EN|RU|UK
  170  1

 ЭНЕРГОРЕСУРСЫ - ГЛАВНАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

После прошедших в воскресенье парламентских выборов, которые, несмотря на некоторый прогресс, все же не соответствовали стандартам и идеям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы, небольшая каспийская республика Азербайджан о

Очень многое висит на волоске, в том числе и стабильность мировых цен на нефть.

Президент Ильхам Алиев, унаследовавший пост руководителя Азербайджана после своего отца, прокладывает новый курс для страны, угнетенной многолетней войной с Арменией из-за Нагорного Карабаха, а также внутренней напряженностью.

Однако 2005 год предоставил новые возможности Азербайджану, обладающему, по мнению некоторых аналитиков, богатейшими запасами нефти и газа после Ближнего Востока и России.

Правительство вскоре будет купаться в нефтедолларах, что означает, что появятся новые средства на реконструкцию, на развитие людских ресурсов и на иные стратегические инвестиции, такие как обеспечение развития второго и третьего секторов экономики.

По некоторым оценкам, в ближайшие несколько лет бюджет страны может вырасти приблизительно на 18 миллиардов долларов США. Однако этими возможностями нельзя будет воспользоваться, пока не будет достигнута стабильность и не будут проведены политические реформы. Политическая открытость и экономические возможности идут рука об руку.

Продуктивные взаимоотношения с Западом зависят от того, насколько быстро и решительно президент будет устанавливать политическую и экономическую открытость и продвигать реформы.

Большая часть азербайджанской элиты - прозападная. Европа и Соединенные Штаты, несомненно, будут давить на Алиева с тем, чтобы он проводил реформы. Нужно отдать ему должное, он сделал уже немало.

Вместе с тем, вряд ли можно ожидать, что Запад отнесется с большим сочувствием к еще одной цветной революции. После двух успешных попыток, в Грузии и на Украине, последовало разочарование в Киргизстане. Новые бишкекские власти не спешат с переменами, не видно никакого прогресса в сфере конституционной реформы.

Азербайджан находится на перепутье. Наступающие времена будут очень непростыми для правительства Алиева, которому будет необходимо балансировать между международным давлением, внутренней оппозицией и вредителями из рядов его собственной партии.

Ценой замешательства могут стать насилие и высокий уровень нестабильности.

Увеличение объемов инвестиций

Это самое главное, в чем нуждается Азербайджан в настоящее время. Азербайджанское правительство должно извлечь выгоду из своего энергетического потенциала и мировых цен на нефть, и улучшить жизнь значительной части своего населения.

Это означает увеличение инвестиций в программы, направленные на развитие людского потенциала. Это также означает разрешение замороженного азербайджано-армянского конфликта из-за Нагорного Карабаха. Эксперты считают, что Алиев, возможно, тот самый человек, с которым можно иметь дело.

Оптимисты говорят, что вопрос может решиться уже в начале следующего года. Заключение соглашения с Арменией по Нагорному Карабаху станет, однако, невозможным, если легитимность Алиева будет ослаблена в предстоящие недели и месяцы.

В случае давления со стороны Алиев не пойдет на компромисс.

Опасность заключается так же в том, что политические оппортунисты и лица как из алиевских рядов, так и из оппозиции, стремящиеся к извлечению краткосрочной выгоды, воспользуются наступающим периодом для провокации насилия.

Небольшие столкновения могут быстро вылиться в крупномасштабные протесты и конфликты. Это поставит под вопрос судьбу нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который должен заработать в начале следующего года и который, как ожидается, будет поставлять на мировой рынок один миллион баррелей нефти в день.

Если поставки нефти по данному трубопроводу будут сорваны, то стоимость нефти, которая составляет сейчас около 60 долларов за баррель, скорее всего, вырастет. Кроме того, это станет серьезным ударом по усилиям Европы и Америки, направленным на диверсификацию энергоисточников.

Также это окажет негативное влияние на остальные рынки, и, возможно, придется обратиться к странам Персидского залива с просьбой компенсировать эту нехватку.

Вероятность того, что они на данном этапе смогут существенно увеличить добычу нефти, невелика, так как производительность в регионе уже практически достигла своего максимума.

Международное сообщество должно заблаговременно предпринять усилия к ослаблению напряженности в Азербайджане. Для этого нужен внешний игрок, который будет способствовать налаживанию диалога между властями и оппозицией.

Логичным выбором на эту роль будет Словения, особенно принимая во внимание тот факт, что она в настоящее время председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ играет важную роль в продвижении реформ и в контактах со всеми сторонами в Азербайджане.

В напряженные времена общение практически всегда затруднено, глубокое недоверие ведет к неправильному пониманию посланий другой стороны. Поэтому необходим внешний посредник, способствующий облегчению диалога.

Сейчас приоритет должен быть отдан созданию коммуникационных каналов, которые будут способствовать облегчению обмена информацией между двумя сторонами. Посредник также будет способствовать отсечению от диалога всех тех, кто стремится извлечь собственную политическую выгоду из ситуации.

И, наконец, еще нет уверенности в том, что оппозиция сможет привлечь на демонстрации какое-либо серьезное количество народа. Протесты, запланированные на следующий день после голосования, уже были отменены оппозицией.

Существует опасность того, что власти могут стать чрезмерно самоуверенными в свете очевидной слабости оппозиции. Поэтому международное сообщество должно оказывать давление на правительство с тем, чтобы оно не сходило с курса реформ.

Источник: Борут Гржич, директор Института стратегических исследований в Любляне, "Gulf News", Объеди
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх