EN|RU|UK
 Экономика
  6314  46
Материалы по теме:

 ЕВРО-2012 В ЗЕРКАЛЕ СОЧИ-2014, ИЛИ УКРАИНА – НЕ РОССИЯ

Три недели назад, сразу после киевского финала чемпионата Европы по футболу, мне позвонил мой знакомый, редактор российского интернет-издания. Он предложил по горячим следам Евро написать материал о параллелях в подготовке к спортивным форумам на Украине и в России (там, если кто забыл, готовятся к Олимпиаде 2014 года в Сочи).

Материал, по задумке редактора, должен был подчеркнуть положительные экономические последствия проведения больших спортивных форумов (мажорные, по крайней мере, для российской стороны выводы, были существенным условием). Едва начав изучать материал, я понял, что провести параллели, не покривив душой, у меня не получится - и отказался.

Во-первых, в отличие от Украины, где вложенные в чемпионат средства более-менее равномерно распределились между принимающими городами в диаметрально противоположных регионах страны (плюс автомобильные дороги, соединяющие восток и запад государства), вливания российских государственных и около-государственных средств (из 8 национальных партнеров 5 являются государственными российскими компаниями) целиком придутся на один единственный регион.

Общие расходы на Сочи, по подсчетам специалистов, составят около 33 миллиардов долларов. Эта сумма почти в три раза превышает расходы на самые дорогие игры в олимпийской истории.

Но получит ли хотя бы этот регион существенные экономические дивиденды вследствие таких гигантских вложений? Главный вопрос, которым задаются хозяйственники: как в дальнейшем будут использоваться и за счет чего приносить доход столь недешевые строящиеся с нуля ледовые дворцы (3 шт.), конькобежная арена, керлинговый центр, Олимпийский стадион, санно-бобслейная трасса, комплекс трамплинов и две олимпийские деревни - в регионе с не таким уж большим постоянным населением и сомнительными спортивными традициями?

Можно, конечно, попытаться заставить местных жителей любить и ценить, скажем, керлинг, можно создать административными методами хоккейный клуб и втиснуть его в Континентальную хоккейную лигу, но вряд ли этот проект окупится в сколько-нибудь обозримом будущем.

Российские спортивные чиновники неуверенно говорят, что возможно, после 2014 года олимпийские объекты могут быть использованы для проведения этапов кубков Мира по зимним видам спорта. Однако, следует помнить, что субтропический Сочи и южное подножие Кавказа - весьма капризны зимой по части погодных условий. И чтобы отдать тот или иной этап кубка мира в Сочи, нужно забрать его у другого популярного зимнего курорта. А ведь упомянутые спортивные соревнования сейчас проходят в местах, где куда больше, чем в России, популярны горнолыжный спорт, бобслей, прыжки с трамплина или шорт-трек.

Международная группа исследователей в своем докладе «Олимпийские игры в Сочи: обрушившийся фасад новой российской государственности», презентованном в прошлом году, делает вывод: «Сочи-2014» - это чисто имиджевый, даже идеологический проект российской власти. «Российские лидеры позиционируют олимпийский проект, как демонстрацию подъема России с колен, ее победы в «холодной войне» и готовности занять достойное место в мире», - говорится в исследовании.

Наверно, спорт и Олимпиада в родной стране - не самое худшее вложение для десятков миллиардов нефтедолларов (учитывая мозолящие глаза россиян альтернативные сюжеты). Но о хозяйственном расчете и окупаемости здесь говорить, пожалуй, не стоит.

И, благо, это не последние нефтедоллары, иначе я уже сейчас настойчиво советовал бы ответственным российским чиновникам провести летние каникулы в Греции, ознакомиться с нынешним состоянием тамошней экономики и обязательно посетить Олимпийский парк (он, правда, закрыт для общественности, но высокую делегацию «по обмену опытом», думаю, пустят). Там есть на что посмотреть. Гордость греков, каковой был этот комплекс всего 12 лет назад, ржавеет под горячим летним солнцем и представляет собой весьма унылое постапокалиптическое зрелище.

Дело в том, что построенные с нуля ультрасовременные (на момент постройки) олимпийские объекты вообще мало где находили достойное применение после завершения Игр. Именно поэтому расчетливые американцы при подготовке к своим Олимпиадам 1984-го и 1996-го годов старались по максимуму использовать уже существовавшие объекты и инфраструктуру.

Даже в Барселоне, по праву гордящейся эталонным хозяйственным подходом к предолимпийской подготовке, местные жители поначалу недоверчиво смотрели на город-призрак, который представляла из себя опустевшая Vila Olímpica (Олимпийская деревня). Впрочем, сейчас это - органично вписавшийся в местный ландшафт туристический объект и жилой район. При этом основные средства в Барселоне были потрачены не на олимпийские объекты, а вложены в городскую инфраструктуру - и это дало потрясающий экономический эффект. С тех пор «эффект Барселоны» - устоявшийся экономический термин, обозначающий ускоренное развитие региона вследствие инфраструктурного толчка, данного подготовкой к крупному форуму.

К счастью, в Украине пошли именно по пути столицы Каталонии. Затраты госбюджета, которые касались непосредственно и только проведения чемпионата Европы составили мизерную часть общих расходов (прямые операционные расходы Украины на подготовку к Евро-2012 составили около 414 млн гривен) и с лихвой окупились во время футбольного первенства (по первым подсчетам, доходы украинских городов, принимавших Евро, составили больше 4 миллиардов гривен).

Построенные же объекты инфраструктуры (прежде всего, социальной и транспортной) будут приносить доход в течение еще очень длительного времени. Поэтому кричать сегодня «Евро не окупилось!» - это все равно, что, построив большой шикарный ресторан, досадовать, что спустя неделю после открытия, доходы все еще не покрыли капитальные вложения.

Новые аэропорты и современные терминалы были необходимы крупнейшим украинским мегаполисам - и они прослужат без капитальной модернизации десятки лет. Срок службы новых взлетно-посадочных полос составляет около 80 лет. Столь масштабного обновления транспортной инфраструктуры (помимо аэропортов и ВПП, это 1,7 тысяч километров современных дорог, скоростные поезда и новые вокзалы), не случись подготовки к Евро, Украине пришлось бы ждать еще очень долго. Важность такой модернизации для государства, обладающего таким мощным транзитным и туристическим потенциалом, трудно переоценить.

Фактически, в Украине, как и двадцатью годами ранее в Барселоне, проведение спортивного форума стало катализатором неизбежного процесса обновления инфраструктуры, благодаря которому рассчитанную на десятилетия программу удалось выполнить за считанные годы.

Ни один из объектов, построенных за государственные деньги, не будет простаивать при условии мало-мальски хозяйственного подхода к его эксплуатации. Включая стадионы. Так, НСК «Олимпийский» уже сейчас загружен, благодаря не только спортивным, но и культурным событиям. Наибольшие опасения в этом плане вызывал стадион во Львове. Но учитывая, какое промо получила столица Галичины во время Евро, грех будет местным властям не устроить большой международный фестиваль, задействовав «Арену Львов» в качестве площадки. Думать об этом надо уже сегодня, пока актуальны и свежи воспоминания европейских болельщиков о гостеприимном и красивейшем древнем европейском городе.

Впрочем, возвращаясь к российскому опыту, можно быть уверенным, что в Сочи и в Красной поляне будут вовремя построены все ультрасовременные олимпийские объекты, да и сама Олимпиада пройдет на высочайшем уровне. В этом отчаянно заинтересована российская власть и провала она не допустит.

Но, с точки зрения экономических последствий, корректно провести российско-украинские параллели можно будет, вероятно, лишь во время подготовки к чемпионату мира 2018 года, в изначальную заявку которого попали аж 13 российских городов. Но об этом говорить пока слишком рано.

Дмитрий Бородин


TUVwWVVXdDBRMmN3U2pSMFRXcEJlRTFwT0haTWVTOVJiblJETnpCTWFsRjJUa012TUV4cVVYTk9RekF3VEVJNE1FdEVVWFowUjBJd1dVaFJkVTVIVUE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх