EN|RU|UK
 Экономика
  7258  33
Материалы по теме:

 К НАМ ЕДЕТ МВФ: УКРАИНЦЕВ ЖДЕТ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ

К НАМ ЕДЕТ МВФ: УКРАИНЦЕВ ЖДЕТ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ

Сегодня обновленным составом в Украине начнет работать миссия МВФ. По мнению экспертов, кредиторы должны сформулировать новые условия по старым проблемам. Чем придется расплачиваться украинцам за наполнение иссякших золотовалютных запасов страны?..

Вряд ли страна, живущая в долг, имеет шанс в обозримом будущем дождаться результативного «покращення». Но, похоже, мы уже дохозяйничались до того, что без внешних заимствований не сможем уже даже долги свои обслуживать, не говоря уже о том, чтобы их возвращать. Поэтому «миссионеров» Международного валютного фонда в Украине ждали с особым нетерпением.

- У нас есть очень большая потребность договориться в МВФ, - сказал Цензор.НЕТ политолог Владимир Фесенко, - ведь в текущем году Украину ожидает пик выплат по внешним долговым обязательствам. А это - около 6 млрд долларов! К тому же и финансовая ситуация в стране не наилучшая. Проблема финансовой стабильности - является одним из главных приоритетов нового правительства. И думаю, что ядро этого правительства, которое условно можно назвать группой Арбузова, в большинстве являются сторонниками этих договоренностей с МВФ, в том числе и потому, что большинство этих людей - выходцы из НБУ. Борясь за финансовую стабильность, они в том числе борются и за стабильность банковской системы. Они - основные лоббисты договоренностей с МВФ, ведь, по их мнению, это самый надежный способ решения финансовых проблем страны.

Однако за свои деньги МВФ традиционно попросит правительство поднять цены на коммуналку и потребует перестать дотировать НАК «Нафтогаз України» из государственного бюджета.

- Естественно, в обмен за возобновление сотрудничества МВФ потребует выполнения достаточно серьезных политических обязательств, связанных с решением финансовых проблем, - продолжает Владимир Фесенко. - Среди условий, которые может выдвинуть МВФ, - это уменьшение дефицита государственного бюджета и наведение порядка в энергетической сфере. Речь, прежде всего, идет о долгах НАК «Нафтогаз України» и фактическом дотировании его деятельности из бюджета. И в этой связи естественно возникает вопрос об оптимальной тарифной политике. Простым языком - речь идет об очередном повышении коммунальных тарифов.

Эта проблема, по мнению политолога, имеет прямое политическое измерение. Ведь самые большие волны падения рейтингов Партии регионов происходили именно после повышения коммунальных тарифов.

- Ни одна другая проблема, ни пенсионная реформа, ни какие-то политические решения, ни языковой закон, который никак не повлиял на падение рейтингов, скорее наоборот - был небольшой плюс, не влияла так на падение рейтингов партии власти, как повышение коммунальных тарифов, - говорит эксперт. - Коммунальные тарифы напрямую бьют по рейтингам! И скорее всего, в правительстве до сих пор идет ожесточенная борьба различных точек зрения: повышать тарифы или нет.

Кроме тарифов, по мнению политолога, обязательно будут вестись разговоры о продолжении пенсионной реформы и еще о некоторых не самых популярных решениях. Ситуация осложняется тем, что на переговорах речь пойдет о новых договоренностях, а не о возобновлении или продлении старых. Следовательно, переговорный процесс может быть более содержательным и более длительным.

- Скорее всего, украинская сторона предпримет попытку найти мягкий компромиссный вариант. Перед партией власти стоит непростой выбор - выбрать либо финансовую, либо политическую стабильность. Но если этого не удастся, я думаю, что Украина все-таки пойдет на достижение договоренностей с МВФ. Думаю, решение будет непростым, возможно, решение будет принято не сразу. Но и затягивать с решением этого вопроса нельзя, сейчас не та ситуация в стране, когда есть время на долгие раздумья, - уверен Владимир Фесенко. - Конечно же, будет предпринята очередная попытка найти золотую середину, чтобы договориться с МВФ, чтобы требования кредитора не были такими жесткими по тарифам. Что получится в итоге - покажут переговоры…

О том, что Украина самостоятельно не в силах обслуживать свои внешние долги, говорит и исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

- Украина, действительно, имеет большое количество долгов перед внешними кредиторами, - поясняет экономист. - Но, когда я говорю Украина, я имею в виду не только правительство, но и отечественный частный сектор. У нас долгов - 130 млрд долларов! Это огромная сумма. Из них около $30 млрд - это государственные долги, остальное - долги частного капитала, который очень активно заимствовал средства на внешнем рынке в 2006-2008 годах, когда экономика в Украине показывала колоссальный рост, и когда потребительское кредитование росло больше, чем на 70% в год. Поэтому нельзя считать, что ситуация с долгами образовалась в последние два-три года.

- Потребность во внешнем финансировании достаточно велика, - продолжает эксперт. - 5,5 млрд долларов - это деньги, которые мы уже должны вернуть МВФ; $ 3,5 млрд - это наши выплаты по европейским бондам. То есть, общая потребность в финансировании - 9 млрд долларов. Добавьте к этим деньгам те колоссальные долги, которые висят на отечественном частном секторе. Из 100 млрд частных займов - 50 млрд это торговые кредиты, это живые деньги, которые надо возвращать. А 50 млрд - это короткие кредиты, которые нужно возвращать быстро. Половина этих денег взята в кредит на год, и их нужно либо возвращать, либо постоянно перекредитовывать. В 2009, 2010, 2011, 2012 годах - эти деньги активно перекредитовывали, и степень перекредитации достигала даже 100 процентов!

- Сейчас ситуация не только в Украине, но и в мире, в Европе кардинально изменилась. Бизнес боится кризиса в Европе, фискального обрыва в Штатах, войны в Сирии, боится, что экономика Китая не будет расти, как предполагалось ранее, потому что Китай достиг своего лимита роста. В Штатах, например, два триллиона лежит в чистом КЭШе, никуда не инвестируется. Это означает, что мы никогда больше не увидим такого высокого уровня реструктуризации долгов, - уверен экономист.

Мало того, что финансовая ситуация в мире изменилась, так еще и Украина имеет массу внутренних проблем. К примеру, с гривней. Национальная валюта у нас до сих пор трактуется не как экономическая категория, а политическая. Ее держат изо всех сил.

- Я думаю, все уже давным-давно созрели к тому, что курс гривни может быть более гибким, он должен колебаться, - считает эксперт. - Поэтому уверен, что в ближайшее время мы услышим разговоры о том, что гривню нужно «привязать» к бивалютной корзине. Привязка к доллару - это уже анахронизм. Это даст возможность Нацбанку объявить новый валютный коридор. Однако какой-то катастрофической девальвации быть не должно.

Эксперт считает, что девальвировать гривне не позволят именно наши внешние долги. Они ведь возвращаются не в гривне, а зарабатываются на территории Украины в национальной валюте. Резкая девальвация означала бы резкое увеличение суммы обслуживания этих долгов. К тому же, девальвация гривни подстегнула бы и цены на газ внутри страны, ведь основные расчеты с Газпромом у нас также в долларах. Подорожание доллара означало бы автоматическое увеличение выплат за газ. И на такой шаг вряд ли кто-то пойдет, как в правительстве, так и на Банковой. Все же понимают, что девальвирование гривни ухудшит ситуацию еще и в банковском секторе. А там - сумма плохих кредитов достигла уже 40%, и это очень много и очень плохо для финансовой системы Украины в целом…

По мнению Устенко, диалог с МВФ в основном будет сосредоточен вокруг ситуации с долгами НАК «Нафтогаз Украины» и Пенсионного фонда. Первый ежегодно «съедает» приблизительно 2% ВВП, а второй - около 1%ВВП. И оба формируют в государственном бюджете приличную дыру. А покрыть дефицит можно либо за счет внешних заимствований, либо за счет продажи государственного имущества - госпредприятий. Внутренний рынок заимствований, по мнению аналитика, в этом году для Украины будет закрыт. А общая потребность в валюте в 2013 году для страны может составить около 14,5 млрд долларов.

- Кредиты МВФ - это не просто дешевые деньги. Эти деньги не идут на инфраструктурные проекты, их нельзя использовать для строительства дорог или школ, это деньги, которые зачисляются в золотовалютный фонд. Это позволит пополнить резервы и снять напряженность по отношению к валюте и по отношению к макроэкономике. МВФ же требует от Украины найти фискальное пространство, то есть - оздоровить экономику. А украинцы не могут этого сделать, - считает эксперт. - Я предполагаю, что миссия приедет в Украину, и переговоры продлятся не менее двух недель. Решение по Украине быстро принято не будет. МВФ будет думать не менее полтора-два месяца, прежде чем примет окончательное решение по очередному траншу для нас. Но, миссия едет в Украину и это плюс. МВФ не планирует визит, если не собирается продолжать сотрудничество. Поездка в Украину - это сотни тысяч долларов, а акционеры валютного фонда деньги на ветер бросать не любят. Шансы на достижение договоренностей и получение новых кредитов МВФ явно выше 50 процентов. Хорошо, что миссия полностью обновлена, к нам приедут совершенно новые переговорщики. Думаю, миссия будет занимать достаточно активную позицию, и искать точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества…

А вот эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский считает, что МВФ вправе потребовать от Украины не просто повышения тарифов на коммуналку, а системных реформ в жилищно-коммунальном секторе.

- Если говорить о тарифах, то предприятия теплокоммунэнерго закупают газ у НАК «Нафтогаз України» в три раза дешевле, чем НАК «Нафтогаз України» покупает у Газпрома, - поясняет свою позицию Валентин Землянский. - При этом компенсация из госбюджета происходит дважды. Первый раз - это компенсация НАК «Нафтогаз України» за разницу в тарифах, по которым он продает газ предприятиям теплокоммунэнерго. А второй раз идет компенсация предприятиям теплокоммунэнерго - это уже разница между тарифами, по которым они реализуют газ, и экономически обоснованным уровнем. Если же говорить о справедливой экономически обоснованной цене, то цена на газ импортного происхождения должна быть увеличена как минимум втрое. Речь идет о газе, который Украина использует во время отопительного сезона и для подогрева горячей воды в течение года. Представьте теперь тариф для населения, если цена на газ для этих нужд будет поднята в три раза…

Дело в том, что все эти компенсации получают монополисты, которые «сидят на газовой трубе». Им попросту выгодно прикрываться тарифами для населения, получая напрямую компенсации из госбюджета. А если бы цену на газ вывели на экономически обоснованный уровень для всех, и ввели адресную помощь для тех, кто не в состоянии за этот газ заплатить по счетам, то расходы бюджета сократились бы в десять раз. Именно такой шаг, по мнению эксперта, был бы логичным с точки зрения МВФ.

- Одним только поднятием тарифов для населения решить проблему нельзя, - считает Валентин Землянский. - Должно произойти глубокое реформирование системы. Это должен быть комплекс мероприятий по изменению структуры, изменению принципов тарифообразования и по изменению бюджетной политики в государстве. И естественно, должен быть изменен принцип определения богатых при оплате за ЖКУ. Он должен быть основан не на объемах потребления газа, к примеру, а зависеть от уровня доходов получателя услуг ЖКХ…

…К нам приехала миссия МВФ. Даст валютный фонд Украине денег или нет - какая разница. Все равно нынешнее поколение должно готовиться к «кровопусканию», а будущее - к расплате по счетам…

Виктория Владина для Цензор.НЕТ

TUV0TVVYTk9SMEV3VEdwU2FFNUhURWxPUTFjd1NuSlJjRk00ZGt4NUwxRnNkRU5oTUV0V09EQlpURkZ6VGtkQk1FeHFVbWhPUjB4bVRrTmpNRXBNVVhCQlBUMD0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх