EN|RU|UK
  2223  8

 3% УДАР ПО ПРЕЗИДЕНТСТВУ ЮЩЕНКО

Президент Ющенко предложил повысить избирательную планку для партий, идущих на выборы в ВР. Похоже, что именно это, а не речь о 14-й годовщине Независимости ( говорят, Виктор Андреевич ознакомился с ней буквально « на месте»), и не сама торжественная да

О том, что Ющенко все же принял решение не возглавлять список НСНУ
(новой партии власти). В противном случае, манипуляций с «планкой» не понадобилось: блок во главе с лидером « оранжевой революции» побил бы все электоральные рекорды. О том, что идет поиск рычагов давления на потенциальных политических партнеров, вроде спикера Владимира Литвина. Его Народная партия легко преодолет 3% барьер, но задумается, если он будет повышен почти в два раза (5%), поскольку партия спикера не является мобильной раскрученной структурой.

Кроме того, перспектива увеличения проходного балла поставит под удар ряд правых партий- тех, которые разочаровались в партии власти и решили идти своим путем. Иными словами, удар под дых нанесен так называемой «украинской правице» - УНР Юрия Костенко, «Нашей Украине-2» Виктора Пинзенника. Теперь они оказались перед дилеммой: «растворяться» в « Народном Союзе…», как и было задумано, или растворяться в неизвестности. Если барьер «выровняют» до 5% многие правоцентристские партиии вряд ли попадут в новый состав парламента, и о них скоро забудут. Таким образом, правые лишаются политической воли, и права выбора. Или они есть ( в составе блока власти), или их нет.

Еще один результат, который планирует достигнуть Виктор Ющенко своим заявлением - создание большинства в Верховной Раде. Как известно, более чем полгода парламент живет без этого структурного образования, что чрезвычайно устраивает спикера Литвина: ведь парламент при таких раскладах «не подчиняется» ни премьеру, ни президенту, его решения зависят от политики Владимира Михайловича. А это означает, что с ним приходится считаться. Если же набирается 226 голосов, поддерживающих новую политику, то между понятиями « большинство ВР» и несамостоятельность спикера можно будет поставить знак равенства.

А так же проводить беспроблемно любые решения, выгодные новой коалиции: от пакета законов по вступлению в ВТО до бюджета-2006.

Разумеется, при повышении избирательной планки снижается ликвидность и оппозиционных партий: деморализованные и разобщенные они вряд ли осилят новый электоральный порог. Значит, либо нужно объединятся в блоки, что во многих случаях равно « братским могилам», либо увеличивать финансовую составляющую избирательной кампании, либо отказаться от участия в забеге-2006. В общем, от увеличения проходного барьера плохо всем: оппозиции, правым партиям, спикеру Литвину, олигархам вроде Юрия Бойко, рассчитывающим элементарно « купить» места в парламенте ( 3%- это миллион голосов, в среднем), что при заложенном на выборы-2006 бюджете, и не очень-то трудно. Кому хорошо? Фактически, только « Нашей Украине»( НСНУ), которая получает возможность «оккупировать» большинство мест в новом парламенте и без помех в виде мелких партий сформировать правительство. Это их приобретения. В чем заключаются потери?

Прежде всего, Виктор Андреевич и его политическая сила лишаются имиджа партнеров, с которыми можно договариваться. Напомним, что совсем недавно, в июне-2005, парламент «апгрейдил» избирательное законодательство. В результате, был достигнут компромисс- сохранение 3% порога в обмен на внесение антифальсификационных изменений: открепительные талоны, голосования на дому, ограничения для «технических участников» кампании, вроде партий-клонов. Теперь же, ющенковцы намерены отказаться от своих обязательств.

Второй момент: партийное законодательство ( закон о пропорционалке, принятый в марте-2004-го года) стало базой конституционной реформы. Фракция Ющенко « Наша Украина» в то время поддержала проект закона о выборах в ВР на пропорциональной основе, в числе его разработчиков был активный «нашист» Юрий Ключковский. Потом, в декабре-2004 « Наша Украина» проголосовала и за « полный пакет», в составе которого были- политическая реформа, ротация ЦИК и внесение изменений к закону о выборах президента, позволяющие избежать фальсификаций. Иными словами, состоялся тривиальный обмен: третий тур на конституционную реформу. Следите за мыслью: если основой политреформы является закон о пропорциональных выборах, в который «заложен» 3% барьер, то его отмена повлечет за собой и денонсацию договоренностей от 4 декабря 2004 года ( большой пакет). Это означает, что появляются основания для пересмотра третьего тура президентских выборов.

Смешно, но ющенковцы попадают в яму, которую вырыли себе сами ( вспомните авторство Юрия Ключковского!).Проще говоря, как только Виктор Андреевич начинает настаивать на смене правил электоральной игры, автоматически возникает вопрос о легитимности его пребывания на посту президента. Стоит ли игра свеч?


Источник: Мария Бакушинская для «Цензор.НЕТ»
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх