EN|RU|UK
  225  1

 СНГ КАСТРИРУЮТ К 1 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА

Формально Содружество выживет, но останется без целого ряда межгосударственных институтов...

Лидеры 10 государств СНГ (кроме, конечно, "нейтральной" Туркмении) на своем саммите, прошедшем на днях в Казани, подписали решение "О совершенствовании органов Содружества Независимых Государств". Об этом сообщил "НГ" источник из Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) стран - участниц СНГ. Совершенствование, подробности которого зафиксированы в принятом документе, вполне отвечает высказанному президентом Казахстана Нурсултана Назарбаева о необходимости сокращения аппарата СНГ. Судя по всему, эта идея была поддержана главами государств Содружества единогласно.

К сожалению, упомянутый документ готовился келейно. И до саммита, и после подробности его содержания оставались неизвестными для журналистов, общественности и независимых экспертов. Сейчас этот документ представлен в Штаб по координации военного сотрудничества.

Решением предписывается до 1 января 2006 года упразднить Статистический комитет, Экономический суд, а также Юридическую службу Содружества. На 10% будет сокращен штат аппарата Координационной службы Совета командующих пограничными войсками государств СНГ. Как и ожидалось, до конца этого года ликвидируют и Штаб по координации военного сотрудничества стран - участниц СНГ. ШКВС был и пока остается самой многочисленной по штатному расписанию единицей из состава всех нынешних координирующих органов Содружества. Его, конечно, можно было бы сократить или перепрофилировать. Но его ликвидируют, правда, делают это хитро.

Функции военного штаба СНГ передадут секретариату Совета министров обороны Содружества. Оказывается, ни одна из стран СНГ - ни лидеры, ни аппарат - не сомневается в необходимости сохранения органа, который бы координировал работу оборонных структур постсоветских государств. Выделено пять направлений, по которым будут предприниматься попытки совместного военного сотрудничества - это деятельность так называемой Объединенной системы ПВО СНГ, миротворчество, борьба с терроризмом, обеспечение безопасности в области авиаперелетов (функционирование системы "Пароль"), а также координация деятельности комитетов: топографического, военно-технического, спортивного, гуманитарного и т.п.

То есть все сферы военного и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, которые ранее курировал ШКВС, будут до 1 января 2006 года переданы секретариату СМО. При этом штат секретариата предполагается увеличить лишь незначительно - чуть более чем на 10 офицеров. Заметим, что в ШКВС проходили службу 55 офицеров. Сокращая военные органы Содружества, руководители СНГ, видимо, предполагают повысить их эффективность. Но оправданны ли такие надежды?

Формально в Объединенную систему ПВО СНГ входят 10 стран. Хотя принимают реальное участие в них, с известными оговорками, лишь шесть. Но практически коллективной воздушной обороной стран СНГ руководил и руководит не ШКВС, а российская военная структура - созданное при главкомате Военно-воздушных сил страны Управление ОС ПВО СНГ, которое возглавляет генерал-лейтенант Айтеч Бижев. Это управление гораздо больше по штату, чем весь секретариат совета министров обороны.

Таким же образом в главкомате Сухопутных войск создано направление, курирующее миротворческую деятельность России. Де-юре миротворческие миссии в горячих точках постсоветского пространства осуществляются под флагами стран Содружества, между тем фактически там присутствуют лишь российские «голубые каски». При организующей роли России осуществляется военно-техническое сотрудничество, функционирует Антитеррористический центр, другие совместные структуры.

Все присутствовавшие в Казани лидеры стран СНГ согласились финансировать оставшиеся органы Содружества, в том числе и военные. Хотя эти затраты вряд ли поднимут эффективность Содружества. Москве такая игра, видимо, нравится. Формируя и обеспечивая (в основном за свой счет) деятельность структур, которые поддерживают сотрудничество с постсоветскими странами в области ПВО, миротворчества, борьбы с терроризмом, торговли оружием и т.п., Россия получает дополнительные возможности реализовать свои интересы в СНГ. У других же лидеров СНГ эта игра тоже, как правило, вызывает положительные эмоции, поскольку Москва дотирует за свой счет эту полумертвую организацию.

Источник: Владимир Мухин, "Независимая газета", Россия
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх