЫТИЕ КАЗИНО БУДЕТ СТОИТЬ 60 МИЛЛИОНОВ"

Законопроект, регулирующий работу крупных сетевых магазинов, испугал не только потребителей, которым предложили ездить за покупками за город, но и бизнес, который может потерять миллионы на теневых схемах. Но автор документа, депутат от Партии регионов Олег Царев, считает, что законопроект призван противодействовать монополизации рынка торговыми сетями, поддерживать малый и средний бизнес, а также стимулировать отечественного товаропроизводителя. Но не успел народ переварить эту инициативу, как господин Царев зарегистрировал в парламенте не менее скандальный документ о легализации игорного бизнеса, который запрещен в Украине с 2009 года.

В эксклюзивном интервью «Цензор. НЕТ» он рассказал о том, где будут открываться казино и какие ограничения вводятся для посетителей таких заведений.

«Сегодня открытие одного супермаркета приводит к закрытию сотни маленьких магазинов»

- Олег Анатольевич, Вы внесли в парламент законопроект, которым предложили вынести все супермаркеты за город. Но многие из них уже выкупили земельные участки. Предлагаете выплатить им компенсацию из местных бюджетов?

- Думаю, что нам надо оставить действующие супермаркеты в покое и за город не выносить. Но продумать более затрудненную процедуру для открытия новых торговых точек в городской черте. Например, в Германии для того, чтобы открыть супермаркет в городе, надо получить разрешение специальной комиссии, куда входят не только представители местной власти, но и владельцы небольших магазинов.

- Ваши оппоненты утверждают, что такая инициатива запоздала лет на 15, и сегодня реализовать ее на практике невозможно. Вам есть что возразить?

- Я скорее, соглашусь с таким мнением. Во всех странах Европы есть законопроекты, которые регулируют вопросы работы и развития крупных торговых сетей. Такой закон в прошлом году был принять в России. У нас ничего подобного нет. А главное, их не обязывают, как в Европе, работать с местным производителем. Поэтому у нас практикуется заключение так называемых дополнительных договоров, которые крупные торговые сети навязывают производителям. Мало того, что товар берут практически по себестоимости, так предприятия еще и платят за вхождение в каждый магазин торговой сети, за маркетинговые услуги. Стоимость такого «входа» измеряется миллионами.

Но отсрочка с момента оплаты до того, пока товар попадет на полки супермаркета, зачастую доходит до полугода. При этом такие «свободные» средства торговые сети размещают на депозитах под самые высокие проценты, а их владельцы входят в сотню самых богатых людей Украины.

Со временем это приведет к тому, что отечественные предприятия будут сворачивать производство, а полки в магазинах заставят только импортными товарами.

Поэтому нам все равно нужен закон, который урегулирует эти вопросы. В законопроекте прописано, что на полках магазинов должно быть не менее 80% отечественных товаров. Конечно, проценты можно обсуждать и корректировать. Думаю, что можно сделать какой-то переходной период на год или даже на пять, чтобы выйти на эту цифру постепенно. Но все равно перейти к европейским нормам.

Кроме того, обозначить, какая доля рынка может принадлежать одной торговой сети, чтобы исключить любые попытки установить монополию.

- Давайте посмотрим на эту проблему с точки зрения потребителя. Например, когда я была в Париже, обратила внимание на то, что небольшие магазинчики, торгующие продуктами, закрываются в пять-шесть вечера. Как это применить в наших реалиях, когда с работы возвращаешься не раньше семи-восьми? Почему супермаркеты не могут соседствовать с маленькими магазинами?

- Сегодня открытие одного супермаркета приводит к закрытию сотни маленьких магазинов. Если же говорить о Европе, то там принято считать, что небольших магазинов, где хозяева встречают покупателей, знают их в лицо, учитывают их предпочтения, должно быть как можно больше. А если в этом же районе есть супермаркет, то он не должен никоим образом задавить малый и средний бизнес. А уже потребители выбирают, куда им пойти за покупками. В нашей стране такие магазины не могут конкурировать с крупными торговыми сетями без поддержки государства. В моем законопроекте нет ни единой нормы, которые придуманы специально для Украины. Все нормы, которые там прописаны, действуют в цивилизованных странах и уже успешно себя зарекомендовали.

- Вы настаиваете на том, чтобы ограничить присутствие крупных торговых сетей на рынке. Кто из представителей крупного бизнеса на такое согласится? Война будет еще та. Не боитесь, что законопроект провалят при первом чтении Ваши же коллеги «регионалы»?

- Это действительно непростая и для некоторых очень болезненная норма. Кода в России принимали подобный закон, этот пункт документа вызвал шквал критики. Торговым сетям нужно было привести в соответствие с законом не только количество магазинов, но и площади, на которых они расположены. Например, в России, кто не мог это сделать или не хотел, продавали торговые сети. Доля присутствия на рынке одной торговой сети не может быть больше 10%. Это европейская практика. Такая норма позволяет исключить любые попытки установить монополию.

Боюсь ли я, что законопроект провалят? Не боюсь. Я народный депутат, от слова «народ». Конечно, собственники крупных торговых сетей будут выступать против документа, но кто-то должен подумать о малом и среднем бизнесе, о потребителях. У нас сегодня стоимость продуктов питания никому не подконтрольна. Сетевики пишут на ценниках, что хотят. У нас нет максимальной торговой наценки, устанавливаемой властями. Накручивайте их сколько хотите!

Поэтому законопроектом предусмотрено, что субъекты хозяйствования, которые осуществляют розничную торговую деятельность продовольственными товарами, могут устанавливать такую надбавку к цене поставщика на максимальном уровне: до 31 декабря 2013 года - 20%; с 01 января 2014 года - 15%. Тогда супермаркеты не смогут закупать товар за копейки, а продавать втридорога.

У меня есть много писем в поддержку от различных ассоциаций, представляющих интересы отечественных производителей. Я обсуждал эту проблему с коллегами по парламенту, и многие из них готовы проголосовать за этот документ. Потому что проблема действительно серьезная. Мы можем не принимать этот законопроект ни в этом году, ни в следующем, но чем дальше мы будем тянуть, тем болезненнее это будет для всего общества в целом.

«Богатые будут платить за игру, а деньги пойдут бедным»

- Олег Анатольевич, Вы выступили с еще одной законодательной инициативой, которая вызвала не меньший резонанс в обществе. Речь идет, по сути, о реанимации игорного бизнеса, который сломал судьбы тысячам украинцев, независимо от их материального уровня. Зачем к этому снова возвращаться?

- Действительно, одна из основных причин того, что азартные игры были полностью запрещены, - это то, что рабочие не доносили зарплату до дома, пенсионеры тратили на игровые автоматы свою пенсию, а потом не знали, как прожить. Бизнес, который во всем мире рассчитан на богатых, стал общедоступным. Игровые автоматы ставились прямо на улицах. Причем не только в городах, но и в селах.

Со временем это привело к развитию устойчивой зависимости у населения от азартных игр, существенных экономических, моральных и других негативных последствий для общества. Молодые люди больше не думали ни об учебе, ни о работе, а малообеспеченные граждане выносили из дома последние деньги, чтобы потратить их на азартные игры.

Неконтролируемое размещение игровых залов привело к настоящим трагедиям. Вспомните чрезвычайное происшествие в Днепропетровске, где был пожар в зале игровых автоматов, во время которого погибли люди. Этот игровой зал был расположен на первом этаже 5-этажного жилого дома. По некоторым данным, пожар произошел в результате специально устроенного взрыва.

Все это привело к тому, что азартные игры в стране были полностью запрещены. И это было сделано правильно. Но с принятием в 2009 году Закона Украины «О запрете игорного бизнеса» проблема не была решена, поскольку весь такой бизнес остался в тени вне какого-либо контроля государства. При этом доступ к нему для населения и его вредное влияние не уменьшилось. Государство лишь потеряло поступления в госбюджет от осуществления такой деятельности.

Поэтому прежде, чем подготовить законопроект, мы изучили мировой опыт, который говорит о том, что азартные игры должны быть рассчитаны на состоятельных людей. Государство должно зарабатывать на богатых и тратить эти деньги на социальные программы для бедных. В этом состоит задача государства. Мы до сих пор можем наблюдать работающие залы с игровыми автоматами и подпольные казино, доход от которых, как рассказывают участники рынка, собирают правоохранительные структуры.

Это недопустимо. В связи с этим и была разработана концепция, при которой платить будут богатые, а государство, собрав эти деньги, сможет потратить на тех, кто нуждается в помощи.

- Лозунг очень пафосный, поэтому сложно поверить в его правдоподобность. Как это будет реализовываться на практике?

- Одна только лицензия на открытие казино будет стоить 60 миллионов гривен. Это достаточно большие деньги, не считая общего налогообложения.

Также законопроектом предусмотрено ужесточение требований к территориям, на которых будут проводиться азартные игры. Предлагается размещать казино только в отелях пятизвездочного ранга. Таких гостиниц в стране не много, их можно пересчитать по пальцам.

- В то же время Вы предлагаете сделать исключение для курортных зон, понизив «звездность» до трех. Хотите создать в Крыму украинский Лас-Вегас?

- Условия в Крыму могут быть более льготные потому, что туда приезжает много иностранных туристов. Но эта норма дискуссионная, будем ее обсуждать при первом и втором чтении.

Хотел бы так же подчеркнуть, что законопроектом ужесточены требования и к посетителям казино. Играть в казино могут только лица старше 21 года. Причем гражданин должен быть дееспособным, находиться исключительно в трезвом состоянии.

- И не бедным…

- Однозначно. Приведу в качестве примера Ливан. Там подход такой: для того, чтобы посетить казино, у человека должно быть специальное удостоверение. То есть разрешение на посещение казино, которое выдают уполномоченные на то органы. И чтобы его получить, ты должен доказать, что являешься состоятельным человеком. Беспрепятственно пускают только иностранцев.

Мой знакомый доктор, когда я был у него в гостях, с гордостью демонстрировал такое удостоверение, оно является показателем статуса, обеспеченности.

- Игроки проходят какую-то проверку?

- Они показывают доходы и расходы, документы, подтверждающие, что у них есть жилье, а также излишек средств, которые можно потратить.

- Может и нам надо подумать над какими-то ограничениями или проверками?

- Не думаю, что нам понадобятся какие-то проверки. В стоптанных тапочках в пятизвездочный отель не войдешь.

- Как отреагировали представители отечественного игорного бизнеса на стоимость лицензии?

- Я общался с потенциальными участниками рынка. Сначала они просили кардинально меньшую стоимость, но потом согласились с такой цифрой. Люди должны понимать, что это и стимул для того, чтобы строить хорошие отели, повышать их классность.

- Вы сами играете?

- Я по профессии физик-математик и не верю в случайный выигрыш и в то, что именно мне улыбнется удача.

Татьяна Бодня, для «Цензор. НЕТ»

VEhrdlVYQjBRM2N3V1VSUmRHUkRlVXg1TDFGMVRrTjZNRXczVW1kT1F6a3dXWFpSZFZORVVYTmtRelF3VEdaUmRtUkRNVEJaUmpnd1dVaFNaemxETHpCTVdGSm5Ua000TUV4RVVtZE9Rell3VEZoU1oyYzlQUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх