EN|RU|UK
  264  1

 НАЧАЛО ПАРЛАМЕНТСКОГО СЕЗОНА: ВЫБОРЫ, БЮДЖЕТ, БОЛЬШИНСТВО

Начало нового политического сезона проходит под знаком следующих парламентских выборов и довольно вялых разговоров про будущие избирательные конфигурации. Сегодня публичный эпицентр предвыборных процессов переносится к сессионному залу Верховной Рады, кот

Закон о выборах...

Это будет предпоследняя парламентская сессия украинского парламента четвертого созыва - к выборам следующего состава Верховной Рады по новым, пропорциональным правилам остается 7 месяцев. Кроме традиционного законотворчества, перед парламентом также может возникнут очередное сверхзадание, которое предложил Президент Украины Виктор Ющенко в своей речи ко Дню Независимости. А, собственно, речь идет о повышении проходного барьера в ВР, которое, фактически, будет означать необходимость внесения изменений в закон о выборах в парламент. В частности, Президент заявил, что у нынешней Верховной Рады хватит патриотизма повысить избирательную планку, поскольку, благодаря этому, «мы получим настоящую представительную власть, а не клуб собственников политических партий». Итак, В. Ющенко рассчитывает на парламент, где потенциально может быть создано большинство. И уже на следующий день в ВР, в порядке законодательной инициативы, был внесен проект Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины", которым предлагается увеличить проходной балл для политических сил на парламентских выборах с трех до семи процентов. Эта инициатива принадлежит члену фракции "Наша Украина" и партийной группы Народного руха Украины Михаилу Поживанову (законопроект № 8041 от 25.08.2005 г.). В соответствии с объяснительной запиской к законопроекту, его целью является законодательное обеспечение эффективности работы Верховной Рады Украины следующих созывов и повышение избирательного барьера для политических сил.

Со временем в парламент поступили еще два подобных документа от БЮТовцев – Олега Белоруса (законопроект № 8041–2 от 29.08.2005 г.) и Андрея Шкиля (законопроект № 8041–1 от 29.08.2005 г.). Правда, в законопроекте Шкиля избирательная планка ниже: 5% – для политических партий и 7% – для избирательных блоков. В объяснительной записке к законопроекту Шкиль указывает, что трехпроцентный барьер для партий (блоков), которые принимают участие в выборах в Верховную Раду Украины слишком низкий, а это может привести к тому, что конституционный состав ВР будет сформирован из чересчур большого количества представителей политических партий (блоков) – как минимум 24-х. Такое политическое «многоцветие» приведет к неуправляемости процесса формирования депутатских фракций и групп, которые, разумеется, негативно скажется на работе единого органа законодательной власти в Украине. Белорус, в свою очередь, предлагает более широкие возможности для общественных организаций в плане наблюдения за выборами.

Идея повышения проходного барьера для политических партий на следующих парламентских выборах сразу же вызвала критику со стороны новой оппозиции. Например, лидер «Трудовой Украины» Валерий Коновалюк указывает, что инициатива Президента вызвана стремлением создать под себя удобное и послушное парламентское большинство. А представители СДПУ(о) трактуют возможные дискуссии как очковтирательства и заговаривание проблем, важных для общества. Так, Игорь Шурма считает: «Самое главное в этой попытке – это отвлечь внимание от проблем, которые ожидают правительство», - сложных переговоров по вступлению в ВТО. Это будет форма компромисса – ВР голосует за ВТОшные законы, а потом найдут форму снять 7% барьер с повестки дня» ("Подробности", "Інтер", 31 августа 2005 г.).

31 августа на сайте ВРУ появилась реакция коммунистов в виде проекта постановления о неприемлемости проекта Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины", подготовленного членом фракции КПУ Юрием Соломатиным. Более чем прохладно встретили такую идею опосредствованные соратники в лагере социалистов. Например, лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз в тот же день заявил, что "фракция социалистов будет голосовать за повышение, скажем, к четырнадцатипроцентного барьера при одном условии: если этот вопрос консенсусом будет поддерживаться всеми фракциями парламента", ведь в противном случае социалисты “нарушат свои обязательства перед остальными партнерами по парламенту". Итак, инициативы относительно внесения изменений в избирательное законодательство могут стать очередным камнем преткновения в ВР. Об этом говорит и рулевой парламента Владимир Литвин, прогнозируя, что по этому поводу могут возникнуть чрезвычайно острые дискуссии.

Повышение проходного барьера может закрыть дверь к будущему парламенту перед рядом политических партий, которые уже сегодня, согласно разнообразным социологическим рейтингам, балансируют на границе "окна возможностей". Пока что неплохая ситуация в этом контексте просматривается у партий власти, которые все еще имеют огромный кредит доверия. Опосредствованно неплохие предстартовые условия у Партии регионов Украины. Возникают определенные вопросы относительно социалистов и коммунистов, для которых повышение планки является заведомо невыгодным. То есть, такая ситуация является комфортной для нынешних фаворитов. Поэтому одним из вариантов дальнейшего развития событий может стать обмен голосов за законопроекты правительства на статус-кво проходного барьера или поиск компромиссов на уровне 4 процентов барьера. Но отнюдь не 7%, как это предлагается в законопроекте "НУ".

Бюджетный процесс...

Традиционной проблемой осенних сессий ВР остается утверждение бюджета на следующий год. Есть основания говорить о том, что нынешний бюджетный процесс-006 не станет исключением из предыдущих традиций. Уже сегодня секретарь СНБОУ и, возможно, уже экс-председатель бюджетного комитета Петр Порошенко предупреждает, что "накануне выборов бюджетный процесс будет сложным". А, кроме того, по его словам, нужно будет удержать баланс между социальными программами и шагами, которые бы оказывали содействие развитию экономики, ведь "если в Украине возникнет ситуация, когда высокая инфляция совпадет с экономической стагнацией, то процесс выхода из такой ситуации займет 4-5 лет. Эта чрезвычайно опасная угроза, о которой постоянно надо помнить".

Цена вопроса возрастает также из-за парламентских выборов и выделения будущих предвыборных конфигураций. Ведь, как отмечает Владимир Литвин, все политические силы уже определились, в каком формате идти на выборы: "Я считаю, что каждому руководителю политических партий и каждому активу уже давно все понятно. Все ведут тактические переговоры, имея в виду свои стратегические планы". Тем не менее, публично об этом мало известно, по крайней мере, каких-то четких заявлений по этому поводу не наблюдалось.

Результаты выборов будут зависеть определенным образом и от успешности бюджетного процесса, от его социальности и реалистичности, от возможностей сбалансирования «социалки» с развитием бизнеса.

Президент Украины Виктор Ющенко высказывает свои требования к проекту бюджета. В частности, 25 сентября во время встречи с министром финансов Виктором Пинзеныком глава государства указал, что проект бюджета–2006 построен «не на философии политики роста и изменений, а является бюджетом константы», то есть, лишь фиксирует то состояние экономики, которое есть сегодня. По мнению Ющенко, как сообщает президентский официальный сайт, отраслевые блоки проекта бюджета на следующий год не предлагают структурных изменений, которые бы способствовали оптимизации экономики Украины, в частности в сфере регуляторной политики, образования и медицины. Более того, глава государства поручил Пинзеныку активнее сотрудничать в вопросах согласования бюджетной политики с Верховной Радой и ее профильным комитетом.

Подобное сотрудничество является вопросом весьма спешным, если припомнить финальные аккорды работы минувшей сессии ВР, когда парламент не утвердил всех законов, необходимых для вступления Украины в ВТО - тогда Верховной Раде удалось утвердить лишь 7 из 14 представленных правительством законопроектов. Также парламент не был в состоянии внести изменения в Земельный кодекс, не были приняты законы в сфере реформирования жилищно-коммунальной сферы.

Большинство...

Идея создания в следующем политическом предвыборном сезоне нового парламентского большинства была озвучена самым Президентом еще 13 июля, во время официального визита в Австрию. Тогда Ющенко, в частности, заявил, что считает нужным формирование с 1 сентября в Верховной Раде парламентского большинства, которое взяло бы на себя часть ответственности за развитие Украины и за сотрудничество парламента с правительством. «Я буду просить парламент и правительство совместно работать над этим, а нацию – не судить строго относительно того, какие силы войдут в большинство, поскольку нам необходимо наладить работу с теми силами, которые уже есть в парламенте", – сказал Президент. Он убедил, что со своей стороны, сделает все возможное для формирования большинства и его эффективной работы.

В начале парламентских каникул между спикером и премьером состоялся своеобразный обмен обвинениями в неэффективности работы и нежелании сотрудничества (див. RU№23/415 "Парламентська більшість", взаємини уряду і парламенту: спадковість суперечностей", 20 липня 2005 р.), которое, по словам спикера ВР Владимира Литвина, фактически наследовало традиции "взаимодействия" правительства и парламента времен президентства Леонида Кучмы, когда ВР "ломали через колено".

Итак, учитывая нынешний уровень "взаимодействия", который оказался в определенной мере провальным для правительства, в интересах Кабинета Министров, как это не банально звучит, заручиться поддержкой парламента. Общепризнанно, что если процесс сложно контролировать, его надо возглавить. Поэтому на протяжении последней предсессионной недели снова начали звучать уже призабытые словосочетания – заговорили о парламентском большинстве. Не в правительстве, а в ВР. Убеждения в непременной потребности создания большинства озвучил лидер фракции БЮТ Олег Белорус.

В частности, он спрогнозировал, что фактически в первые недели работы восьмой сессии Верховной Рады будет объявлено о создании парламентского большинства, которое выйдет с рядом инициатив, в том числе относительно повышения проходного барьера до 5 % на выборах в парламент. "Сентябрь будет решающим", – подчеркнул депутат. Тем самым, он заявил о проведение внутренней работы, направленной на формирование большинства. "Эти разговоры, они начались не вчера, и идут контакты", – сообщил он. Как предусматривает лидер БЮТ, в состав “новых большевиков” войдет свыше 250 депутатов, ведь "такие возможности есть". Он предположил, что среди прочих в большинство войдут такие образования, как "Наша Украина", БЮТ, фракция Народной партии и “даже фракция Мороза" (СПУ).

По словам Белоруса, первой же инициативой новообразованного большинства станет опрос о необходимости повышения проходного барьера с 3% до 5%. Таким образом, его инициатива вроде бы вписывается в возможный процесс имплементации заявлений Президента о необходимости повышения проходного барьера. Но, как уже говорилось, этот вопрос лишь прибавит очередное конфликтное дискуссиям в стенах ВР.

Реакция коллег по парламенту на заявления лидера БЮТ была, как и следовало было ожидать, далеко не всегда единодушно одобряется. Например, лидер фракции "Наша Украина" в Верховной Раде Николай Мартиненко фактически поддал критике “большевистские” инициативы Белоруса. "Такой опытный дипломат, как Белорус, хорошо знает, что такие важные политические вопросы (создание большинства) могут решаться лишь путем переговоров с участием всех сторон", – говорится в сообщении пресс-службы Народного союза "Наша Украина". По логике Мартыненко, "чтобы не растратить идею Президента, слова не должны бежать впереди дела. Делать такие ответственные заявления и вносить в парламент соответствующие законопроекты целесообразно лишь на финальной стадии переговоров при условии их успешности". Прозвучали также заявления от фракции Народной партии. В частности, лидер НПУ Игорь Еремеев считает, что "сегодня не может идти речь о создание большинства. Это будет синтетическое большинство, созданное накануне избирательной кампании", отметив при этом, что следует вспомнить ситуацию, которая возникла лишь год назад: “Для чего была необходимо большинство Леониду Даниловичу? Для того, чтобы проводить свою политику в Верховной Раде". И, все же, в тот же день НРУ и НДП подписали соглашение о сотрудничестве в Верховной Раде. А сам спикер объявил, что "большинство надо строить не на песке, а на основе реальных подходов, здравого смысла. Думаю, у нас все будет штатно. На все умные предложения, Верховная Рада примет не менее умные решения".

Социалисты устами О. Мороза подчеркнули, что "большинство надо создавать на основании выборов, а не на основании договоренностей относительно какой-то конкретной ситуации", да и в формализации большинства сегодня "нет потребности, так как статус большинства определен новым текстом Конституции, но он начнет действовать только в следующем году», следовательно, "этот вопрос можно поднимать только после Нового года".

По большему счету, скорее всего, вопрос создания большинства как формального образования сегодня не найдет ярых сторонников среди депутатского корпуса. Фракция БЮТ составляет 39 человек, "НУ", – 77, 46 членов имеет НПУ, 24 – Костенко и 25 – СПУ, 20 депутатских "штыков" у "Единой Украины" (ее лидер Губский в конце июля отмечал, что его группа поддерживает идею Ющенко), 15 народных избранников у Кинаха. Впрочем, простые арифметические подсчеты подсказывают, что, скорее всего, новообразованное большинство будет ситуативным - соответственно тем или иным инициативам, вынесенным на голосование. А формализовать процесс, как это было при Кучме, чрезвычайно непросто, за семь месяцев до выборов. Поскольку возникает вопрос межпартийной конкуренции, контроля за ходом работы ВР и влияния на законотворческий процесс.

Итак, украинский политикум в новом политическом сезоне ожидают традиционные, хорошо известные сюжеты и задачи.

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх