EN|RU|UK
 Политика Украины
  2949  9
Материалы по теме:

 ВИКТОР ЧУМАК: «МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОЛЖЕН СТАТЬ ВТОРОЙ КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРОЙ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА»

ВИКТОР ЧУМАК: «МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОЛЖЕН СТАТЬ ВТОРОЙ КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРОЙ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА»

В Украине сегодня нет настоящего МВД, у нас есть министерство милиции. А это должен быть орган, который вырабатывает общую политику, он не должен функционально руководить оперативными подразделениями. Нормальное европейское министерство внутренних дел – орган, который отвечает за развитие регионов, в него входит миграционная служба, подразделение, которое оперативно реагирует на чрезвычайные ситуации, пограничники и т.д.

РНБО подготовил концепцию реформирования всех правоохранительных органов. Так что скоро в стране может появиться гражданское министерство внутренних дел, сотрудников которого разаттестуют. О том, какие «силовые» ведомства займутся борьбой с преступностью, зачем нужен следственный комитет и почему создание Антикоррупционного бюро опасно для оппозиции, в эксклюзивном интервью «Цензор. Нет» рассказал глава парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак.


«Открыть лицо коррупционера - вот в чем суть закона о люстрации»

- Политическая сила, которую Вы представляете, обещала проведение после выборов антикоррупционной люстрации. Но никаких законопроектов на эту тему в парламенте так и не появилось. Идею уже похоронили?

- Нет, конечно. Мы сейчас пытаемся наполнить эту идею реальным содержанием, и сделать это таким образом, чтобы правящей партии было максимально сложно не поддержать этот проект. Вот, к примеру, Минюст ведет реестр, в который вносятся данные о людях, совершивших коррупционные правонарушения. Он закрытый, потому что так у нас прописан закон о защите персональных данных. Законом о люстрации как раз и необходимо оговорить, что такие списки чиновников-коррупционеров должны стать открытыми.

Или возьмем другой пример. Законом о тендерных закупках не предусмотрено ведение реестра физических и юридических лиц, которые зарекомендовали себя недобросовестными субъектами в таких процессах. Открыть лицо коррупционера - вот в чем суть закона о люстрации. Нам нужно усилить ответственность таких чиновников и обезопасить от них государство. Если человек взял взятку или его подловили на злоупотреблении служебным положением, он не может в последующем работать в органах государственной власти. Если он дал взятку, чтобы выиграть тендер - он в будущем не должен принимать участия в тендерных закупках.

- Как обезопасить государство от таких чиновников? Суд, как правило, лишает их возможности занимать те или иные должности сроком на 3-5 лет, а потом они снова могут вернуться на работу.

- Государственные служащие 1 - 3 категории, а также работники правоохранительных структур и судебных органов (милиционеры, судьи, прокуроры) - в случае совершения коррупционного деяния должны быть лишены права занимать соответствующие должности пожизненно. Кроме того, важным профилактическим моментом должно быть обязательное лишение их всех льгот и специальных пенсий. Эти санкции должны серьезно уменьшить их склонность к коррупционному поведению. Хотя, на самом деле, на данном этапе наиболее важно не усилить ответственность, а добиться реализации принципа неотвратимости наказания. Именно безнаказанность - ключевой фактор, подталкивающий чиновников к коррупции.


- Когда планируете закончить работу над законопроектом о люстрации?

- Думаю, что к концу февраля. Я считаю, что законопроекты нельзя готовить кулуарно, чтобы потом выскочить, как черт из табакерки и всем рассказывать, какой ты герой. Каким бы революционным документ ни был, он все равно останется твоим, и никто его не поддержит. Для успеха таких законопроектов нужна коалиция, состоящая из депутатов, общественных организаций, медийщиков, каждый из которых относился бы к законопроекту, как к своему детищу. Тогда можно получить широкий общественный резонанс и поддержку.


- Парламентские выборы сопровождались многочисленными скандалами, в которых тема коррупции была на первом месте. Когда они закончились, оппозиция настаивала на создании специальной комиссии по расследованию фактов фальсификаций. Перечислив в проекте постановления фамилии конкретных глав окружных избирательных комиссий, судей, кандидатов в депутаты, губернаторов, Арсений Яценюк предлагал наказывать их лишением свободы сроком до шести лет. Но постановление так и не было внесено на рассмотрение парламента, не появилось и временной следственной комиссии в парламенте. Почему?

- Вы сами были свидетелем тому, насколько «продуктивной» и нервозной была работа этой сессии. Оппозиционные партии пытались поставить в повестку дня все вопросы и проекты решений, которые поднимались в ходе кампании. Но не всегда успешно. Думаю, что с началом новой сессии временная следственная комиссия будет создана, в феврале наши коллеги из Объединенной Оппозиции поднимут этот вопрос еще раз, а мы их обязательно поддержим.

- Сейчас расследованием таких фактов занимается прокуратура. Но насколько она сможет быть объективной и беспристрастной? Почему политики не требуют отчета от Генерального прокурора о том, что уже сделано?

- На прокуратуру мы не очень надеемся, поскольку сегодня это политически ангажированный орган. И реформа прокуратуры - это отдельная и довольно сложная тема. Но это не значит, что мы не потребуем отчета Генпрокурора. Только дайте нам начать следующую сессию.

- «УДАР» будет участвовать в перевыборах на пяти спорных округах?

- Вопрос, честно говоря, не совсем ко мне, поскольку я не вхожу в исполком партии «УДАР». Думаю, что ответ на него будет даваться в консультациях с другими оппозиционными партиями. Избиратели ждут от нас согласованных кандидатур.

- Как избежать очередных фальсификаций?

- Если вы имеете в виду фальсификации во время голосования и подсчета голосов - путем тотальной мобилизации наблюдателей и СМИ, выстраивания эффективной системы параллельного подсчета голосов и юридической защиты результатов. Это позволяет постоянно «поддерживать в тонусе» окружные избирательные комиссии. Наш опыт показал, что комбинация этих методов может давать позитивный результат.

- Ваша победа на выборах стала своего рода сенсацией. Вашим основным оппонентом был Олесь Довгий. По информации некоторых СМИ, он работал на округе год, вложив за это время в свою избирательную кампанию около 15 миллионов долларов. Сообщалось также о том, что Довгий договорился с «УДАРОМ», чтобы по данному округу не шел кандидат Андрей Странников, который ранее на нем работал. За счет чего все-таки удалось победить?

- Правильно говорят, что у победы тысяча отцов. На самом деле, нам удалось свести вместе много разных факторов, создавших победу: сильную команду «УДАРА» в Днепровском районе Киева, мою личную кампанию, построенную на прямом общении с гражданами, успешные переговоры о выдвижении в нашем округе единого кандидата от оппозиции.

Кроме того, для избирателей оказалось важным, что мы говорили о политике и о том, в какую сторону ее необходимо менять, что мы будем для этого делать. А наш главный конкурент лишь строил детские площадки, всеми силами уходя от вопросов о своем политическом прошлом и будущем.

- «УДАР» инициирует выборы мэра Киева. С кандидатурой уже определились?

- Опять-таки переадресую вас к исполкому партии «УДАР». Но для меня ключевой момент - это определиться с тем, мэра с каким объемом полномочий будут выбирать киевляне. Главу Киевской горадминистрации или «английскую королеву»? «УДАР» четко определился, что надо менять закон о столице и возвращать избранному горожанами мэру отобранные Президентом и его наместником в Киеве полномочия. Надеюсь, что наши партнеры по оппозиции придерживаются такой же позиции, и мы сможем прямо поставить этот вопрос через соответствующий законопроект в парламенте. Чтобы, по крайней мере, Партия регионов была вынуждена занять четкую публичную позицию: даст ли она киевлянам право самим выбирать местную власть или нет.

Если же вернуть самоуправление в Киев не получится через изменения в закон, мы будем искать для этого другие, и не всегда парламентские, методы. Думаю, это окажет значительное влияние на ход избирательной кампании в Киеве.

«Я очень боюсь появления такой самостоятельной структуры, как Антикоррупционное бюро»

- О специальном органе, который займется борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти, политики говорят еще с 1993 года. На этот счет уже были соответствующие указы Кучмы, потом Ющенко, а до реализации их на практике так дело и не дошло. В новом УПК прописано, что такой орган может появиться не раньше, чем через пять лет. А вот Объединенная Оппозиция «Батькивщина» предлагает его создать в максимально короткие сроки, инициируя соответствующий законопроект. Как Вы считаете, удастся найти голоса в поддержку такого законопроекта?

- Насколько мне известно, СНБО подготовлен проект концепции по реформированию всех правоохранительных институций. Он предусматривает, к примеру, что при реформировании МВД все сотрудники разаттестовываются. Таким образом, его хотят сделать гражданским министерством, что не может не радовать. Ведь в Украине сегодня нет настоящего МВД, у нас есть министерство милиции. А это должен быть орган, который вырабатывает общую политику, он не должен функционально руководить оперативными подразделениями. Нормальное европейское министерство внутренних дел - орган, который отвечает за развитие регионов, в него входит миграционная служба, подразделение, которое оперативно реагирует на чрезвычайные ситуации, пограничники и т.д. То есть, охватывает большой блок вопросов. А министр внутренних дел должен стать фактически второй ключевой фигурой в правительстве после премьер-министра.
В этом проекте также есть идея о создании следственного комитета, сформированного на базе следственных подразделений трех ведомств: МВД, прокуратуры и СБУ. Поэтому я бы не создавал отдельно Антикоррупционного бюро. На мой взгляд, в составе следственного комитета может быть подразделение, которое боролось бы с коррупцией в высших эшелонах власти, занималось преступлениями, которые совершают госслужащие 1-3 категории. Я бы назвал его «беловоротничковой полицией» для чиновников.

Главное же не пересолить суп. Иначе будет невкусно. В сегодняшних условиях, без целостного реформирования правоохранительного сектора, я очень боюсь появления такой самостоятельной структуры, как Антикоррупционное бюро.

- Почему?

- Правоохранительные органы сегодня работают по старой советской философии, защищая интересы чиновников, власти. А должны работать по философии, которая строится на защите гражданина.

При условии, что совместная деятельность полиции и гражданина в государстве внедрена, повысился уровень доверия к правоохранительной системе, проблем бы не возникало. А в тех реалиях, которые есть сейчас, Антикоррупционное бюро может превратиться в очередной топор для политических репрессий, для того, чтобы душить неугодный бизнес и т.д. Пока в стране не работают демократические институты, нет здоровой и справедливой судебной системы, создание подобных органов будет плодить проблемы, а не решать их.

- Вы до сих пор верите в независимый суд?

- Конечно. Как же жить без веры?

- С Вами вместе уже более 20 лет верит вся страна…

- Слушайте, 20 лет на весах времени - это пылинка! Страны, на которые мы сегодня хотим равняться, строили свои демократии веками. Культуру правосудия, нормы права, традиции, процедуры - они нарабатывали это постепенно. А мы максималисты, хотим всего и сразу. Но как можно получить все и сразу в стране, которая привыкла жить в коррупционной среде? Чтобы получить в советское время в магазине хороший кусок колбасы, надо было дать взятку. Хотите приобрести мебельный гарнитур или поставить в квартире телефон - готовьте конверт «хорошему» человеку. В первые годы независимости коррупция стала двигателем предпринимательства. Нормальных законов еще не придумали, а от произвола милиции отбиваться как-то надо.

Потом взятки перекочевали к органам исполнительной власти. И сейчас вся чиновничья каста сидит на коррупционной ренте.

Поломать эту устоявшуюся модель можно лишь при условии, что к власти придут политические лидеры, которые сделают так, чтобы страна жила по единым правилам, которые касаются всех без исключения. А пока их нет, Антикоррупционное бюро может перемолоть оппозицию и перестроить страну под правила «семьи», кланов и т.д. Вот этого я боюсь.

Помните, была хорошая идея о том, что парламент может нормально работать только тогда, когда закон о регламенте, нормы Конституции выписывают не политики, а Конституционная ассамблея. Конституционная ассамблея - это орган учредительной власти. Это не вспомогательный орган при Президенте, как это пытаются преподнести обществу сейчас. Видите, как власть умело может подменять понятия!

Решение о передаче МЧС в кураторство Минобороны - полная глупость

- Генпрокуратура тоже ведет следствие и открывает уголовное производство в отношении чиновников. Может, борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти полностью отдать этому ведомству?

- Ни в одной стране мира прокуратура не ведет следствие, потому что она является надзорным органом. Наши прокуроры по некоторым категориям обвиняемых сами ведут следствие и сами за собой надзирают, потому что так удобно власти. Так любое стоящее дело можно развалить и не довести до суда. Или наоборот, довести до суда и обвинительного заключения дело, в котором даже нет состава преступления. Все зависит от политического заказа. Власти не нужен генеральный прокурор без функций проведения досудебного следствия. Без этого механизма должность генерального прокурора становится политически неинтересной.

- В ближайшем будущем у нас, судя по всему, появится отдельный департамент полиции. Руководитель такого ведомства должен подчиняться министру внутренних дел?

- Министр внутренних дел - это человек, который вырабатывает общую политику государства в этой сфере. В идеале руководители департаментов, в том числе национальной полиции, должны подчиняться министру, но только как политику, который координирует их действия, но не влияет на финансовую, кадровую, организационную структуру. Это госслужащие, которые не подвержены политическому влиянию тех или иных сил. Если такое действительно будет, я сниму шляпу!

- В процессе формирования нового Кабмина пограничную службу переподчинили министру МВД. Что это меняет в ее работе?

- Еще не подчинили. В Указе очень хорошо написано: «работа направляется и координируется через министра». Глубина этой координации никому пока не понятна, как не ясно и то, какие функции берет на себя министерство, а какие остаются за Госпогранслужбой.

Не изменен пока и закон о Государственной пограничной службе, по которому она является центральным органом исполнительной власти. Поэтому глава этой службы имеет все права, которые присущи руководителю центрального органа. Главный вопрос сегодня состоит в том, какие у него они останутся в дальнейшем. Если МВД будет влиять на распределение финансирования, нормативно-правовое обеспечение, то тогда можно на пограничной службе ставить крест. Это будет просто пограничная милиция, без традиций, без знаний, без ничего.


- Не очень понятно, зачем тогда вообще реформирование, если кадрами, деньгами и нормативными документами будет заведовать глава Госпогранслужбы…

- Поймите, любая реформа МВД должна начинаться с центрального аппарата Министерства, а не с переподчинения главному милиционеру страны других центральных органов власти. Министр внутренних дел должен разрабатывать политику и координировать работу целого ряда функциональных направлений кроме полицейской деятельности. И для этого и у министра и у его аппарата должно появиться значительное количество новых компетенций.

- Насколько разумно, на Ваш взгляд, было то, что МЧС передали под кураторство Министерства обороны? Ведь перед армией стоят совсем другие задачи.

- Это решение - полная глупость. Предотвращение чрезвычайных ситуаций и оборона государства - это абсолютно разные задачи и функции. Скорее, МЧС должно было бы войти в состав реформированного МВД, став, наряду с полицией, пограничной службой и миграционным контролем еще одной сферой его ответственности.

Татьяна Бодня, Наталья Шаромова (фото), для Цензор.НЕТ

TUVwSVVYWjBSMEV3V1hwUmMyUkRkMGxPUjBKSlRrTTJNRXczVW1kT1IwRXdXVkJSZGpsSFJ6Qk1hbEYwWkVNMVRIa3ZVWEE1UjBRd1RIcFJjMDVETmt4NUwxRjFkRU1yTUZsRVVtZE9SMFF3VEM5U2FIUkROREJaT1Rnd1MxQlJiRTVEVVRCTFFUMD0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх