EN|RU|UK
 Общество
  9860  83

 НОВЫЙ ГЛАВА МИНОБОРОНЫ: ЧТО ЖДЕТ УМИРАЮЩУЮ АРМИЮ?

Заменой министра обороны Янукович практически завершил кадровые перестановки на ключевых постах в "силовом блоке", теперь все силовые ведомства – «под людьми» Президента. Анализируя ситуацию в Вооруженных Силах Украины, военные эксперты пытаются объяснить логику кадровых назначений гаранта…

Михаил Ежель уволен с поста министра обороны также неожиданно, как и был назначен. Причем, в неизвестном направлении (пока, во всяком случае, о его новом назначении ничего не известно). Последнее время он "очень «огорчал» Президента" отсутствием реформ в армии. Напомним, что Михаил Брониславович до назначения на пост министра был главным ревизором Минобороны, человеком непубличным, но, как тогда говорили, перспективным. Уже на своей первой пресс-конференции он вкратце озвучил свою «блиц-доктрину» и готов был сделать 2010 год годом стабилизации для украинских Вооруженных Сил. Ведь до этого оборонное ведомство целых 9 месяцев не имело руководителя. Планировал создать оборонную стратегию государства до 2025 года и обещал вернуть армии высокую боевую готовность. Не сложилось…

- Мы считаем, что армия сегодня находится в состоянии стагнации и, к сожалению, это состояние не было остановлено во время каденции предыдущего министра обороны, - комментирует ситуацию в Вооруженных Силах Украины Валентин Бадрак, директор Центра армии, конверсии и разоружения. - Отчет о якобы явном улучшении ситуации в армии мы не поддерживаем. Армия на сегодняшний день существенно потеряла авторитет и в обществе, и как институт потенциального сдерживания агрессии имеет очень ограниченные возможности по реагированию.

Причем, эксперт пытается убедить в том, что это не только мнение украинских экспертов. Также думают и западные его коллеги, которые назвали украинскую армию одной из «технически отсталых в регионе».

- Мы имеем самый маленький оборонный бюджет, - говорит эксперт. -Белоруссия на свою армию тратит 1,3% ВВП, Румыния – 1,4%, Польша – почти 2%. Мы – на уровне 1%. При таких условиях трудно рассчитывать, что такой ресурс предоставит быстрые возможности для определенных изменений в украинском войске. Самая большая проблема украинской армии – ее техническое состояние. Причем, эта ситуация уже выходит за рамки полномочий министра обороны. Это проблема национального масштаба и решить ее можно благодаря усилиям всей вертикали власти.

Если рассматривать средства, выделяемые на закупку нового вооружения и военной техники, то в Украине в этом году, действительно, по данным официальных лиц, финансирование будет увеличено в 4 раза и будет составлять около 180 млн. долларов. В то же время, Польша в прошлом году купила вооружения на 1,7 млрд. долларов, то есть потратила на свое вооружение почти столько же, сколько составляет весь бюджет Украины! Турция в прошлом году купила вооружения на 4,8 млрд. долларов, Румыния – на 332 млн. долларов. Мы в прошлом году «вооружились» лишь на 46 млн. долларов. Даже Венгрия на эти цели тратит больше – 216 млн. долларов, и Белоруссия – около 150-200 млн. долларов ежегодно.

- Реальное состояние отечественных вооруженных сил не знает никто, к сожалению, даже уволившийся министр обороны, - уверен Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова . - Это проблема государственного управления. Управление у нас перестало быть стратегическим, оно у нас стало ситуативным. Мы реагируем на проблемы, а не предупреждаем их. У нас нет четкой стратегии развития. Отсюда все проблемы. Вот тут говорят, что мы сильно увеличили оборонный бюджет страны. В абсолютных величинах да, но в относительных – нет. Бюджет как был на уровне 1% ВВП, так и остался. Фактически – это пустой бублик, там нечего делить. И нам еще лет двадцать придется выкарабкиваться из этой ямы с очень большими потерями. Ибо военная техника ВСУ стала уже не средством обороны страны, а источником техногенных катастроф!

При таком раскладе тем более непонятен выбор Главнокомандующего – назначение на должность министра обороны 46-летнего Дмитрия Саламатина, имеющего очень отдаленное отношение к делам военным. Да, почти два последних года он руководил госкомпанией, занимающейся экспортом и импортом оборонной продукции. До этого сидел в региональной фракции в Верховной Раде. Народу он запомнился своими драками в парламенте: во время ратификации харьковских соглашений и самым активным участием в массовом избиении регионалами оппозиции в декабре 2010-го. Причем, Саламатин на тот момент уже был директором «Укрспецэкспорта», но прибежал поддержать однопартийцев в борьбе с политическими оппонентами своего босса.

Наша справка: Дмитрий Саламатин родился в Караганде (Казахстан). В 1989 году закончил горный факультет Карагандинского политехнического института по специальности «технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых». В 1991-м - курсы переподготовки кадров Московского горного института по специальности "инженер-экономист".

Его, скорее, можно назвать профессиональным шахтером, чем военным, ведь практически вся его «доукраинская» биография была связана именно с горным делом и полезными ископаемыми. В 1998 году он был советником президента Международного горного конгресса по вопросам взаимодействия с Украиной (на общественных началах). А с апреля 1999-го переехал на постоянное место жительства в Украину.

В 2006-2007 гг. - народный депутат Украины V созыва от ПР (первый заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования). С ноября 2007 по февраль 2011 гг. - народный депутат Украины VI созыва от Партии регионов (член Комитета по вопросам бюджета). В июне 2010-го Указом Президента назначен генеральным директором Государственной компании "Укрспецэкспорт". 4 января 2011-го - гендиректором Государственного концерна «Укроборонпром», созданного постановлением Кабмина от 29 декабря 2010-го. А 8 февраля 2012-го - министром обороны Украины.

- Я бы сказал, что у этого назначения есть интересы сверху, то есть интересы, которые преследует Президент, и есть личные мотивы, - комментирует решение Януковича Николай Сунгуровский. - Когда эти интересы сходятся, то назначение можно считать более-менее эффективным. Президент говорил, что он сейчас поручит Генеральному штабу, руководству Минобороны разработку стратегических документов, наведение порядка. А что делали предыдущие два года? Когда старые кадры были еще на месте, этого не смогли сделать, то каким образом новичок, который понятия не имеет, что такое Вооруженные силы, сможет разработать стратегические документы по развитию ВСУ. Я считаю, что команда, окружающая Президента, на этот раз дала маху. Вообще-то, определять стратегию развития ВС и стратегию развития сектора безопасности - это задача Президента. Получается, Президент свои обязанности переложил на своего подчиненного?..

- Да у нас с 2008 года планируют разработать стратегический оборонный бюллетень, где должна была быть обозначена концепция развития Вооруженных Сил. Но, до сих пор нет ни военной доктрины, ни стратегии развития сектора безопасности, ни стратегии развития ВС, - констатирует военный эксперт. - Очень может быть, что это предвыборные штучки. Ведь с тем рейтингом, что имеет ПР сейчас, победить на парламентских выборах достаточно сложно. Цикл замкнут – все силовые структуры находятся в руках Президента. Я считаю, что кадровый состав назначен не для того, чтобы что-то делать. Он назначен для того, чтобы делить. Логика простая: если иссякает внешний поток, нужно организовать внутренний, то есть - оборонный заказ. А его диктует Миноборны…

- Думаю, мы наверняка не все знаем в этом плане, - высказывает свое мнение по поводу назначения нового министра обороны Валентин Бадрак. - Но есть вещи очевидные. Например, это то, что у предыдущего министра обороны очень сильно обострились отношения с Генеральным Штабом. У Генштаба и министра обороны не было единой концепции, единых взглядов на развитие ВС. Дальнейшая работа Ежеля начальником Генштаба нам казалась тупиковой.

- Вторая причина: в самом «Укроборонпроме» возник некий тупик, связанный с реализацией его основных функций, - продолжает военный эксперт. - Ведь «Укроборонпром» создавался не для торговли, для торговли создавался «Укрспецэкспорт». Оборонпром должен был улучшить координацию с оборонной промышленностью и влиять на оборонную способность государства. За год эти две свои функции «Укроборонпром» не сумел ни развить, ни реализовать. Возможно, нынешний министр обороны должен будет распределять средства и размещать заказы оборонки…

- Кроме того, имя Соломатина связывают с определенными возможностями в Российской Федерации и его восприятие в Росси, - продолжает Валентин Бадрак. - Мы помним, как он отстаивал харьковские соглашения, после чего его имя и стало известно общественности. Зная, что больше средств на развитие армии однозначно выделено не будет, но есть административные возможности, связанные с сотрудничеством с Россией. У нас около 40% зенитно-ракетных комплексов сегодня исправны и готовы выполнять задачи в мирное время по охране нашей территории. Все возможности по их модернизации находятся в России. И еще с 2004 года существовало соглашение с Россией о создании совместного предприятия по модернизации зенитно-ракетных систем и зенитно-ракетных комплексов, которые есть в Украине. Я не питаю иллюзий, что это может быть воплощено в жизнь в ближайшем будущем. Ведь Россия свои вопросы по обороноспособности успешно решает и без нас. А Украина либо не поднимает этот вопрос на переговорах, либо не может его решить. Вторая задача – это закупка самолетов. До 2017 года Украина собирается приобрести 45 самолетов. Я думаю, что большинство этих самолетов – боевые, многофункциональные. За что их можно купить? Выполнить эту задачу можно только в одном случае – если это будут самолеты совместной сборки. И Украина будет иметь 30% возможности сборки этих самолетов…

Займется ли новый министр оборонной стратегией, реформированием армии, «конвертированием» огромных запасов земли, админзданий, принадлежащих военному ведомству, или будет готовиться к силовому противостоянию с оппозицией во время предстоящих выборов в Парламент, покажет время.

Виктория Владина, для Цензор.НЕТ

VEhrdlVXeGtRekl3VEZoUmRUbEhUV1pPUTJnd1RFUlJkVGxEZHpCTWVsRnpUa2RETUV4cVVYWlRPSFl3VEVSU1owNURPREJNYWxKcU0zcFJiazVETkRCTU0xRjJkRU40TUV3M1VtZE9ReXN3VEROU2FYYzlQUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх