EN|RU|UK
 Экономика
  16631  32

 ОСМД: ПАНАЦЕЯ ИЛИ "ЛОВУШКА ДЛЯ ЛОХОВ"?

Идея создания ОСМД в Украине полностью дискредитирована. Несовершенное законодательство и отсутствие контроля государства за их деятельностью превратило эти объединения в «общества закрытого типа» для выкачивания денег с жильцов…

Более десяти лет украинская власть пытается заманить жильцов в объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД/ОСББ – укр.). И землю придомовую чиновники обещали, и деньги на капитальный ремонт старых строений. По логике вещей, и платить жильцы, хозяйствуя без помощи ЖЭКов, должны были бы меньше, и дом должен быть более ухоженным. Однако на практике оказалось все совершенно по-другому.

Антимонопольный комитет завершил проверку на рынке жилищно-коммунальных услуг и ужаснулся размахам коррупции и злоупотреблений в этой сфере. В том числе и в структурах с самой, по утверждению экспертов, демократичной формой хозяйствования – в ОСМД. В принципе проблемы в объединениях совладельцев созвучны с традиционными бедами во всем ЖКХ. Здесь также довольно часто встречается и отсутствие перерасчетов за непредоставленные услуги или невыполненные работы (некачественно выполненные). Нередки и случаи завышения тарифов для жильцов. А поскольку законодательная база по деятельности ОСМД очень далека от совершенства, то на ее основе в Украине уже начали работать даже целые преступные схемы. Ведь ОСМД открывает практически безграничный доступ к деньгам жильцов и возможность ими почти бесконтрольно (на условиях соседского доверия) пользоваться. Причем, не всегда в интересах жильцов дома.

В Киеве, например, строительная компания ООО «БК «Міськжитлобуд» сдавала новострой сразу в руки… ОСМД. Похожая схема работала еще в конце 90-х, когда в Украине появились первые инвесторы, желающие вкладывать деньги в строительство собственной квартиры. Тогда закон обязывал застройщика собрать инвесторов на собрание и организовать их в ОСМД. Затем государство, под давлением строительных компаний, решило «демократизировать» процедуру и оставил создание ОСМД исключительно в компетенции жильцов. Ведь застройщик не мог ни одного объекта сдать в срок приемной комиссии, состоящей из членов ОСМД. Слишком уж дотошными были жильцы, проверяющие расходование каждой копейки, потраченной на строительство.

Строительные компании самоустранились – так жильцы перестали организовываться в ОСМД: собрать соседей на общее собрание оказалось практически невозможным. Многим было бы проще оставить все как есть и отдаться в руки ЖЭКу, пока дом новый – проблем у него почти нет, а заморачиваться будущими бедами у нас не принято. Процесс создания ОСМД существенно затормозился. Зато на рынке жилищно-коммунальных услуг стали появляться управляющие компании, некая современная альтернатива советским ЖЭКам. По собственной воле обслуживаться у них желающих было мало. Тут учредители новых структур вновь вспомнили об ОСМД. В законодательство были внесены правки, и теперь объединения совладельцев можно было создавать по «упрощенной схеме», без обязательного согласия всех жильцов дома. Такие «упрощения» позволили создавать ОСМД на троих: пару жильцов дома + застройщик. Такое ОСМД составляло договор на содержание дома на 50 лет с эксплуатационной компанией (в данном случае – с ООО «ЭО «Голосеево»), являющейся подразделением все того же застройщика - ООО «БК «Міськжитлобуд».

Как только пакет документов вступил в законную силу, жильцы и познакомились со всеми правилами «сотрудничества». Оказалось, чтобы вступить в это ОСМД, нужно было внести вступительный взнос 100 тысяч гривен! При этом в «члены» вас сразу не принимали, а только в «кандидаты». Полноправным совладельцем дома жилец мог стать только спустя календарный год после уплаты вступительного взноса. А тем временем эксплуатационная компания «косила» с жильцов квартплату. Мало того, что тарифы были завышены, так соседям приходилось мириться и с дополнительными поборами. Например, за пользование грузовым лифтом ежемесячно приходилось доплачивать от 200 до 300 гривен, в зависимости от квартирной площади жильца.

Греть руки на жилищно-коммунальных проблемах до сих пор не брезгует и местная власть, навязывая ОСМД своих поставщиков услуг. А те, в благодарность за услугу, дерут с жильцов по двойному тарифу. Так, например, Макеевский горсовет настоятельно рекомендовал ОСМД заключать договора с КП «Комунтранс» по вывозу мусора, услуги которого тарифицировались в два раза выше, чем у частных конкурентов.

Похоже, идея создания ОСМД была интересна исключительно центральной власти, которая пыталась переложить проблемы по содержанию многоквартирных домов на плечи жильцов. Власть же местная всячески пыталась удержать тарифные поступления от жильцов под своим контролем. Иначе как объяснить повсеместную дискредитацию и торможение общегосударственной программы? АМКУ после проверки называет только несколько «кричащих» фактов – в городе Сумы, где ОСМД «Харьковский», собрал и подал документы для принятия дома на свой баланс еще в 2007-м, а Сумской горсовет «отпустил» жильцов в ОСМД только в конце 2009-го. Техническую же документацию на дом не отдали и по сей день. А в Чернигове ОСМД «Славутич-89» с 2008-го пытается взять дом на свой баланс, а у чиновников все руки не доходят, чтобы отпустить жильцов с миром в свободное плаванье.

На самом деле аналогичная ситуация наблюдается повсеместно. Ведь жильцы забирают не только дом, но требуют и придомовую землю отдать им в собственность. А это уже прямое покушение на доходы, как чиновников, так и ЖЭКов, сдающих в аренду неделимую собственность жильцов, интересную бизнесменам.

За 2010-2011 годы АМКУ проверило более 12 тысяч ОСМД (почти все, их в стране – около 12,5 тыс.). По итогам проверки было открыто около 260 дел о нарушении конкурентного законодательства и разработано 230 обязательных для рассмотрения рекомендаций. Сотни интересных для правоохранительных органов эпизодов.

Общую невеселую картину с деятельностью ОСМД первый заместитель главы АМКУ Рафаэль Кузьмин предлагает исправлять коррекцией существующей нормативно-правовой базы. Более четко, считают в АМКУ, следует определить форму обращения граждан о передаче домов на баланс ОСМД. Нужно разработать полный перечень документов, необходимый для передачи многоквартирного дома и его придомовой территории на баланс объединения совладельцев, конкретизировать сроки рассмотрения такого обращения, предусмотрев при этом и механизм «молчаливого согласия». Ну и последнее - работать новые условия будут только при наличии жесткой ответственности за нарушение сроков рассмотрения вопроса.

Уж коль в нашей стране разного рода мошенники всякий раз выходят сухими из скандалов, создавая свои жульнические схемы на том, что «делать не запрещено», нужно создать и ряд ограничений. Например, запретить создание ОСМД компаниями-застройщиками и связанными с ними лицами; ограничить размеры членских взносов; установить предельный срок управления жилищным комплексом. А также – запретить брать деньги за вступление в ОСМД и штрафовать за досрочное расторжение договора с управляющей (или эксплуатирующей) компанией по требованию ОСМД.

К новому году, одним словом, будет готова вся законодательная база для «реабилитации» ОСМД в глазах жильцов дома. Если честно, сегодня сложно понять, каким образом все многообразие вопросов, связанных с эксплуатацией многоквартирных домов, государство собирается подвести под единый знаменатель. Главное, чтобы в результате этих новаций жильцы получили не только обязанности, но и реальные права. Иначе заманить жильцов в ОСМД не удастся. Ведь не во всех ОСМД жильцам живется хорошо…

VEhrNGRreDZWWFF3VEd0bk1FeHlVWE5PUXprd1RFUlJkVE42VVc1MFEyZ3dTbnBSYkVFOVBRPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх