EN|RU|UK
 Экономика
  6380  11
Материалы по теме:

 НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС: ЧТО ЖДЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ?

Это Криминальный Кодекс можно было кардинально не менять с 1961 года и государственные мужи этим не особо были озабочены. Это до Жилищного кодекса в стране, где право на жилье – прямая конституционная норма, до сих пор не дошли руки. А Таможенный Кодекс за годы Независимости меняют уже в третий раз

Меняют аккурат - раз на десятилетие: первый отечественный документ был принят в 1991 году, второй - в 2002-м, и вот - третий документ, который, как утверждают родители Кодекса, должен «до неприличия» упростить процедуру пересечения грузов через границу, тем самым приблизив деятельность таможенной службы до стандартов Европы.

Чтобы объяснить общественности целесообразность принятия нового Таможенного Кодкса, советник председателя Государственной таможенной службы Павел Пашко углубился в самые истоки деятельности фискальной службы, которая еще «две тысячи лет и до ближайших нескольких лет» собирала налоги с тех, кто ввозит какой-либо товар в страну.

Итак, сбор налогов - это первая фискальная функция, которая существовала многие годы, - напоминает чиновник. - После того, как эта фискальная функция исполняется, государство переходит к следующему этапу - защите отечественного производителя. Надо запускать только тот товар внутрь страны, который в ней не производится. Защитив отечественного производителя, возникает вопрос: правильно ли завозить этот товар с точки зрения безопасности здоровья страны? Возникает вопрос об отходах, о лекарственных препаратах, о качестве товара и т.д. Если таможня проморгает некачественный товар, то его придется вывозить за пределы страны или утилизировать уже за государственный счет. Далее государство, в лице таможенной службы, должно заботиться о безопасности державы, не впуская в страну оружие, наркотики, товары двойного назначения, ядерные боеприпасы, устройства, которые способствуют терроризму и т.д.

- Таможенный кодекс, меняясь последовательно от документов Советского Союза к третьему кодексу независимой Украины, фактически «подгоняет» нормативную базу к тем функциям, которые государство в данный момент хочет исполнить новым документом. Нынешняя задача нового ТК - максимально упростить процедуру ввоза товаров в Украину, - уверяет чиновник.

То есть, как только новая «таможенная конституция» вступит в силу, оформлять груз можно будет в любом ведомственном отделении. Сейчас груз оформляется только в той области, где его собственник зарегистрирован как субъект внешнеэкономической деятельности, любое же другое оформление должно происходить по взаимному согласию начальников таможен. Сейчас субъект зарегистрирован в той области, где у него юридический адрес. Таможенный кодекс вводит норму о том, что субъект, регистрируясь один раз, регистрируется на территории Украины. Следовательно, он может оформляться в любом органе и все документы, которые привязаны к нему как к субъекту, будут использоваться всеми таможенными органами.

- Новый кодекс вводит понятие «уполномоченный экономический оператор», - продолжает Павел Пашко. - Это субъект, которому таможня будет доверять настолько, что не будет контролировать товары, которые он ввозит. Требования к этому уполномоченному экономическому оператору - это нормы уже выписанные в международных конвенциях. Нашему уполномоченному оператору будет доверять не только украинская таможня, но и все таможни, которые принимают участие в этой конвенции. Точно также мы будем доверять субъектам других стран, которые получили этот статус у других таможенных служб.

Кроме того, новый ТК должен интегрировать нашу таможню во Всемирную таможенную сеть. Поэтому грузы, приближающиеся к нашим границам, можно будет проверить в «виртуале» - то есть по документам, полученным по интернету. В момент прихода груза на границу, таможенная служба уже имеет возможность определиться, что поверять, а что пропустить и без досмотра. Новый ТК вводит также понятия «информационный таможенный контроль», «система анализа рисков», «электронные декларации», «предварительный электронный контроль» и т.п. Чтобы все эти новации заработали, ряду государственных органов придется перейти на электронные документы.

Безусловно, прогрессивным моментом сторонники нового ТК считают введенного целого раздела о механизме ответственности таможенников за свои неправомерные действия. В документе четко прописана норма о том, что товар на границе нельзя держать более 4-х часов. Расписано, куда и в какой форме можно пожаловаться в случае несоблюдения этих норм. При этом в два раза уменьшено количество статей ответственности субъектов за неправомерные действия…

Естественно, всем, кому приходится заниматься внешнеэкономической деятельностью на постоянной основе, придется изучить документ «с пристрастием». Ведь теперь, пугают чиновники, за нарушение таможенных правил церемониться не будут. В связи с этим уже высказали свою озабоченность автоперевозчики, на которых новый ТК возлагает ответственность за соответствие таможенных деклараций заявленному товару. Эту ответственность, по мнению президента Ассоциации автоперевозчиков Украины Леонида Костюченко , следовало бы возложить на брокеров и посредников.

Если же говорить о каких-то нововведениях для украинцев, путешествующих по миру без определенной бизнес-цели, то по новому закону ввозить в страну подарков теперь можно больше . Если сегодня без пошлины можно ввести товаров на сумму не более 200 евро, то новый ТК поднял планку для авиапассажиров до 1000 евро, для остальных видов транспорта - до 500 евро. Снижена и пошлина для товаров, превышающих разрешенную сумму. Сейчас мы платим 20% + НДС, после введения ТК - только 10% + НДС, причем облагаться будет только сумма превышения. До года увеличен и временный ввоз автомобилей нерезидентам Украины (сейчас он ограничен 183 днями).

Однако, и этот Кодекс - относительно временный документ. Либо «любая либерализация (в данном случае - упрощенная процедура, - Авт.) дает предпосылки к нарушению государственных интересов», отмечает Павел Пашко. Сегодня государству и руководству страны, очевидно, выгодно перекрыть на таможне коррупционные лазейки, чтобы покрыть недостаток средств в казне (о чем уже писал «Цензор.НЕТ»). Отобрать лакомый кусок у коррупционеров, безусловно, благородная цель. Однако, где гарантия, что лишенные нетрудовых доходов таможенники (без каких-либо материальных стимулов со стороны государства), будут самоотверженно блюсти интересы державы? Им, в данном случае, не за державу будет обидно, а за себя. Ведь правила мы приближаем к стандартам Европы, а зарплаты оставляем на уровне отечественной ментальности. Государство продолжает думать, что на 2-3 тысячи гривен в месяц можно прокормить семью и вторит, как мантру: пусть думают, что мы им платим зарплату. А госчиновник, в данном случае, таможенник, вполне резонно язвит: раз там, наверху, думают, что нам платят, тогда пусть думают, что мы работаем…

Виктория Владина, для Цензор.НЕТ

TUV0TVVYTk9Remd3VERkUmRIUkRPVEJaT0haTWVUaDJNRXRNVVhOT1F6Z3dURGRSZEhSRE1UQk1NMUYyWkVkTU1FeHJaekJNY2xGMmRFTXdNRXhZVVhWMFIwSm1Ua2RETUV4RVVYWk9ReXN3VEdKUmRtUkhVQT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх