EN|RU|UK
 Политика Украины
  2134  28

 ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

С одной стороны, месть политическому оппоненту в виде ускоренного вынесения приговора Юлии Тимошенко принесла власти моральное удовлетворение, но, с другой стороны, пришлось подсчитывать убытки для репутации, которые уже приобретают вполне материальный характер в виде недополученной прибыли, придирчивого внимания Запада к происхождению инвестированных в европейскую экономику активов и т.п.

Но хуже всего для власти то, что пока длился судебный процесс над Тимошенко, все внимание общественности было приковано к его перипетиям. А нынче народ вынужден переключать свое внимание на то, что четверть работоспособного населения Украины скитается на заработках за рубежом, что инфляция за 10 месяцев составила не менее 16%, а реальная заработная плата – даже если принять за чистую монету оптимистические реляции Азарова – повысилась всего лишь на 10%.
Премьер-министр и его подчиненные уже нажили себе славу наиболее одиозной составляющей теперешней власти. А все потому, что положение вещей, которое ими озвучивается, категорически не стыкуется с жизненными реалиями. Например, в канун президентских выборов Азаров порвал себе голосовые связи, настаивая, что «кредиты, взятые правительством Тимошенко в МВФ, это преступление, долговая яма, из которой наши дети и внуки неведомо как будут выбираться».
Впрочем, очутившись в кресле премьер-министра, он внезапно поменял свою точку зрения, на каждом шагу отмечая, что «каждая страна прибегает к заимствованиям, а поскольку кредиты МВФ – самые дешевые, то Украине они очень необходимы». Когда же вероятность получения очередного транша оказалась под вопросом, Азаров запел уже третью «песню»: «свертывание сотрудничества из МВФ не является критическим для украинской экономики – тем более, что все долги придется отдавать».
При подготовке Госбюджета на следующий год власть впервые за много лет откровенно предложила сократить расходы на медицину, а вместо этого финансирование Генпрокуратуры, МВД и СБУ предусмотрено повысить на миллиарды гривен. На фоне других силовых ведомств бюджет Министерства обороны имеет откровенно сиротский вид – очевидно потому, что армии труднее всего навязать выполнение репрессивных функций в отношении народа.
На фоне предполагаемого повышения в следующем году минимальной зарплаты всего на 61 гривну, а минимальной пенсии – на 62 гривны, зарплаты обычных судей размером у 13,2 тысячи гривен и судей апелляционного суда – 16 тысяч гривен обретают очертания нахального вызова здравому смыслу.
Уловив тенденцию, МВД решило не тратить попусту время и начать «эру коммунизма» уже сегодня, закупив себе любимым джакузи и жемчужные ванны по 50 тысяч гривен. Пир во время чумы – да и только!
 Днями представители власти стыдливо сообщили украинцам, что в ближайшее время «тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут приведены к экономически обоснованному уровню». Назовем вещи своими именами: речь идет об очередном подорожании услуг жилищно-коммунальной сферы.
Но заместитель министра почему-то ни словом не обмолвился о повышении тарифов, направив весь ораторский пыл на «необходимость выйти на рентабельную работу жилищно-коммунальной отрасли», каждый раз отмечая, что такая перспектива «в интересах всего народа».
Конечно, если поднять уровень коммунальных платежей вдвое, то с большой вероятностью можно допустить, что функционирование жилищно-коммунальной сферы наконец станет рентабельным. А если уровень платежей повысить в три-четыре разы, то такая достоверность окажется еще выше.
Но согласится ли народ, что это «в его интересах»? Вопрос спорный. А раз так, то почему бы его не вынести на референдум или не сделать хотя бы предметом социологических опросов? Тем более, что на следующий день после повышения цен, власть может обнаружить «новые обстоятельства», которые негативно влияют на рентабельность, и, следовательно, будут опять «нуждаться в немедленном реагировании в виде повышения тарифов».
Подобных «песен» мы уже вдоволь наслушались на протяжении двух предыдущих лет. В частности, в канун президентских выборов регионалы обещали едва не дармовые коммунальные услуги, поскольку вопрос российских энергоносителей на льготных условиях уже на следующий день после инаугурации Януковича – якобы «решённое дело».
Потом оказалось, что улучшение жизни в коммунальной сфере нужно отложить хотя бы на полтора года, а за это время – «привести тарифы к экономически обоснованному уровню». И вот теперь очередное разочарование: коммунальная благодать откладывается еще на три-четыре года. Совсем как в анекдоте о горизонте – это линия, которая по мере приближения к ней все больше отдаляется.
Теперешняя власть выделяется беспрецедентным уровнем изобретательности в вопросах, которые касаются наполнения бюджета. Такой характерный признак можно было бы приветствовать, если бы не одно «но»: бюджет государства наполняется не за счет эффективной деятельности власти или удачного привлечения иностранных инвестиций, а исключительно в результате изъятия средств у народа, который и так едва сводит концы с концами.
Например, днями поступило сообщение относительно изменений, которые запланированы к внесению в Жилищный кодекс. Согласно новациям власти, вводится понятие «застеклённый балкон», за который будет взиматься квартплата с коэффициентом не 0,3 (как было ранее), а 0,8 от квадратного метра квартиры, взятого за единицу.
Ситуация несправедлива и абсурдна одновременно: мало того, что плата за застекленный балкон вырастет почти втрое, вдобавок «крайними» окажутся те, кто за свои средства застеклил балконы, подавая пример опрятности и энергосбережения. Вместо того, чтобы мотивировать людей на такие виды общественно полезной деятельности, власть бездумно и безответственно применяет к ним карательные санкции в виде экспроприации средств.
В контексте жилищно-коммунальной сферы власть поразила еще одним сообщением: стоимость модернизации отечественных теплоэлектроцентралей и замены котлов в Украине оценивается в 50 миллиардов гривен, а обновление всей системы ЖКХ требует 700 миллиардов гривен!
Таких средств в Госбюджете не окажется даже в случае повышения квартплаты в 20 раз, поэтому правительство планирует осуществлять финансирование проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве «на льготных условиях». Поскольку Кабмин не спешит растолковывать значения фразы «на льготных условиях», то приходится «читать между строками» с привлечением максимально логических рассуждений.
Итак, с одной стороны, продолжается всемирная экономическая стагнация, которая вынуждает инвестиции сосредоточиваться в наиболее надежных инвестиционных рынках, к числу которых современная Украина никоим образом не принадлежит; с другой стороны, власть обнародовала гигантскую сумму необходимых инвестиций.
Совместить эти несовместимые тенденции можно лишь одним способом – отдав инвестору в концессию или насовсем какую-то отечественную отрасль или территорию. Коррупционная природа таких сделок заключается в магии больших цифр: когда речь идет о нескольких колосках, то их недостаток сразу заметен, а когда речь идет о миллиардах, то миллионные «нестыковки» легко списать на «усушку» и «утряску».
В результате инвестор всегда получает значительно больше, чем вкладывает, «смотрящие» от власти снимают свою «дельту», а народу предлагают радоваться «инновациям» в виде некондиционных котлов, под которые власть «от безысходности» отдала остатки государственной собственности и ресурсов.
Если же по каким-то причинам крупномасштабная афера по разворовыванию государственной собственности окажется невозможной, то власть ограничится «освоением» нескольких миллиардов гривен на «рекламирование инвестиционной привлекательности Украины». Во всем мире инвестиционная привлекательность достигается за счет прибыльности капитала, конкурентоспособной продукции, максимального упрощения бюрократических процедур и искоренения взяточничества, а теперешняя власть в Украине выдумала новое средство – рекламирование.
Когда власть уже не будет иметь возможности скрывать провальные результаты, она изберет несколько стрелочников среднего звена, которые по неосмотрительности поставили свои подписи под обоснованием целесообразности «привлечения инвестиций методом предварительной рекламы потенциала Украины». И кто осмелится сказать, что режим не борется с коррупцией?!
Поистине аппетит приходит во время еды. А когда он пришел, то все, что ему мешает, становится таким неуместным!.. Поэтому власть не уверена даже в своем варианте закона о выборах и все чаще вбрасывает в информационное пространство коварный тезис, что «на время проведения неотложных реформ нужно наложить мораторий на любые выборы». Вот только проглотит ли эту наживку народ?

Виталий Чудновский,  народный депутат Украины


VEhrdlVYQTVSMFF3VEZSUmRtUkRLekJNVEZKblpFTTJNRXhxVVhWVE9IWXdURWhTYW5SRE1EQk1ZbEYwWkVkRFprNURWekJNYWxGMU9VTTBNRmx1VVhaa1Iwd3dUR3RuTUV4eVVYWjBRekF3VEZoUmRYUkhRZz09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх