EN|RU|UK
 Политика Украины
  4507  18

 КАК УКРАИНЕ НЕ ПОВТОРИТЬ СУДЬБУ ГРЕЦИИ И ПОЙТИ ПО СТОПАМ БАРСЕЛОНЫ?

После завершения подготовки к чемпионату Европы по футболу, на которую, согласно отчету правительства, потрачено более 40 миллиардов гривен, все громче звучат пророчества о том, что Евро-2012 проделает огромную дыру в бюджете страны и добьет многострадальную украинскую экономику. В подтверждение своих опасений оппозиционные политики и интернет-активисты приводят печальные примеры стран, оставшихся в убытке после проведения крупных спортивных форумов.

Они же ссылаются на недавний опыт Греции, бывшей в 2004 году хозяйкой Олимпиады, а нынче страдающей от сильнейшего экономического кризиса. Мы разобрались, где просчитались греки, и грозит ли Украине повторение греческого опыта.

Все идет по плану

Итак, восемь лет назад правительство Греции вложилось огромными средствами в спортивную инфраструктуру в расчете на быструю окупаемость за счет олимпийского туризма и рекламы. Их можно понять: греки ориентировались на американский опыт Олимпийских Игр-96 в Атланте, прозванных «большим рекламным роликом». Американцы, в свою очередь, повторили успешный, с коммерческой точки зрения, опыт лос-анджелесских Игр 1984 года.
Почему то же самое не удалось грекам? Стратегических ошибок было две.
Во-первых, ставка на быструю окупаемость работает при жесткой минимизации расходов. Для этого максимально используется уже существующая спортивная и транспортная инфраструктура. Питер Уэберрот, возглавивший лос-анджелесский Олимпийский оргкомитет-1984, был успешным бизнесменом, работавшим в сфере туризма. Он и его коллеги строго экономили каждый цент, обходясь, по возможности, уже имеющимися спортивными объектами и потратив в итоге на строительство всего-навсего $26 млн долларов. Одновременно огромные частные средства привлекались для стимулирования туризма и потребления сопутствующих Олимпиаде товаров и услуг. В результате суммарный вклад компаний-спонсоров наличными и продукцией достиг $132 млн. - неслыханной по тем временам суммы. Еще почти в 2 раза больше принесли организаторам права на телетрансляции. Эффект, как говорится, налицо.
К несчастью для Афин, у них не было готовой инфраструктуры, в первую очередь, спортивной. И это полбеды. Второй стратегический просчет состоял в том, что греки совершенно не представляли, как использовать построенные сооружения после Олимпиады. Одиннадцатизначная сумма в американских долларах была вложена в объекты одноразового использования.
Печальная картина, которая, к нашему счастью, не имеет никакого отношения к украинской ситуации.

Потратили не на Евро, а на себя

Чтобы понять почему, надо обратиться к структуре затрат государственного бюджета на Евро-2012. Из общей суммы расходов 41,7 млрд. грн. (около 5 млрд. долл.) на строительство и реконструкцию стадионов было выделено 7,1 млрд. грн. (около 888 млн. долл.), на возведение аэропортов было потрачено около 10,5 млрд. грн. (1,3 млрд. долл.), на ремонт и строительство автомобильных дорог - 18,2 млрд. грн. (около 2,2 млрд. долл.). Таким образом, более 90% расходов составляют вложения в инфраструктуру долгосрочного использования, причем на спортивную часть инфраструктуры приходится менее пятой части всех затрат. А значит - подавляющая часть бюджетных средств была потрачена не столько на организацию праздника футбола, сколько на развитие страны. То есть - на нас с вами.
Таким образом, Украина, готовясь к Чемпионату Европы, выбрала совершенно другую модель окупаемости, поэтому ни печальный греческий, ни удачный американский опыт не применим к нашим реалиям. Скорее необходимо вспомнить Олимпиаду-92 в Барселоне или Чемпионат мира по футболу 2006 года в Германии.
Опыт столицы Каталонии настолько показателен, что в экономических кругах существует устоявшийся термин «эффект Барселоны». Он состоит в том, что проведение спортивного форума используется для масштабной модернизации социальной, туристической и транспортной инфраструктуры региона-хозяина турнира.
В данном случае никто не надеется на мгновенную отдачу, а ориентируется на цель - обеспечить «инфраструктурный рывок». Именно эту формулировку часто использовал в своих заявлениях главный спаситель Евро-2012 в Украине - министр инфраструктуры Борис Колесников. И избранная им модель подготовки, не смотря на крайне сжатые сроки, очень напоминала именно олимпийскую модель Барселоны.
На подготовку столицы Каталонии к Олимпиаде были потрачены миллиарды долларов, но эти деньги были потрачены максимально рационально. На эти средства были построены кольцевые дороги, снизившие проблему перегруженности транспортных магистралей и постоянных дорожных пробок, реорганизована система общественного транспорта.
В результате, Барселона, не потеряв исторического лица, вновь стала современным, комфортным для жителей и туристов городом, вернулась в тройку самых посещаемых городов Европы. Впрочем, не за один день и даже не за один год. В течение первых трех лет число прилетов в столицу Каталонии увеличивалось ежегодно на 20%. То есть темпы, с которыми хозяйка Олимпиады-92 возвращала вложенные средства, не были очень быстрыми.

«Благодаря Евро-2012 Украина сделала шаг вперед на 30 лет», - Платини

Чрезвычайно важен был долгосрочный план развития - только в этом случае деньги не потрачены впустую. А у организаторов Олимпиады-92 подобный план был, и выглядел он просто, как и все гениальное - использовать проведение столь масштабного турнира для ускорения процессов модернизации и инфраструктурного развития. Иными словами - сделать за три года все то, на что в режиме естественного развития городской среды понадобилось бы, как минимум, тридцать лет.
Накануне старта Евро-2012 Президент УЕФА Мишель Платини сделал заявление: «Благодаря Евро-2012 Украина сделала шаг вперед на 30 лет». Знаменитый француз, который в 2008 и 2009 годах неоднократно высказывал свое опасение, и даже раздражение темпами подготовки Украины к Евро, признал, что Украина качественно подготовилась к приему матчей и гостей. И добавил, что без чемпионата Европы по футболу инфраструктурное развитие Украины и Польши «не было бы таким огромным».
Таким образом, в отличие от тех же греков, украинское правительство около 90% расходов, связанных с подготовкой к Евро-2012, направило на инфраструктурные проекты. Украинское наследие Евро - 1,7 тысяч километров современных дорог, скоростные поезда и новые вокзалы, 70 новых отелей, 5 аэропортов и 4 взлетно-посадочные полосы - точно не будут ржаветь подобно греческим олимпийским объектам. И даже стадионы, вопреки оценкам пессимистов, не превратятся в мертвый груз, поскольку модернизация существовавших арен в украинских городах, принимающих Евро, давно была на повестке дня. Напомним лишь одну цифру - один из первых матчей «Динамо» (Киев) на реконструированном НСК «Олимпийский» против днепропетровского «Днепра» собрал более 50 000 зрителей. Могли ли мы даже мечтать о чем-то подобном хотя бы два года тому назад?..

Источник: Павел Подольский
VEhrNGRrdzVRekF3VEZoU2FFNURLekJNZGxKbmJucFJiR1JEZVRCWlJGRjJhVEI1VFVSRmVXWk9RMVF3V1VSUmRHUkhSekJNYWxKcWR6MDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх